Достижения и награды:
Образовательная программа 53.03.05 «Дирижирование» успешно прошла процедуру профессионально-общественной аккредитации (регистрационный номер № 1341-08-А083.1 от 30.01.2019 г.). Аккредитующая организация: Национальный аккредитационный совет, Национальный центр профессионально-общественной аккредитации.
Многие студенты, обучающиеся по данным образовательным программам, добились значительных успехов, став лауреатами престижных Всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Четвертый всероссийский конкурс дирижеров академических хоров–студентов средних и высших учебных заведений «Хоровая провинция», IX Всероссийский конкурс молодых дирижеров-хормейстеров им. С.А. Казачкова, Международных конкурс хоровых дирижеров имени И.А. Михайловского, V Всероссийский конкурс хоровых дирижеров посвященный 150-летию со дна рождения С.В. Рахманинова и др.
Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» достиг впечатляющих результатов на международной арене, завоевав ряд престижных наград: звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016); Гран-При Европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017); Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018); Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019).
Профессорско-преподавательский состав:
Высокое качество подготовки студентов на кафедре хорового дирижирования достигается благодаря опыту и профессионализму преподавательского состава. Кафедра представлена следующими специалистами:
Ресурсы Академии:
Академия располагает всеми необходимыми ресурсами для обеспечения качественного образовательного процесса. Материально-техническая база академии включает в себя современное оборудование и инфраструктуру, которая соответствует требованиям современных стандартов образования.
Учебно-методическая документация и материалы предоставляются студентам по всем учебным курсам и дисциплинам, включая модули и практики. Каждый студент имеет доступ к электронной информационно-образовательной среде, что позволяет эффективно использовать цифровые ресурсы для обучения и самообразования.
Академия располагает необходимыми материально-техническими условиями для качественного проведения учебного процесса, оснащена необходимым инструментарием и техническими средствами. Реализация основных профессиональных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к электронной информационно-образовательной среде, оборудованные компьютерные классы обеспечивают возможность использования программного обеспечения и доступа к интернет ресурсам. Библиотека и фонотека академии содержат обширный фонд литературы, аудио- и видеоматериалов, которые регулярно обновляются и пополняются новыми изданиями. Читальный зал оборудован рабочими местами с доступом к интернету, что облегчает проведение исследовательской работы и подготовку к занятиям. Иногородние студенты могут воспользоваться возможностью проживания в общежитии, предоставляемым академией.
Все эти условия создают оптимальную среду для успешного освоения учебных программ и развития профессиональных навыков студентов.
Научная деятельность:
Кафедра хорового дирижирования активно участвует в научно-исследовательской деятельности, направленной на изучение актуальных проблем музыкального искусства. Основные направления научных исследований членов кафедры отражены в публикациях и научных трудах.
А.С. Рыжинский специализируется на изучении хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века. Он является автором значимых работ: Монография «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга», Монография «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция», нескольких учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки», «"История хоровой музыки" как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера», ряда статей.
Научные интересы П.Е. Карпова связаны с исследованием отечественной хоровой музыки XX века. Его публикации включают: главу в монографии «Крупные жанровые формы хорового творчества А. Ларина»//Выплывет ли град Китеж?», исследовательский очерк «Стилевые черты раннего хорового творчества Сергея Василенко», несколько учебно-методических пособий.
Н.Ю. Филатова сосредотачивается на исследовании современной отечественной вокально-хоровой музыки. Она является автором: ряда статей, посвящённых творчеству композитора Ю.М. Буцко, учебно-методического пособия «Вокальная подготовка студентов дирижерско-хоровой специализации», а также серии статей.
Преподаватели кафедры вносят значительный вклад в развитие музыкального искусства и науки, обогащая образовательный процесс новыми знаниями и методическими разработками.
Образование:
Академическая активность поддерживается на высоком уровне за счет организации концертно-исполнительской и творческой деятельности. Студенты участвуют в концертной жизни, выступая на различных концертных площадках. Концерты включают в себя как сольные хоровые выступления, так и совместные проекты с профессиональными оркестрами и хоровыми коллективами. Регулярные выступления позволяют студентам приобрести сценический опыт, улучшить свои исполнительские навыки и научиться работать в условиях реального концерта. Кроме того, студенты принимают участие в гастрольных турах, что расширяет их культурный кругозор и дает возможность представить свое творчество широкой публике.
Посещение концертов современных выдающихся исполнителей и мастер-классов известных дирижеров помогает студентам быть в курсе последних тенденций в мире музыки, предоставляет уникальную возможность получить ценные советы от признанных мастеров, а также познакомиться с различными подходами к работе с хором.
Участие во всероссийских и международных конкурсах позволяет студентам продемонстрировать знания и умения, получить объективную оценку своих способностей. Это также стимулирует стремление к самосовершенствованию и достижению новых высот в профессиональной деятельности.
При реализации программ используются личностно-ориентированные и практико-ориентированные технологии, различные виды учебной работы, в том числе: творческое интерактивное занятие – индивидуальное, мелкогрупповое, групповое занятие, предполагающие приоритетное использование интерактивных форм обучения; различные типы лекций: вводная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, установочная, междисциплинарная; семинар – практическое занятие, являющееся дополнением лекционных занятий.
Образовательные программы охватывают широкий спектр практической деятельности, что позволяет студентам не только закрепить теоретические знания, но и развить профессиональные навыки через практическое участие в различных видах деятельности. Реализуемые виды практики: педагогическая практика – проводится на базе Музыкального училища имени Гнесиных; исполнительская практика и творческая практика – проходят в хоровых коллективах. Студенты получают опыт выступления перед публикой, участия в репетициях и концертах, а также развивают навыки ансамблевой игры и взаимодействия с другими музыкантами, преддипломная практика и научно-исследовательская работа – направлены на подготовку к написанию дипломной работы/магистерской диссертации. В ходе этой практики студенты собирают материалы, проводят исследования и анализируют данные, необходимые для написания выпускной квалификационной работы (ВКР), практика работы с хором, концертно-просветительская работа.
Кроме того, студенты имеют возможность включать в свой учебный план дисциплины по выбору, что способствует индивидуализации образовательного процесса. Также они могут выбрать научного руководителя для своей выпускной работы и самостоятельно определить тему исследования, что развивает навыки самостоятельного мышления и принятия решений.
Таким образом, образовательные программы сочетают в себе академическое обучение с практическим опытом, что делает их максимально эффективными для подготовки специалистов высокого уровня в области хорового дирижирования.
Стратегическое партнерство:
Дирижерский факультет поддерживает тесное сотрудничество с рядом ведущих музыкальных коллективов, что значительно обогащает образовательный процесс и предоставляет студентам уникальные возможности для профессионального роста. Среди партнеров факультета можно выделить следующие организации: Государственную академическую хоровую капеллу имени А.А. Юрлова, Московский музыкальный театр «Геликон-опера» и др.