Достижения и награды:
Большинство студентов, обучающихся по образовательной программе, являются лауреатами международных и всероссийских конкурсов. Всероссийский музыкальный конкурс, Международный конкурс виолончелистов им.Святослава Кнушевицкого,
Всероссийский конкурс виолончелистов им.С.М.Козолупова, Конкурс им.Чайковского, Международные конкурсы в США, Франции, Уэльсе, Испании, Болгарии, Сербии, Македонии, Венгрии и др.- вот далеко не полный список исполнительских достижений студентов кафедры.
Выпускники прошлых лет ныне артисты таких известных коллективов как оркестр Большого театра России, Мариинского театра, театра «Новая опера», Большой симфонический оркестр им. П.И.Чайковского, Национальный Филармонический Оркестр России под управлением В.Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Российский Национальный Молодёжный Оркестр, Оркестр театра оперы и балета г. Казань, Bayerisches Staatsorkester (Германия), а также преподают в различных учебных заведениях, в том числе и в Высших учебных заведениях Швейцарии, США, Японии.
Концерты преподавателей проходят в различных городах России, Германии, Италии, Испании, Японии, Великобритании, Румынии, Чехии и многих других стран.
Трое выпускников: профессор Е.Н.Жулёва, доценты Н.С.Иванова и В.В.Провотарь стали ведущими преподавателями кафедры.
Профессорско-преподавательский состав:
Высокий уровень освоения программы обеспечивает коллектив преподавателей, обладающих высоким уровнем педагогической и исполнительской квалификации. В составе кафедры 6 профессоров, 2 доцента, 1 старший преподаватель и 1 преподаватель. Все преподаватели являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов и ведут активную концертную деятельность как сольную, так и в составах ведущих музыкальных коллективов России. Почётного звания «Народный артист России» удостоен 1 преподаватель, «Заслуженный артист России» - 3 преподавателя, «Заслуженный деятель искусств РФ» - 3 преподавателя, «Заслуженный работник культуры РФ» - 1 преподаватель, кандидат искусствоведения – 1 преподаватель.
Ресурсы Академии:
Для полноценного обучения студентов и прохождения ими различного вида практик Академия располагает обширной материально-технической базой. 4 концертных зала, звукозаписывающая аудио и видео аппаратура, специализированные классы для индивидуальных и практических занятий по дисциплинам специального цикла, библиотечный фонд, читальный зал с возможностью подключения к электронным библиотекам.
Научная деятельность:
Трудно переоценить вклад преподавателей кафедры в развитие и сохранение лучших традиций русской исполнительской школы. Преподавателями кафедры регулярно публикуются методические статьи в известных журналах как Российских, так и международных. Перечислим лишь некоторые из них: Н.Х.Шамеева автор многих статей об арфистах в БРЭ. Неоценимым вкладом Наталии Хамидовны в сохранение и развитие Русской арфовой школы являются книги, посвящённые выдающимся музыкантам: «Мария Корчинская. Из истории арфового искусства» (2021г.), «Вера Дулова. Воспоминания. Статьи. Документы». В 2005 году издательство «Salvi publication» (США) выпустило в редакции М.М. Агазарян произведение Е.Вальтер-Кюне – Фантазия на темы оперы П.Чайковского «Евгений Онегин», издательством «Harp masters» (Швейцария) опубликованы Глинка-Балакирев «Жаворонок» (2009) и К.Эрдели «Элегия памяти Глинки» (2011) в ее же исполнительской редакции. Помимо того, М.М. Агазарян – автор ряда статей в различных журналах, «Основы современной постановки контрабасиста-оркестранта» (А.А.Бельский), «Инструмент с человеческим голосом. Формирование выразительных приёмов игры на виолончели» (А.И.Загоринский) Виолончельная техника. Основные вопросы виолончельной педагогики» (Н.С.Иванова). Огромный вклад в развитие виолончельного искусства России внёс профессор В.К.Тонха. Издательством «Музыка» выпущены «Антология Русской виолончельной музыки» (8 тетрадей), сборники произведений Чайковского, Рахманинова, Альбениса, Яначека, Давыдова для виолончели в переложении В.К.Тонха.
Образование:
Студенты кафедры занимаются концертно-исполнительской и научно-методической деятельностью, попутно проходя производственную и педагогическую практики на базе Академии, крупнейших залов Москвы и России, Музыкального училища имени Гнесиных. Преподавателями кафедры при поддержке Московского музыкального общества организован ряд крупных фестивалей, в которых ежегодно принимают участие студенты кафедры: «Арфовое искусство России», «Виолончельные поколения», «Гнесинские арфисты представляют», «Фестиваль памяти Н.Хоменко», циклы концертов «Виолончельный собор», «Виолончельный зодиак», «Виолончельный дивертисмент», «Московская студия контрабаса». Всё это способствует творческому развитию обучающихся и даёт возможность молодым музыкантам выступать на лучших сценах городов России и за рубежом.
Стратегическое партнерство:
Важной частью образовательного процесса является творческое общение с преподавателями из других музыкальных учебных заведений России и с зарубежными коллегами. Кафедра поддерживает многолетнее сотрудничество с Московской государственной консерваторией им. П.И.Чайковского, МССМШ им.Гнесиных, Санкт-Петербургской консерваторией им. Н.А.Римского-Корсакова, Саратовским областным колледжем искусств, Саратовской консерваторией им. Л.В.Собинова, Высшей школой музыки Республики Саха (Якутия), Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского.
Важнейшими партнёрами, помогающими освоить учебную программу являются Московское музыкальное общество, фонд «Новые имена», благотворительные фонды Владимира Спивакова и Юрия Розума.
Кафедра тесно сотрудничает с Международной Академией «Harp masters» в Швейцарии, Лондонской Королевской Академии музыки, Белорусской государственной академией музыки, г.Минск, Высшей школой музыки королевы Софии и Королевской консерваторией Мадрида, Испания. Фестиваль арфа Минск. Настоящей творческой лабораторией можно назвать международные фестивали контрабасового и арфового искусства «Cello-Bass» и «Страницы пятивековой истории контрабаса», «Две две столицы» (г.Минск)