Аспирантура

Об аспирантуре

Аспирантура в РАМ имени Гнесиных (до 1992 г. ГМПИ им. Гнесиных) была организована в 1948 году.

В числе первых аспирантов института были – Б.С.Ионин, Г.А.Мальцева, О.Д.Бошнякович, В.А.Берлинский, Ф.Г.Арзаманов, Л.Б.Дмитриев, Л.Б.Булатова, И.П.Мозговенко, И.А. Гивенталь, Е.В.Назайкинский, М.А.Этингер и др. Руководителями первых аспирантов были известные профессора – Е.Ф.Гнесина, Г.Г.Нейгауз, Т.Д.Гутман, Н.Д.Шпиллер, К.Б.Птица, А.Д.Алексеев, Ю.И.Янкелевич, А.Л.Иохелес, Н.А.Вербова, М.С.Пекелис, С.С.Скребков, Б.В.Левик и другие.

В 1968 году произошло разделение на аспирантуру (для музыковедов) и ассистентуру-стажировку (для исполнителей и композиторов). За прошедшие годы нашу аспирантуру (музыковеды) окончили свыше тысячи человек, ассистентуру-стажировку – более 2,5 тысяч человек. Во многих вузах России и зарубежных стран работают выпускники аспирантуры и ассистентуры ГМПИ – РАМ им. Гнесиных, большая часть из них стали профессорами вузов, известными учеными и исполнителями.

В настоящее время в Академии ведется подготовка аспирантов и соискателей по направлениям подготовки 50.06.01 Искусствоведение и 44.06.01 Образование и педагогические науки (научные специальности: 17.00.02 – Музыкальное искусство и 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка).

Прием в аспирантуру Академии проводится в соответствии с действующим Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным Приказом №233 от 26 марта 2014 г. Министерства образования и науки РФ (с изменениями от 19 мая 2015 г.), Положением об организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (утв. 30.09.2014 на заседании Ученого совета РАМ имени Гнесиных) и планом Министерства культуры РФ, утверждаемым на текущий год (это, как правило, 5 бюджетных мест для приема на очное отделение аспирантуры). Ежегодный конкурс в аспирантуру составляет в среднем 3-3,5 человека на место. В настоящее время в Академии ведется прием на бюджетное и платное отделения очной формы обучения, на платное отделение заочной формы обучения.

Одновременно в аспирантуре обучается около 40 человек. Руководство аспирантами и соискателями осуществляют 63 профессора (в т.ч. 15 докторов наук и 11 кандидатов наук), 18 доцентов (в т.ч. 18 кандидатов наук). Многие из них – народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, ученые и исполнители, известные в нашей стране и за рубежом.

Круг научных интересов аспирантов Академии достаточно широк: это исследования по теории музыки, по истории музыкальной культуры – русской и зарубежной, по истории, теории и методике исполнительского искусства; по истории и теории музыкальной эстетики; по истории, теории и методике музыкального образования и воспитания.

За последние 5 лет кандидатские диссертации защитили свыше 30 выпускников аспирантуры.

Основные образовательные программы и учебные планы

Образовательные стандарты

Локальные акты, регламентирующие образовательный процесс

Обучение

Кандидатские экзамены

  • Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Согласно приказу № 696 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. кандидатские экзамены устанавливаются по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине.
  • Результаты кандидатских экзаменов, сданных до 1 июля 2005 г. (кроме результатов кандидатских экзаменов, сданных по программам, утвержденным приказом № 697 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г.), действительны до 1 января 2009 г. (приказ № 2009 Министерства образования РФ от 30.04.2004 г.)
  • Кандидатские экзамены – информация на сайте ВАК – http://vak.ed.gov.ru
  • Программы постоянно обновляются. Следите за информацией на сайте ВАК.
  • Программа кандидатского экзамена по специальности 17.00.02 “Музыкальное искусство”
  • Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 “Теория и методика обучения и воспитания (музыка)”

Вопросы и требования к кандидатским экзаменам

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

Требования к реферату по истории и философии науки

Требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку

Памятка для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по специальности 17.00.02

Памятка для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по специальности 13.00.02

Порядок присуждения ученых степеней

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842 см. здесь

Действующий Стандарт оформления диссертации и автореферата диссертации

ГОСТ Р 7.0.11-2011 см. здесь

Соискательство

О подготовке кандидатских диссертаций лицами, прикрепляемыми к кафедрам в РАМ имени Гнесиных

  1. Прикрепление лиц для подготовки кандидатской диссертации в РАМ имени Гнесиных осуществляется по научной специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство.
  2. Срок прикрепления для подготовки кандидатской диссертации – не более 3 лет.
  3. В соответствии с порядком прикрепления лиц для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ аспирантуры (Приказ Минобрнауки от 28.03.2014 № 248) установить сроки для подачи заявлений с приложением соответствующих документов — c 1 июля по 25 августа 2020 г.
    – заявление о прикреплении для подготовки диссертации (скачать .doc, .pdf)
    – заявление о прикреплении для сдачи кандидатских экзаменов (скачать .doc, .pdf)
    По вопросу предоставления документов необходимо обращаться по электронным почтам: aspirantura@gnesin-academy.ru, edu@gnesin-academy.ru
  4. Прикрепляемые лица обязаны предоставить все необходимые документы в установленные сроки в полном объеме в соответствии с Порядком прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре РАМ имени Гнесиных
  5. Комиссия, рассматривающая документы о прикреплении, назначается приказом ректора РАМ имени Гнесиных. После принятия комиссией положительного решения с прикрепляемым лицом заключается договор. После оплаты по договору издается приказ ректора о прикреплении. Стоимость прикрепления.

Приказ о прикреплении лиц для подготовки кандидатской диссертации (Приказ №824 от 08.09.2017)

Приказ о прикреплении лиц для подготовки кандидатской диссертации (Приказ №908 от 07.09.2018)

Приказ о прикреплении лиц для подготовки кандидатской диссертации (Приказ №877 от 06.09.2019)

Порядок прикрепления лиц для подготовки кандидатской диссертации (Приказ Минобрнауки от 28.03.2014 № 248)

Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, порядок сдачи кандидатских экзаменов и их перечень (Приказ Минобрнауки № 247 от 28.03.2014 года)

В соответствии с порядком прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов установить сроки для подачи заявлений с приложением соответствующих документов — c 01 июля по 25 августа 2020 г.

Порядок присуждения ученых степеней

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842

Поступление

Стоимость обучения

Требования к вступительному экзамену по специальной дисциплине: направление подготовки 50.06.01 – Искусствоведение, направленность (профиль) 17.00.02 – Музыкальное искусство

Экзамен состоит из двух разделов:

1. Обсуждение реферата. Вопросы по теме и библиографии предполагаемого исследования.

Помимо общей характеристики предполагаемой работы, реферат должен в той или иной форме показать определенную степень продуманности и разработанности тех исследовательских задач, которые абитуриент ставит перед собой.

Реферат – в объеме 1 п.л. (24 стр.) – должен содержать:

а) обоснование актуальности темы и практической значимости будущего исследования;

б) предполагаемый план научно-квалификационной работы (диссертации);

в) фрагмент исследования, раскрывающий потенциальные исследовательские возможности поступающего и научную перспективность избранной темы.

Желательно представление опубликованных или рукописных работ поступающего.

2. Устный ответ на вопрос из области теории и истории музыки.
Ответ на вопрос предполагает анализ музыкального произведения XVII–XX веков, предложенного комиссией (часть симфонии, камерного ансамбля, концерта, сонаты, вокально-инструментальное, хоровое сочинение — как правило, из тех, что включены в программы обучения музыковеда в музыкальном вузе). Время на подготовку — 5 минут, ракурс анализа выбирает абитуриент (место в истории музыки, в творчестве композитора, в историческом контексте, жанр, стиль, особенности музыкального языка, формы и тематического развития, оркестровая техника и пр.).

Примеры сочинений:
– Л. Бетховен. Симфония № 7, ч. 2.
– И.С. Бах. Agnus Dei из Мессы h-moll.
– И. Брамс. Одна из частей «Немецкого реквиема»
– Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты, 1 ч.
– Д. Шостакович. Симфония № 5, 3 ч.
– С. Прокофьев. Соната № 8 для фортепиано, 1 ч.
– И. Стравинский. Одна из частей «Симфонии псалмов».
– Г. Свиридов. Один из номеров хорового концерта «Пушкинский венок» или другого хорового цикла

Требования к структуре и содержанию реферата

Каждый поступающий в аспирантуру представляет письменную работу по теме будущего исследования (реферат) объемом 1 п.л. (24 стр.), в которой должны содержаться основные положения – программные, гипотетические, методологические, структурные и т.д. Общий абрис текста можно представить в следующих характеристиках:

1. Наименование будущего исследования должно быть раскрыто в основной проблеме работы, объединяющей более частные аспекты, местные задачи. Для того чтобы обозначить основную проблему, следует проанализировать ситуацию, сложившуюся в области изучаемого объекта: научное знание о нем, конкретные подходы, результаты изучения. Нужно также сформулировать цель исследования, которая, как правило, шире и значительнее избранного предмета. Работа должна содержать:

  • Описание материала, на котором будут строиться научные выводы, необходимого для решения поставленной проблемы и конкретных субпроблем.
  • Описание используемых методов исследования. В случае комплексного подхода, привлечения научного знания из смежных областей – объяснение необходимости этого. Имеется в виду профессиональная осведомленность в специфических частных методиках, процедурах анализа и т.п.
  • Описание структуры будущего текста (предположительный план, выражающий основные идеи будущей работы) – с учетом деления на части, разделы, параграфы и т.п. Необходима краткая аннотация того, о чем автор намеревается писать с целью начального осознания развития творческой мысли, ее логического становления.
  • Желательно изложение «рабочей гипотезы» как интуитивного видения результатов, подтвержденного уже проведенным исследованием (имеется в виду, например,– выводы, сделанные в дипломной работе студента). Гипотеза как «предварительное суждение о закономерной связи явлений» оформляется на данной стадии в виде характеристики, еще не получившей облика тех научных суждений, которые связываются с теоретической концепцией, определенными дефинициями понятий, четко структурированным текстом высказывания.

2. К программе будущего исследования должна быть приложена библиография (возможно, и нотография). Это может быть или список литературы, или библиографическое описание на карточках (возможно включение как прочитанной, так и непрочитанной, но обнаруженной литературы). Библиография должна содержать новейшую литературу по избранной теме, последние исследования в изучаемой области.

3. Программа будущего исследования, кроме «установочной» части, предполагает аналитический текст, иллюстрирующий владение материалом, терминологическим аппаратом, литературно-научной прозой. Если избранная тема является продолжением исследования, начатого в дипломной работе, то можно представить из нее аналитический раздел – при условии соответствия с поставленными задачами и пр. (см. п. 1 данной записки).

Реферат предоставляется в письменном виде не менее, чем за пять дней до проведения вступительного испытания

Требования к вступительному экзамену по специальной дисциплине: направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки, направленность (профиль) 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Экзамен состоит из двух разделов:

1. Обсуждение реферата. Вопросы по теме и библиографии предполагаемого исследования.

Помимо общей характеристики предполагаемой работы, реферат должен в той или иной форме показать определенную степень продуманности и разработанности тех исследовательских задач, которые абитуриент ставит перед собой.

Реферат – в объеме 1 п.л. (24 стр.) – должен содержать:

а) обоснование актуальности темы и практической значимости будущего исследования;

б) предполагаемый план научно-квалификационной работы (диссертации);

в) фрагмент исследования, раскрывающий потенциальные исследовательские возможности поступающего и научную перспективность избранной темы.

Желательно представление опубликованных или рукописных работ поступающего.

2. Устный ответ на один из проблемных вопросов в области теории и методики обучения и воспитания (музыка): теоретико-методологические основы теории, методики и технологии музыкального образования (обучения, воспитания, развития) на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.

Требования к структуре и содержанию реферата

Каждый поступающий в аспирантуру представляет письменную работу по теме будущего исследования (реферат) объемом 1 п.л. (24 стр.), в которой должны содержаться основные положения – программные, гипотетические, методологические, структурные и т.д. Общий абрис текста можно представить в следующих характеристиках:

1. Наименование будущего исследования должно быть раскрыто в основной проблеме работы, объединяющей более частные аспекты, местные задачи. Для того чтобы обозначить основную проблему, следует проанализировать ситуацию, сложившуюся в области изучаемого объекта: научное знание о нем, конкретные подходы, результаты изучения. Нужно также сформулировать цель исследования, которая, как правило, шире и значительнее избранного предмета. Работа должна содержать:

  • Описание материала, на котором будут строиться научные выводы, необходимого для решения поставленной проблемы и конкретных субпроблем.
  • Описание используемых методов исследования. В случае комплексного подхода, привлечения научного знания из смежных областей – объяснение необходимости этого. Имеется в виду профессиональная осведомленность в специфических частных методиках, процедурах анализа и т.п.
  • Описание структуры будущего текста (предположительный план, выражающий основные идеи будущей работы) – с учетом деления на части, разделы, параграфы и т.п. Необходима краткая аннотация того, о чем автор намеревается писать с целью начального осознания развития творческой мысли, ее логического становления.
  • Желательно изложение «рабочей гипотезы» как интуитивного видения результатов, подтвержденного уже проведенным исследованием (имеется в виду, например,– выводы, сделанные в дипломной работе студента). Гипотеза как «предварительное суждение о закономерной связи явлений» оформляется на данной стадии в виде характеристики, еще не получившей облика тех научных суждений, которые связываются с теоретической концепцией, определенными дефинициями понятий, четко структурированным текстом высказывания.

2. К программе будущего исследования должна быть приложена библиография (возможно, и нотография). Это может быть или список литературы, или библиографическое описание на карточках (возможно включение как прочитанной, так и непрочитанной, но обнаруженной литературы). Библиография должна содержать новейшую литературу по избранной теме, последние исследования в изучаемой области.

3. Программа будущего исследования, кроме «установочной» части, предполагает аналитический текст, иллюстрирующий владение материалом, терминологическим аппаратом, литературно-научной прозой. Если избранная тема является продолжением исследования, начатого в дипломной работе, то можно представить из нее аналитический раздел – при условии соответствия с поставленными задачами и пр. (см. п. 1 данной записки).

Реферат предоставляется в письменном виде не менее, чем за пять дней до проведения вступительного испытания

Требования к вступительному экзамену по иностранному языку

Требования к вступительному экзамену по иностранному языку соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (уровень подготовки специалиста или магистра).

Экзамен состоит из трех разделов:

  1. Письменного перевода и чтения текста в соответствии с выбранной научной специальностью (2000 знаков, 60 минут на подготовку со словарем).
  2. Устного перевода теста в соответствии с выбранной научной специальностью (1600 знаков, 20 минут на подготовку без словаря).
  3. Беседы на иностранном языке о творческих профессиональных интересах абитуриента.

Словарями Академия не обеспечивает.

Темы диссертаций

Темы диссертаций аспирантов РАМ имени Гнесиных

Темы диссертаций утверждаются аспирантами в течение 3-х месяцев со дня начала занятий.

Темы диссертаций проходят обсуждение на кафедре, после чего утверждаются на Ученом совете Академии.

Аспиранты обязаны контролировать своевременное прохождение тем на всех этапах их обсуждения.

Окончательные формулировки утвержденных тем с датой их утверждения на Ученом совете Академии вписываются в заполненный Индивидуальный план аспиранта, после чего он сдается в отдел аспирантуры.

Темы диссертаций аспирантов, утвержденные в Российской академии музыки имени Гнесиных – см. файл