Аспирантура

Об аспирантуре

Аспирантура в РАМ имени Гнесиных (до 1992 г. ГМПИ им. Гнесиных) была организована в 1948 году.

В числе первых аспирантов института были — Б.С.Ионин, Г.А.Мальцева, О.Д.Бошнякович, В.А.Берлинский, Ф.Г.Арзаманов, Л.Б.Дмитриев, Л.Б.Булатова, И.П.Мозговенко, И.А. Гивенталь, Е.В.Назайкинский, М.А.Этингер и др. Руководителями первых аспирантов были известные профессора – Е.Ф.Гнесина, Г.Г.Нейгауз, Т.Д.Гутман, Н.Д.Шпиллер, К.Б.Птица, А.Д.Алексеев, Ю.И.Янкилевич, А.Л.Иохелес, Н.А.Вербова, М.С.Пекелис, С.С.Скребков, Б.В.Левик и другие.

В 1968 году произошло разделение на аспирантуру (для музыковедов) и ассистентуру-стажировку (для исполнителей и композиторов). За прошедшие годы нашу аспирантуру (музыковеды) окончили свыше тысячи человек, ассистентуру-стажировку – более 2,5 тысяч человек. Во многих вузах России и зарубежных стран работают выпускники аспирантуры и ассистентуры ГМПИ – РАМ им. Гнесиных, большая часть из них стали профессорами вузов, известными учеными и исполнителями.

В настоящее время в Академии ведется подготовка аспирантов и соискателей по направлениям подготовки 50.06.01 Искусствоведение и 44.06.01 Образование и педагогические науки (научные специальности: 17.00.02 –  Музыкальное искусство и 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка).

Прием в аспирантуру Академии проводится в соответствии с действующим Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным Приказом №233 от 26 марта 2014 г. Министерства образования и науки РФ (с изменениями от 19 мая 2015 г.), Положением об организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных» (утв. 30.09.2014 на заседании Ученого совета РАМ имени Гнесиных) и планом Министерства культуры РФ, утверждаемым на текущий год (это, как правило, 5 бюджетных мест для приема на очное отделение аспирантуры). Ежегодный конкурс в аспирантуру составляет в среднем 3-3,5 человека на место. В настоящее время в Академии ведется прием на бюджетное и платное отделения по очной формы обучения.

Одновременно в аспирантуре обучается около свыше 60 человек. Руководство аспирантами и соискателями осуществляют 63 профессора (в т.ч. 15 докторов наук и 11 кандидатов наук), 18 доцентов (в т.ч. 18 кандидатов наук). Многие из них – народные и заслуженные артисты, заслуженные деятели искусств, ученые и исполнители, известные в нашей стране и за рубежом.

Круг научных интересов аспирантов Академии достаточно широк: это исследования по теории музыки, по истории музыкальной культуры – русской и зарубежной, по истории, теории и методике исполнительского искусства; по истории и теории музыкальной эстетики; по истории, теории и методике музыкального образования и воспитания.

За последние 5 лет кандидатские диссертации защитили свыше 30 выпускников аспирантуры.

Основные образовательные программы:

Образовательные стандарты:

Положения:

Приказы:

Аккредитация

Обучение

Стоимость обучения (см.здесь)

Расписание сессии 2017-2018 уч.года:

Расписание Государственной итоговой аттестации

Расписание летней сессии направление подготовки 50.06.01 — искусствоведение

Расписание летней сессии направление подготовки 44.06.01 — Образование и педагогические науки

Кандидатские экзамены

  • Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук. Согласно приказу № 696 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. кандидатские экзамены устанавливаются по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине.
  • Результаты кандидатских экзаменов, сданных до 1 июля 2005 г. (кроме результатов кандидатских экзаменов, сданных по программам, утвержденным приказом № 697 Министерства образования РФ от 17.02.2004 г.), действительны до 1 января 2009 г. (приказ № 2009 Министерства образования РФ от 30.04.2004 г.)
  • Кандидатские экзамены – информация на сайте ВАК — http://vak.ed.gov.ru
  • Программы постоянно обновляются. Следите за информацией на сайте ВАК.
  • Программа кандидатского экзамена по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство»
  • Программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)»
  • Рабочая программа кандидатского экзамена по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» (преп. Малинковская А.В.)
  • Программа кандидатского экзамена по специальности 09.00.04 «Эстетика»

Вопросы и требования к кандидатским экзаменам

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

Требования к реферату по истории и философии науки

Требования к кандидатскому экзамену по иностранному языку

Памятка для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский экзамен по специальности 17.00.02

Порядок присуждения ученых степеней

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842 см. здесь

Действующий Стандарт оформления диссертации и автореферата диссертации

ГОСТ Р 7.0.11-2011 см. здесь

Учебные планы:

Соискательство

О подготовке кандидатских диссертаций лицами, прикрепляемыми к кафедрам в РАМ им. Гнесиных

  1. Прикрепление лиц для подготовки кандидатской диссертации в РАМ им. Гнесиных осуществляется по научной специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство.
  2. Срок прикрепления для подготовки кандидатской диссертации — не более 3 лет.
  3. В связи с утверждением нового порядка прикрепления лиц для подготовки кандидатской диссертации без освоения программ аспирантуры (Приказ минобрнауки № 248 от 28.03.2014 г.) установить сроки для подачи заявлений с приложением соответствующих документов — c 1 мая по 31 июля 2018 г.
  4. Прикрепляемые лица обязаны предоставить все необходимые документы в установленные сроки в полном объеме в ссответствии с Порядком прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидатат наук.
  5. Комиссия, рассматривающая документы о прикреплении, назначается приказом ректора РАМ им. Гнесиных. После принятия комиссией положительного решения с прикрепляемым лицом заключается договор. После оплаты по договору издается приказ ректора о прикреплении.

Порядок прикрепления лиц для подготовки кандидатской диссертации (Приказ Минобрнауки № 248 от 28.03.2014 года)

Порядок прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, порядок сдачи кандидатских экзаменов и их перечень (Приказ Минобрнауки № 247 от 28.03.2014 года)

В связи с утверждением нового порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов (Приказ минобрнауки № 247 от 28.03.2014 г.) установить сроки для подачи заявлений с приложением соответствующих документов — c 02 апреля по 30 апреля 2018 г.

Порядок присуждения ученых степеней

Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842  см. здесь

Поступление

Требования к вступительному экзамену по специальной дисциплине: направление подготовки 50.06.01 – Искусствоведение, направленность (профиль) 17.00.02 – Музыкальное искусство

Экзамен состоит из двух разделов:

1.  Обсуждение реферата. Вопросы по теме и библиографии предполагаемого исследования.

Помимо общей характеристики предполагаемой работы, реферат должен в той или иной форме показать определенную степень продуманности и разработанности тех исследовательских задач, которые абитуриент ставит перед собой.

Реферат – в объеме 1 п.л. (24 стр.) – должен содержать:

а)  обоснование актуальности темы и практической значимости будущего исследования;

б)  предполагаемый план научно-квалификационной работы (диссертации);

в) фрагмент исследования, раскрывающий потенциальные исследовательские возможности поступающего и научную перспективность избранной темы.

Желательно представление опубликованных или рукописных работ поступающего.

2.  Устный ответ на вопрос из области теории и истории музыки.
Ответ на вопрос предполагает анализ музыкального произведения XVII–XX веков, предложенного комиссией (часть симфонии, камерного ансамбля, концерта, сонаты, вокально-инструментальное, хоровое сочинение — как правило, из тех, что включены в программы обучения музыковеда в музыкальном вузе). Время на подготовку — 5 минут, ракурс анализа выбирает абитуриент (место в истории музыки, в творчестве композитора, в историческом контексте, жанр, стиль, особенности музыкального языка, формы и тематического развития, оркестровая техника и пр.).

Примеры сочинений:
— Л. Бетховен. Симфония № 7, ч. 2.
— И.С. Бах. Agnus Dei из Мессы h-moll.
— И. Брамс. Одна из частей «Немецкого реквиема»
— Б. Барток. Музыка для струнных, ударных и челесты, 1 ч.
— Д. Шостакович. Симфония № 5, 3 ч.
— С. Прокофьев. Соната № 8 для фортепиано, 1 ч.
— И. Стравинский. Одна из частей «Симфонии псалмов».
— Г. Свиридов. Один из номеров хорового концерта «Пушкинский венок» или другого хорового цикла

Требования к структуре и содержанию реферата

Каждый поступающий в аспирантуру представляет письменную работу по теме будущего исследования (реферат) объемом 1 п.л. (24 стр.), в которой должны содержаться основные положения – программные, гипотетические, методологические, структурные и т.д. Общий абрис текста можно представить в следующих характеристиках:

1. Наименование будущего исследования должно быть раскрыто в основной проблеме работы, объединяющей более частные аспекты, местные задачи. Для того чтобы обозначить основную проблему, следует проанализировать ситуацию, сложившуюся в области изучаемого объекта: научное знание о нем, конкретные подходы, результаты изучения. Нужно также сформулировать цель исследования, которая, как правило, шире и значительнее избранного предмета. Работа должна содержать:

  • Описание материала, на котором будут строиться научные выводы, необходимого для решения поставленной проблемы и конкретных субпроблем.
  • Описание используемых методов исследования. В случае комплексного подхода, привлечения научного знания из смежных областей – объяснение необходимости этого. Имеется в виду профессиональная осведомленность в специфических частных методиках, процедурах анализа и т.п.
  • Описание структуры будущего текста (предположительный план, выражающий основные идеи будущей работы) – с учетом деления на части, разделы, параграфы и т.п. Необходима  краткая аннотация того, о чем автор намеревается писать с целью начального осознания развития творческой мысли, ее логического становления.
  • Желательно изложение «рабочей гипотезы» как интуитивного видения результатов, подтвержденного уже проведенным исследованием (имеется в виду, например,– выводы, сделанные в дипломной работе студента). Гипотеза как «предварительное суждение о закономерной связи явлений» оформляется на данной стадии в виде характеристики, еще не получившей облика тех научных суждений, которые связываются с теоретической концепцией, определенными дефинициями понятий, четко структурированным текстом высказывания.

2. К программе будущего исследования должна быть приложена библиография (возможно, и нотография). Это может быть или список литературы, или библиографическое описание на карточках (возможно включение как прочитанной, так и непрочитанной, но обнаруженной литературы). Библиография должна содержать новейшую литературу по избранной теме, последние исследования в изучаемой области.

3. Программа будущего исследования, кроме «установочной» части, предполагает аналитический текст, иллюстрирующий владение материалом, терминологическим аппаратом, литературно-научной прозой. Если избранная тема является продолжением исследования, начатого в дипломной работе, то можно представить из нее аналитический раздел – при условии соответствия с поставленными задачами и пр. (см. п. 1 данной записки).

Реферат предоставляется в письменном виде не менее, чем за пять дней до проведения вступительного испытания

Требования к вступительному экзамену по специальной дисциплине: направление подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки, направленность (профиль) 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Экзамен состоит из двух разделов:

1.  Обсуждение реферата. Вопросы по теме и библиографии предполагаемого исследования.

Помимо общей характеристики предполагаемой работы, реферат должен в той или иной форме показать определенную степень продуманности и разработанности тех исследовательских задач, которые абитуриент ставит перед собой.

Реферат – в объеме 1 п.л. (24 стр.) – должен содержать:

а)  обоснование актуальности темы и практической значимости будущего исследования;

б)  предполагаемый план научно-квалификационной работы (диссертации);

в) фрагмент исследования, раскрывающий потенциальные исследовательские возможности поступающего и научную перспективность избранной темы.

Желательно представление опубликованных или рукописных работ поступающего.

2.  Устный ответ на один из проблемных вопросов в области теории и методики обучения и воспитания (музыка): теоретико-методологические основы теории, методики и технологии музыкального образования (обучения, воспитания, развития) на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.

Требования к структуре и содержанию реферата

Каждый поступающий в аспирантуру представляет письменную работу по теме будущего исследования (реферат) объемом 1 п.л. (24 стр.), в которой должны содержаться основные положения – программные, гипотетические, методологические, структурные и т.д. Общий абрис текста можно представить в следующих характеристиках:

1. Наименование будущего исследования должно быть раскрыто в основной проблеме работы, объединяющей более частные аспекты, местные задачи. Для того чтобы обозначить основную проблему, следует проанализировать ситуацию, сложившуюся в области изучаемого объекта: научное знание о нем, конкретные подходы, результаты изучения. Нужно также сформулировать цель исследования, которая, как правило, шире и значительнее избранного предмета. Работа должна содержать:

  • Описание материала, на котором будут строиться научные выводы, необходимого для решения поставленной проблемы и конкретных субпроблем.
  • Описание используемых методов исследования. В случае комплексного подхода, привлечения научного знания из смежных областей – объяснение необходимости этого. Имеется в виду профессиональная осведомленность в специфических частных методиках, процедурах анализа и т.п.
  • Описание структуры будущего текста (предположительный план, выражающий основные идеи будущей работы) – с учетом деления на части, разделы, параграфы и т.п. Необходима  краткая аннотация того, о чем автор намеревается писать с целью начального осознания развития творческой мысли, ее логического становления.
  • Желательно изложение «рабочей гипотезы» как интуитивного видения результатов, подтвержденного уже проведенным исследованием (имеется в виду, например,– выводы, сделанные в дипломной работе студента). Гипотеза как «предварительное суждение о закономерной связи явлений» оформляется на данной стадии в виде характеристики, еще не получившей облика тех научных суждений, которые связываются с теоретической концепцией, определенными дефинициями понятий, четко структурированным текстом высказывания.

2. К программе будущего исследования должна быть приложена библиография (возможно, и нотография). Это может быть или список литературы, или библиографическое описание на карточках (возможно включение как прочитанной, так и непрочитанной, но обнаруженной литературы). Библиография должна содержать новейшую литературу по избранной теме, последние исследования в изучаемой области.

3. Программа будущего исследования, кроме «установочной» части, предполагает аналитический текст, иллюстрирующий владение материалом, терминологическим аппаратом, литературно-научной прозой. Если избранная тема является продолжением исследования, начатого в дипломной работе, то можно представить из нее аналитический раздел – при условии соответствия с поставленными задачами и пр. (см. п. 1 данной записки).

Реферат предоставляется в письменном виде не менее, чем за пять дней до проведения вступительного испытания

Требования к вступительному экзамену по иностранному языку

Требования к вступительному экзамену по иностранному языку соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (уровень подготовки специалиста или магистра).

Экзамен состоит из трех разделов:

  1. Письменного перевода и чтения текста в соответствии с выбранной научной специальностью (2000 знаков, 60 минут на подготовку со словарем).
  2. Устного перевода теста в соответствии с выбранной научной специальностью (1600 знаков, 20 минут на подготовку без словаря).
  3. Беседы на иностранном языке о творческих профессиональных интересах абитуриента.

Словарями Академия не обеспечивает.

Экзамен по иностранному языку оценивается по 5-балльной системе.

Стоимость обучения

Публикации

Ученым Советом РАМ имени Гнесиных от 24 ноября 2009 года принято следующее решение: 

Все аспиранты и соискатели в обязательном порядке за время обучения (прикрепления) должны опубликоваться в изданиях Академии, в том числе в журнале «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных».

enlightenedВышли из печати:

Четыре выпуска сборника статей аспирантов и соискателей РАМ имени Гнесиных «ГНЕСИНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА – XXI век».

 

Темы диссертаций

Темы диссертаций аспирантов и соискателей РАМ им. Гнесиных

Темы диссертаций утверждаются аспирантами и соискателями в течение 3-х месяцев со дня начала занятий (начала прикрепления).

Темы диссертаций проходят обсуждение сначала на кафедре, затем на Совете факультета, после чего утверждаются на Ученом совете Академии.

Аспиранты и соискатели обязаны контролировать своевременное прохождение тем на всех этапах их обсуждения.

Окончательные формулировки утвержденных тем с датой их утверждения на Ученом совете Академии вписываются в заполненный Индивидуальный план аспиранта или соискателя, после чего он сдается в отдел аспирантуры.

Темы диссертаций аспирантов и соискателей, утвержденные в Российской академии музыки имени Гнесиных — см. файл