В момент открытия Музыкально-педагогического Института имени Гнесиных в 1945 году, оркестровый факультет состоял из двух кафедр: Кафедра струнных инструментов и Кафедра духовых инструментов. Деканом факультета был доцент А. К. Власов, заведующий кафедрой струнных инструментов – профессор С. М. Козолупов, заведующий кафедрой духовых инструментов – профессор М. И. Табаков. Отделом камерного ансамбля заведовал П. А. Бондаренко.
Первый состав Кафедры струнных инструментов выглядел так:
Профессор Семен Матвеевич Козолупов – заведующий кафедрой
Доцент Александр Кондратьевич Власов (виолончель)
Доцент Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек (скрипка)
Профессор Абрам Ильич Ямпольский (скрипка)
Профессор Вадим Васильевич Борисовский (альт)
Профессор Юрий Маркович Юровецкий (скрипка)
Преподаватель Петр Абрамович Бондаренко (скрипка)
Преподаватель Армен Яковлевич Георгиан (виолончель)
Преподаватель Давид Борисович Любкин (виолончель)
Профессор Ксения Александровна Эрдели (арфа)
Преподаватель Владимир Владимирович Хоменко (контрабас)
Первоначальный план обучения был рассчитан на четыре года и первый выпуск состоялся в 1948-м году. Он состоял из шести человек: А. Лившиц, А. Башмаков (кл. Ю. М. Юровецкого), Л. Гарбуз (кл. В. В. Борисовского), М. Ковальский (кл. С. М. Козолупова), Л. Раков, К. Назарова (кл. В. В. Хоменко).
До 1962 г. кафедра объединяла скрипачей, альтистов, виолончелистов, контрабасистов и арфистов. С 1962 г. она разделилась на две кафедры: скрипки–альта и виолончели-контрабаса и арфы.
Последнюю возглавил профессор А. К. Власов. Он заведовал кафедрой до 1972 года. За это время по специальностям кафедры окончили ГМПИ имени Гнесиных многие, ставшие известными музыканты. Среди них виолончелисты – М. Шевченко, В. Тонха, А. Федорченко, Д. Миллер, С. Липатов, контрабасисты – А. Бельский, И. Ефремов, А. Суссь, А. Михно, арфисты Н. Шамеева, М. Вышнепольская, М. Смирнова, Д. Урманова и ряд других отличных исполнителей, впоследствии ставших, наряду с названными – также известными педагогами.
В 1972 году заведующим кафедрой стал Заслуженный артист РСФСР Лев Борисович Евграфов.
К этому времени состав кафедры выглядел так:
Заслуженный артист РСФСР Л. Б. Евграфов – заведующий кафедрой
Профессор А. К. Власов (виолончель) – заслуженный деятель искусств РФ
Профессор А. Я. Георгиан (виолончель) – заслуженный деятель искусств РФ
Профессор А. П. Стогорский (виолончель)
Доцент В. Л. Симон (виолончель) – народный артист РФ
Доцент Ф. П. Лузанов (виолончель) – народный артист РФ
Доцент Р. Е. Сапожников (виолончель) – кандидат искусствоведения
Преподаватель Б. И. Талалай (виолончель) – кандидат искусствоведения
Профессор В. В. Хоменко (контрабас) – заслуженный деятель искусств РФ
Преподаватель А. А. Бельский (контрабас)
Преподаватель А. В. Михно (контрабас)
Преподаватель К. Б. Высоцкая (контрабас)
Профессор К. К. Сараджева (арфа) – заслуженная артистка РФ
Студенты кафедры продолжали успешные выступления на конкурсах всех уровней. Лауреатами Международных, Всесоюзных, Республиканских конкурсов становятся виолончелисты А. Рудин (класс Л. Б. Евграфова), блистательные победы которого на конкурсах П. И. Чайковского, Г. Кассадо, Всесоюзного надо отметить особо, а также В. Иванов, В. Шохов В. Пономарёв, контрабасист А. Михно, арфистка М. Смирнова.
С 1984 года по настоящее время кафедру возглавляет профессор, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Премии Правительства Москвы Владимир Константинович Тонха.
Последние десятилетия ХХ века и начало ХХI века в значительной степени стали временем смены поколений в составе кафедры.
Ушли из жизни основатели нашего вуза профессора А. Я. Георгиан, А. К. Власов, В. В. Хоменко, старейшие профессора К. К. Сараджева, Ф. П. Лузанов, Б. И. Талалай, Р. Е. Сапожников. Они продолжали свою деятельность практически до конца ХХ века. На смену им пришёл ряд крупных педагогов и исполнителей, профессора: Н. Н. Шаховская – народная артистка СССР, В. А. Берлинский – народный артист России, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Т. А. Гайдамович, Н. Х. Шамеева – заслуженная артистка РФ, А. И. Загоринский – заслуженный артист РФ. Успешно начали педагогическую деятельность молодые музыканты.
На сегодняшний день кафедра виолончели, контрабаса и арфы выглядит так:
Владимир Константинович Тонха – профессор, народный артист РФ, лауреат Премии Правительства Москвы (заведующий кафедрой)
Александр Андреевич Бельский – профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ
Наталия Хамидовна Шамеева – профессор, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженная артистка РФ, кандидат искусствоведения, лауреат Международных конкурсов
Мильда Михайловна Агазарян – профессор, заслуженный работник культуры РФ (а также – приглашенный профессор Лондонской Королевской Академии музыки)
Елена Николаевна Жулёва – профессор, лауреат Международных конкурсов
Александр Игоревич Загоринский – профессор, заслуженный артист РФ, лауреат Международных конкурсов
Владислав Владимирович Провотарь – доцент, лауреат Международных конкурсов
Ростислав Юрьевич Буркин – старший преподаватель, лауреат Международного конкурса
Надежда Сергеевна Иванова – доцент, лауреат Международных конкурсов
Василий Валерьевич Степанов – преподаватель, лауреат Международных конкурсов
Данный список свидетельствует о, вероятно, наиболее высоком проценте ученых и артистических званий в пределах одной кафедры среди музыкальных вузов Российской Федерации. Кафедра виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки имени Гнесиных занимает одно из центральных мест в современной музыкальной педагогике. Интенсивная и результативная деятельность кафедры происходит по многим направлениям. За годы существования кафедры создано большое количество научных работ методических разработок, программ обучения, пользующихся авторитетом и в нашей стране, и за рубежом. Достаточно назвать такие, как «Школа игры на виолончели» (Р. Е. Сапожников), «Аппликатура гамм и арпеджио на контрабасе» (В. В. Хоменко), «Советский арфовый концерт» (Н. Х. Шамеева) и многие другие работы, ставшие одними из самых значительных в отечественной виолончельной, контрабасовой и арфовой педагогике.
Заметный вклад в виолончельную методику внесли работы профессора Б. И. Талалая «Экспериментальные исследования динамики мышечных напряжений у учащихся виолончелистов», центральными издательствами опубликованы работы проф. Н. Х. Шамеевой «Композиторы Русского арфового общества – детям» (Издательство «Композитор»), «М. А. Корчинская – жизнь и творческий путь» в США (издательство «Salvi publication»), Швейцарии, а также издательством «Музыка» опубликован ряд методических работ проф. М. М. Агазарян.
В центральной прессе в разные годы опубликованы статьи по актуальным вопросам музыкальной жизни профессорами В. К. Тонха, М. М. Агазарян, Н. Х. Шамеевой, В. В. Хоменко, А. И. Загоринским.
Центральными издательствами опубликовано большое количество произведений, вошедших в исполнительский и педагогический репертуар во всем мире – по всем специальностям кафедры.
Впервые в России вышла «Антология русской виолончельной музыки» в восьми выпусках (издательство «Музыка», составитель и редактор В. К. Тонха). Всего в транскрипции и под редакцией В. К. Тонха издательствами «Музыка», «Юргенсон», «Композитор» опубликовано около двухсот произведений отечественной и зарубежной виолончельной и камерной музыки. Издательством «Музыка» выпущены «Ансамбли для арфы» (в двух тетрадях) в редакции Н. Х. Шамеевой, в США, Швейцарии опубликованы произведения И. С. Баха, М. Глинки, П. Чайковского в редакции М. М. Агазарян. Множество произведений для контрабаса опубликовано в редакциях В. В. Хоменко, А. А. Бельского, А. В. Михно.
Члены кафедры принимают участие в качестве членов жюри в крупнейших отечественных и международных конкурсах: «имени П. И. Чайковского», «Всероссийский», «имени С. Кнушевицкого», «имени С. Козолупова» (В. К. Тонха), «Всероссийский», «имени С. Козолупова» (А. И. Загоринский), международные конкурсы в России, США, Японии, Южной Корее, Уэльсе (М. М. Агазарян), международные конкурсы в США, Японии, Италии, Израиле (Р. Х. Шамеева), «имени С. Кусевицкого» А. А. Бельский.
По инициативе и участии в качестве организаторов и художественных руководителей, профессорами кафедры в Москве и других городах проводятся крупные фестивали и циклы концертов. В течении 25 лет в Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории и в Концертном зале РАМ имени Гнесиных проходит абонементный цикл концертов виолончельной музыки «Пять столетий». Этот абонемент является вероятно самым продолжительным в российской (и не только) концертной истории: к началу сезона 2020-2021 гг. проведено 73 концерта, и они будут продолжены (рук. В. К. Тонха).
Значительным событием в музыкальной жизни стали единственные в стране фестивали арфовой музыки – «Гнесинские арфисты приглашают» (рук. М. М. Агазарян), «Арфовое искусство России» (рук. Н. Х. Шамеева), «Мир контрабаса» (рук. А. А. Бельский), фестиваль «Виолончельные поколения» (рук. В. К. Тонха), проводимый совместно с Московским музыкальными обществом и проводимый во многих залах Москвы с участием учащихся ДМШ, студентов музыкальных училищ и вузов, преподавателей и профессоров Российской Академии музыки и Московской консерватории, (участие в данном фестивале принимают также другие города), цикл концертов-лекций в Москве, Курске, Уфе, Костроме «Виолончельный дивертисмент» (рук. Е. Н. Жулёва), Международный фестиваль «Страницы пятивековой истории контрабаса» (рук. А. А. Бельский).
Отдельной и важной страницей работы кафедры является исполнительская деятельность. Все без исключения педагоги кафедры по всем трем специальностям – музыканты, известные в России и за рубежом. Их гастрольная карта охватывает всю Россию, большую часть Европы, Америки, Канады, Японии и другие регионы.
Исполнительская биография педагогов кафедры виолончели, контрабаса и арфы РАМ имени Гнесиных – материал для отдельной многостраничной статьи. Достаточно сказать, что многие крупнейшие современные композиторы посвятили им десятки своих сочинений.
На кафедре создан и успешно концертирует единственный в России «Московский виолончельный квартет», о котором Мстислав Ростропович сказал: «Я очень хорошо знаю этот квартет, встречался с ними и в России, и во Франции. Это замечательный ансамбль с выдающейся деятельностью».
Исполнительская деятельность педагогов кафедры отражена также в многочисленных аудио- и видео-записях.
В 2020 году фирмой «Мелодия» к 120-летию со дня рождения Л. В. Бетховена выпущен альбом «Л. Бетховен, Шесть Сонат для виолончели и фортепиано» (В. Тонха, П. Домбровский), А. И. Загоринский записал диски со всеми Сюитами и гамбовыми Сонатами И. С. Баха, Н. Х. Шамеева – два диска «Russian performing School». Первый (и пока единственный) диск с записью виолончели с оркестром русских народных инструментов записан Владимиром Тонха и ОРНИ Всероссийского радио и ТВ с дирижером, народным артистом СССР Николаем Некрасовым. Диск фирмы «Мелодия» с произведением Софии Губайдулиной «Семь Слов» получил высшую награду для CD – Приз парижского журнала «Диапазон» под названием «Золотой диапазон» (исполнители – В. Тонха, Ф. Липс, дирижер – Т. Мынбаев).
Разумеется, это лишь незначительная часть компакт-дисков, записанных педагогами кафедры.
Высокая репутация кафедры на протяжении всего времени ее существования подтверждается уровнем и деятельностью ее выпускников. Воспитанники кафедры занимают видное место в российской музыкальной жизни. Кроме названных выше в последние годы известность приобрели имена молодых, виолончелистов – Р. Хамидуллина, Д. Цыремпиловой, Е. Лариной (кл. В. К. Тонха), Е. Тонха (кл. Н. Н. Шаховской), Д. Гудимова (кл. Е. Н. Жулёвой), арфисток М. Крушевской, Т. Осколковой, В. Вощенниковой, К. Рожковой, В. Лемишенко (кл. М. М. Агазарян), М. Чудаковой, Е. Бушуевой, Е. Мерной (кл. Н. Х. Шамеевой), контрабасистов П. Алфёрова, О. Трусова, К. Соболева (кл. А. А. Бельского). Разумеется, этот список может быть продолжен именами многих отличных выпускников кафедры, как вышеназванных классов так и классов А. И. Загоринского, Р. Ю. Буркина, Н. С. Ивановой, В. В. Провотаря, К. В. Соболева.
В настоящее время на кафедре разрабатываются планы дальнейшего развития по всем перечисленным параметрам деятельности, а также планы создания новых проектов.
РАМ имени Гнесиных для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой сайта в области обработки и защиты персональных данных.