RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Всероссийская теоретическая олимпиада 2022

О проекте

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СОВМЕСТНО С КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

Поздравляем победителей
Всероссийской теоретической олимпиады 2022

Подведены итоги Всероссийской теоретической олимпиады 2022 и определены победители и дипломанты по двум номинациям. Желаем всем участникам творческих успехов, покорения новых вершин и крепкого здоровья!

Итоги Всероссийской теоретической олимпиады 2022

РЕЗУЛЬТАТЫ. ГРУППА I (ТЕОРЕТИКИ)

РЕЗУЛЬТАТЫ. ГРУППА II (ИСПОЛНИТЕЛИ)

Информация об участниках


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Дорогие друзья!

Российская академия музыки имени Гнесиных 21-23 марта 2022 года проводит Всероссийскую теоретическую олимпиаду для абитуриентов, поступающих на музыковедческие и исполнительские специальности.

Форма проведения – очная.

Приглашаются:

  • учащиеся 3 и 4 курсов теоретических отделений музыкальных училищ;
  • учащиеся 10 и 11 классов средних специальных музыкальных школ;
  • учащиеся исполнительских отделений училищ и ССМШ, планирующие поступление на музыковедческие и исполнительские специальности;
  • выпускники прошлых лет.

ПОЛОЖЕНИЕ

РЕГЛАМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АПЕЛЛЯЦИЯХ

Программа олимпиады

Участникам олимпиады предстоит выполнить ряд профессионально-творческих испытаний по гармонии, сольфеджио, музыкальной литературе, анализу музыкальных произведений. Требования к учащимся теоретических и исполнительских отделений дифференцированы.

21 марта, 10:00

Группа I (теоретики)

1. Задача по гармонии выполняется в простой двухчастной форме и предполагает освоение курса «Гармония» в полном объеме «бригадного» учебника. Время выполнения – 2 академических часа.

Пример задачи

2. Создание музыкальной композиции по заданному мотиву (фразе). Будут предложены на выбор 2 мотива (фразы) – один в классическом, другой в романтическом стиле. Музыкальные композиции сочиняются в простой двухчастной или простой трехчастной форме.

Пример фрагментов для создания музыкальной композиции 22 марта, 10:00

Группа I (теоретики)

1. Музыкальный диктант представляет собой трехголосный диктант гармонического склада с мелодически развитыми голосами, отклонениями в различные тональности, в том числе и отдаленные, в форме периода (8-12 тактов). Возможно использование альтераций, эллипсиса, энгармонизма малого мажорного и уменьшенного септаккордов, а также полифонических приемов развития (имитация). Время выполнения задания – 30 минут; количество проигрываний – 15.

Пример диктанта

2. Слуховой анализ. Модуляция, соответствующая вступительным требованиям для поступающих на специальность «Музыковедение» (бакалавриат и специалитет).

22 марта, 10:00

Группа II (исполнители)

1. Музыкальный диктант представляет собой двухголосный диктант в форме периода (8-10 тактов) с мелодически развитыми голосами, альтерациями и хроматизмами, эллипсисом, а также отклонениями в тональности диатонического родства.

Время выполнения задания – 25 минут, количество проигрываний – 12.

Пример диктанта

Задача по гармонии выполняется в двухчастной форме с возможным расширением (дополнением) и включает отклонения и модуляции в I степень родства, диатонические и хроматические секвенции, эллипсисы, использование трезвучий различных ступеней, септаккордов V, VII, II ступеней с обращениями, D9, альтерированных аккордов (N6, D7 с повышенной (пониженной) квинтой, аккордов группы DD). Время выполнения – 2 академических часа.

Пример задачи

23 марта, 10:00

(Группа I и Группа II)

Испытание по музыкальной литературе и анализу музыкальных произведений предоставляет участнику Олимпиады право выбора. Будет дано музыкальное сочинение в двух разных исполнениях с указанием данных о сочинении, композиторе и исполнителях.

Участник олимпиады может выбрать один из трех вариантов:

1) написать теоретический разбор сочинения (структура, функции частей, характер тематизма и тематического развития);

2) написать рецензию на прозвучавшее исполнение, в котором разбор исполнительской интерпретации станет составной частью изложения;

3) написать историко-теоретическое эссе, затронув аспекты, касающиеся жанра и композиции сочинения, средств музыкальной выразительности и т. д.

23 марта, 14:30. Коллоквиум

Группа I (теоретики)

Коллоквиум (собеседование) выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области современной музыкальной культуры и смежных видов искусства, а также знания в области классической и современной музыковедческой литературы.

График выполнения заданий

Группа 1 (теоретики)

Первый этап
Задача по гармонии

Сочинение


21 марта 10:00-11:45 (МСК), ауд. 26
21 марта 13:00-17:00 (МСК), ауд. 26

Второй этап
Музыкальный диктант
Слуховой анализ


22 марта 10:00-10:30 (МСК), ауд. 37
22 марта 10:45-16:45 (МСК), ауд. 37

Третий этап
Аналитическое или критическое эссе
Коллоквиум


23 марта 10:00-14:00 (МСК), ауд. 30а
23 марта 14:30-16:00 (МСК), ауд. 26

Группа 2 (исполнители)

Первый этап
Музыкальный диктант
Задача по гармонии


22 марта 10:00-10:25 (МСК), ауд. 26
22 марта 10:40-12:25 (МСК), ауд. 26

Второй этап
Аналитическое или критическое эссе


23 марта 10:00-14:00 (МСК), ауд. 26

Заявка подается в электронном виде до 15 марта 2022 г. (см. ФОРМА ЗАЯВКИ) на два электронных адреса одновременно:

m.gorbunova@gnesin-academy.ru

i.sukhorukova@gnesin-academy.ru

ФОРМА ЗАЯВКИ

Победители Олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени.