В 1976 году в Российской академии музыки имени Гнесиных по инициативе заслуженного деятеля искусств РСФСР, заведующего кафедрой оперной подготовки, профессора Ю. А. Сперанского была создана оперная студия. Два года спустя, в 1978 году, состоялось ее официальное открытие. А в 2016 году решением Ученого совета Академии Оперная студия преобразована в Оперный театр-студию с присвоением имени Юрия Аркадьевича Сперанского (1929-2014 гг.)
Отличительной особенностью театра-студии РАМ имени Гнесиных от студенческих театральных коллективов большинства музыкальных вузов является наличие постоянного, периодически пополняемого и обновляемого репертуара.
В этом смысле Оперному театру-студии имени Ю. А. Сперанского есть чем гордиться. За годы существования здесь были поставлены десятки классических и современных оперных спектаклей, в том числе: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Богема» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Телефон» Дж. Менотти, «Умница» К. Орфа, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Не только любовь» Р. Щедрина, «А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Анна Снегина» В. Агафонникова, «Ночь царя Ивана» Н. Пейко и многие другие.
И сегодня в репертуаре театра-студии — «Евгений Онегин» и «Иоланта» П. И. Чайковского, «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Директор театра» В. А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Служанка-госпожа» и «Ливьетта и Тракколо» Дж. Б. Перголези, «Крестьянка, или Дон Табарано» И. А. Хассе и другие. В творческих планах театра-студии — постановки новых оперных и музыкальных спектаклей крупных и малых форм. Причем камерным произведениям театр-студия уделяет особое внимание, так как именно малые формы дают широкую возможность для развития индивидуальных творческих способностей студентов-вокалистов, привносят дух студийности, столь необходимый в условиях учебного процесса.
Первостепенной задачей театра-студии, как практико-ориентированного подразделения по овладению навыками оперного мастерства, является воспитание молодых певцов-актеров, будущих мастеров оперной сцены. В этом направлении у театра-студии немало впечатляющих результатов. Наши воспитанники сегодня успешно работают во многих музыкальных театрах страны, включая и самый главный — Большой театр России.
Но помимо студентов вокального факультета практическую подготовку в театре-студии проходят студенты других факультетов РАМ имени Гнесиных: дирижерского, оркестрового, продюсерского. Одним из достижений последних лет стало создание студенческого хора. С образованием студенческого хорового коллектива Оперный театр-студию имени Ю. А. Сперанского можно по праву называть студенческим.
К деятельности театра-студии привлечена группа специалистов из Большого театра России, обладающих значительным творческим и практическим опытом: режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ О. Т. Иванова, режиссер В. С. Зыков, режиссер-педагог В. А. Родин, балетмейстер О. Ю. Богачева. Художественную часть возглавляет известный московский художник-сценограф Т. Н. Спасоломская. Театр-студия сотрудничает с молодыми режиссерами, в том числе выпускниками режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, привлекает к работе молодых дирижеров, художников и балетмейстеров.
Оперный театр-студия имени Ю. А. Сперанского — постоянный участник культурных мероприятий регионального и федерального уровней: Фестиваля «Империя оперы» в музее-усадьбе «Измайлово» (спектакли «Волшебная флейта», «Травиата», «Иоланта»), Благотворительного фестиваля «Пасхальный дар» (спектакли «Директор театра», «Служанка-госпожа»), Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида» (спектакли «Служанка-госпожа», «Колокольчик»), Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» (спектакли «Травиата», «Евгений Онегин», «Жди меня»), Фестиваля PrimaDomra (участие в спектаклях «Тамбовская казначейша», «Державин») и других.
Успешно развивается сотрудничество с российскими вузами и творческими организациями: ГАУК ПО «Пензаконцерт» и Пензенская областная филармония, Культурно-просветительский фонд «Звучание Души» (г. Дубна), Камерная сцена Большого театра России, Московский финансово-юридический университет, Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки и другие.
С 2024 года Оперный театр-студия имени Ю. А. Сперанского — член Ассоциации оперных студенческих театров России (АСОТ).
И, конечно, повседневная деятельность театра-студии не мыслима без тесного взаимодействия с учебными подразделениями Академии: вокальным факультетом (декан — профессор Н. А. Дмитриева, заведующие кафедрами сольного пения — профессор М. С. Агин и народный артист РФ, профессор А. А. Науменко), дирижерским факультетом (декан — профессор М. М. Апексимова, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования — заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, профессор В. П. Зива), оркестровым факультетом (декан — О. И. Ваганова), кафедрой оперной подготовки (заведующий кафедрой — заслуженный артист РФ, профессор В. Р. Феллер), а также другими структурными подразделениями, деятельность которых способствует выполнению учебных и творческих целей и задач.