RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра языковой коммуникации

Кафедра языковой коммуникации
Заведующая кафедрой языковой коммуникации
Профессор
Местоположение
ул. Поварская, д. 38, этаж 4
Вебсайт
Положение о кафедре
Ссылка
О кафедре

«Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки,
но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере чувств».

В. А. Сухомлинский

Кафедра иностранных языков основана в 1962 году. Кафедра является общеакадемической и обеспечивает подготовку студентов специалитета, бакалавриата, магистратуры; стажеров (ассистентура-стажировка) и аспирантов по всем направлениям и профилям подготовки РАМ имени Гнесиных

С 1996 по 2010 гг. кафедру возглавлял кандидат педагогических наук профессор Марк Исаакович Дубровин. В настоящее время кафедрой руководит доктор педагогических наук, кандидат филологических наук профессор Ольга Руфовна Рякина.

Преподавательский состав кафедры насчитывает 14 человек, среди которых кандидат педагогических наук доцент Е. Н. Борисова, кандидаты филологических наук доценты Е. Ю. Бутенко, Г. А. Миночкина и другие.

Работа кафедры ведется по нескольким направлениям:

  • обучение иностранным языкам (английский, немецкий, французский, итальянский);
  • обучение русскому языку как иностранному;
  • обучение профессиональной межкультурной коммуникации;
  • обучение русскому языку и культуре речи.

На кафедре разработаны учебные программы по дисциплинам, соответствующим данным направлениям, с учетом формирования иноязычных профессионально ориентированных компетенций студентов всех профилей подготовки РАМ имени Гнесиных.

Учебные программы составлены в русле современных лингводидактических концепций иноязычной подготовки, профессиональная направленность обучения обеспечивается использованием инновационных технологий по авторским разработкам, пособиям и учебникам, в основе которых лежат принципы междисциплинарного подхода, когда иноязычный учебный дискурс включает содержание профильных дисциплин.

В контексте современных образовательных тенденций академической мобильности важное место отводится диагностике речевой деятельности, дифференцированной по уровням владения иностранным языком (Breakthrough, Waystage, Threshold, Vantage); коммуникативным задачам общения в соответствии с профессиональными сферами и темами общения; интенциям и речевым действиям, языковым средствам, выражающим общие и научные понятия, тематически обусловленной лексике.

Профессорско-преподавательский состав кафедры обеспечивает такие важные участки образовательного процесса Академии, как переподготовка и повышение квалификации, подготовка и прием кандидатских экзаменов, проведение вступительных испытаний и т.д.

Сотрудничество преподавателей кафедры и студентов находит отражение в следующих ежегодных мероприятиях:

  • Международная акция грамотности, в которой участвуют преподаватели, русские и иностранные студенты. Цель ее – не только проверка личной грамотности, но и утверждение ценности самого понятия «грамотность», т.к. умения грамотно писать, грамотно излагать свои мысли лежат в основе формирования профессиональной личности;
  • участие в международных мероприятиях и проектах РАМ имени Гнесиных, при этом переводческие умения показывают не только преподаватели кафедры, но и студенты;
  • регулярные публикациях студентов в журналах и на сайте «English for Musicians»;
  • семинары-концерты, посвященные датам, событиям, значимым для России, в которых участвуют иностранные слушатели. Такие открытые уроки являются креативным способом постижения русской культуры.

На кафедре активно ведется научно-исследовательская работа, ее результативность отражается в разработке и внедрении в учебный процесс современных учебных технологий, реализованных в профессионально ориентированных учебных материалах, учебных пособиях, учебниках. Среди наиболее значимых можно отметить англо-русские/русско-английские словарей, грамматические справочники, сборники русских и английских пословиц и фразеологизмов (в многочисленных переизданиях) профессора М. И. Дубровина.

Публикационная активность преподавателей кафедры нашла отражение в создании книжной серии «Языковая культура музыканта», в которая представлена учебно-методическими пособиями: «Meet The Famous Composers», комплект из 2-ух пособий, авторы Е. Н. Борисова, П. П. Ростовцева; «Готовимся к профессиональному общению. О русской музыке, Гнесиных, Гнесинке, гнесинцах», авторы С. Б. Березовский, Т. В. Глазкова, О. Р. Рякина, О. В. Фролова; «Введение в межкультурную коммуникацию», автор Е. Н. Борисова; «Профессиональное общение музыкантов. Диалог», авторы Е. Н. Борисова, Т. В. Глазкова; «Mustermin.ru. Изучаем музыкальные термины», авторы О. Р. Рякина, С. Б. Березовский, Т. А. Доброскокина и др.

На кафедре разработан и издан учебный комплекс «Русский язык для музыкантов», автор Л. М. Верещагина; учебный комплекс для студентов подготовительных отделений вузов музыкальной культуры и искусства «Увертюра», авторы С. Б. Березовский, О. Р. Рякина.