Певческое мастерство уже более 300 лет восхищает настоящих любителей музыкального искусства. Действительно, голос – это самый загадочный и неповторимый по своему звучанию инструмент.
В Москве, как в одном из музыкальных центров мира, всегда уделялось и уделяется большое внимание вопросам вокального образования, в частности, академическому пению.
Российская Академия музыки им.Гнесиных со дня своего основания в 1944 году, понимая важность этой культурной и духовной потребности, делала всё возможное для развития вокально–исполнительской школы и вокальной науки.
Не может не радовать тот факт, что в России произошли долгожданные перемены, которых ждали и артисты, и взыскательная публика, и, конечно же, студенты музыкальных вузов – будущие оперные певцы! Это событие – грандиозная реконструкция Большого театра. Это создание великолепной второй сцены театра. Практически заново построен Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко, появились новые московские оперные театры: «Новая Опера» и «Геликон-Опера», Центр оперного пения им.Г.П.Вишневской. Прекрасно демонстрируют свои новые возможности такие театры как: Детский музыкальный театр им.Н.И.Сац, Камерный театр им. Б. А. Покровского.
Учитывая возросший интерес к концертно-оперному жанру, о чём говорит самый высокий процент желающих этому обучаться профессионально, РАМ им.Гнесиных чутко реагирует на потребности вокального «рынка труда». Именно этим обусловлено решение о создании новой кафедры сольного академического пения в 2008 году.
Возглавил кафедру сольного пения №2 выпускник Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат Первой премии международного конкурса вокалистов в Нидерландах (s’Hertogenbosh. 1985), лауреат премии им. Элли Амелинг, народный артист РФ, солист оперы Большого театра России Александр Анатольевич Науменко.
«Для того чтобы смотреть в будущее, надо не только хорошо знать прошлое. При всей любви и историческом уважении к прошлому веку весь свой профессиональный оптимизм надо направлять в день сегодняшний и завтрашний!» – говорит Александр Анатольевич.
За последние 30 лет искусство оперного представления претерпело колоссальные изменения! От современного оперного артиста требуется очень много, гораздо больше, чем в прошлом веке. Это и знание итальянского, французского и немецкого языков. Это и умение тонко чувствовать стилистику камерного пения. Это и глубокие знания в технологии пения, психологии. Сегодня в музыкальном мире практически нет границ. Вчерашние студенты должны быть глобально конкурентоспособными.
Именно эти требования и воплощают в жизнь педагоги кафедры №2:
Науменко А.А. – Народный артист РФ, солист Большого театра России, зав.кафедрой, профессор.
Лисициан Р.П. – Народная артистка Армянской ССР, заслуженная артистка РФ, профессор.
Кузнецова С.Г. – Заслуженная артистка РФ, профессор.
Стародубровская Е.В. – Лауреат международных и всероссийских конкурсов, профессор.
Зеленская Е.Э. – Народная артистка РФ, солистка Большого театра России, доцент.
Мочалов А.В. – Народный артист РФ, доцент.
Бомштейн Л.А. – Лауреат международного конкурса, солист Большого театра, доцент.
Терентьева Н.Н. – Народная артистка РФ, солистка Большого театра, доцент.
Долженко И.И. – Народная артистка России, солистка Большого театра, доцент.
Сапожникова Е.И. (класс камерного пения) – старший преподаватель.
Всех педагогов кафедры объединяет не только высочайший профессионализм и многолетний опыт работы в оперных театрах и на концертных эстрадах, не только любовь к кропотливому педагогическому труду, но и огромная ответственность перед великой русской культурой, её мировой значимостью и пониманием того, что в культуре основанием служит вершина.