Певец (бас). Солист Государственного Академического Большого театра России.
Окончил Московскую Государственную консерваторию им.П.И.Чайковского (класс профессора Гуго Тица) и аспирантуру (класс профессора, народной артистки СССР Нины Дорлиак).
Студентом 4 курса был принят в стажерскую группу ГАБТа СССР.
На ХI Всесоюзном конкурсе вокалистов им.М.И.Глинки удостоен «Приза за артистичность».
В 1985 год – I премия Международного конкурса вокалистов в Нидерландах (Hertogenbosch) и специальная премия имени Элли Амеллинг (Elly Amelling) за лучшее исполнение ораториально-камерной программы.
С 1985 по 1991 – ведущий солист Московской Государственной академической филармонии.
Продолжая совершенствовать свой профессиональный уровень, А.А.Науменко заканчивает «Курсы высшего исполнительского мастерства» в классе выдающегося немецкого певца Ханcа Хоттера (Hans Hotter) в Майнце (Германия), а также проходит стажировку в классе профессора Нормана Шетлера (Norman Schetler) в Вене (Австрия).
Карьера оперного певца началась с дебюта на сцене Большого театра в роли Дона Бартоло (Дж.Россини «Севильский цирюльник») в 1991 году и продолжается по настоящее время.
За 20 лет работы на сценах оперных театров артистом исполнено около 40 ведущих партий, среди которых:
Феррандо («Трубадур» Дж.Верди), Дон Бартоло («Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта), Коллен («Богема» Дж.Пуччини), Лепорелло («Каменный гость» А.Даргомыжского), Царь Додон («Золотой петушок» Н.Римский-Корсаков) – две постановки ГАБТа, Маг Челий («Любовь к трём апельсинам» С.Прокофьева), Банко («Макбет»Дж.Верди), Князь Вязьминский («Опричник» П.Чайковский), Генерал в отставке («Игрок» С.Прокофьев), Иван Грозный («Псковитянка» Н.Римский-Корсаков), Мельник («Русалка» А.Даргомыжский), Сальери («Моцарт и Сальери» Н.Римский-Корсаков), Мороз («Снегурочка» Н.Римский-Корсаков),
Падре Гуардиано («Сила судьбы» Дж.Верди), Иван Хованский («Хованщина» М.Мусоргский), Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича), Князь Гремин («Евгений Онегин» П.Чайковский), Даланд («Летучий голландец» Р.Вагнер), Собакин («Царская невеста» Н.Римский-Корсаков), Граф Ростов («Война и мир» С.Прокофьев), Кочубей («Мазепа» П.Чайковский), Иоганн Фауст («Огненный ангел» С.Прокофьев), Пимен («Борис Годунов» М.Мусоргский) – две постановки ГАБТа.
А.А.Науменко обладает фундаментальным профессиональным опытом. Работа в таких крупнейших театрах мира как ГАБТ России, Гранд Опера, Комик Опера (Париж), Ковент Гарден (Лондон), Ла Скала (Милан), оперных театрах Токио (Япония), Мадрида (Испания), Афин (Греция), Гонг Конга и др. не умаляет его интереса к ораториальному и камерному жанру.
В его репертуаре:
«Реквием» В.А.Моцарта, «Магнификат», «Страсти по Матфею», «Состязание Феба и Пана» И.С.Баха, «Стабат Матер» Дж.Гайдна, Дж.Россини, А.Дворжака.
Являясь популяризатором русской вокальной музыки, А.А.Науменко вместе со своей дочерью Александрой Науменко (концертмейстером-коучем «Метрополитен-Опера» Нью-Йорк) много гастролирует с сольными концертами по России и за рубежом. В репертуаре произведения М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, М.Балакирева, Ц.Кюи, П.Чайковского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, Г.Свиридова.
А.А.Науменко является заведующим кафедрой сольного академического пения Российской академии музыки им.Гнесиных.
В его классе – молодые талантливые певцы, лауреаты всесоюзных и международных конкурсов, артисты Московских оперных театров.
Александр Анатольевич также ведет активную культурную, просветительскую и общественную деятельность, являясь заместителем Председателя Московского музыкального общества, председателем творческой комиссии в номинации «Академический вокал» студенческого конкурса-фестиваля «Фестос», руководителем вокально-методической конференции «Дмитриевские чтения».
2-х годичная переподготовка по специальности «Сольное академическое пение» (ЦППК), курсы повышения квалификации (ЦППК).