Кафедра аналитического музыкознания была образована в 2009 году на основе слияния двух кафедр — полифонии и анализа (заведующая кафедрой доктор искусствоведения, профессор Э. П. Федосова) и современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры (заведующая кафедрой доктор искусствоведения, профессор Т. В. Цареградская).
У каждой из этих кафедр — своя история и многочисленные достижения. В разные годы их членами были видные ученые и преподаватели: теоретики полифонии и музыкальной формы С. С. Скребков, Р. Н. Берберов, А. Г. Чугаев, Ю. К. Евдокимова, Ф. Г. Арзаманов, Е. В. Вязкова, С. П. Панкратов, историк фортепианного искусства А. Д. Алексеев, социолог и культуролог Е. В. Дуков, специалист по теории музыки и музыкальной акустике Ю. Н. Рагс, теоретик музыкальной педагогики В. Г. Ражников, культуролог, историк, журналист С. Ю. Румянцев, исследователь истории джазового искусства и массовой музыкальной культуры Е. В. Овчинников.
Традиции, заложенные корифеями, развивают преподаватели, работающие на кафедре сегодня. В настоящее время преподаются учебные дисциплины и традиционные для теоретического образования, так и новые, в том числе разработанные впервые. Это такие предметы, как музыкальная форма, полифония, практическая полифония, практический анализ музыкальных произведений, анализ оперного и балетного спектаклей, массовая музыкальная культура, анализ литературного текста, профессиональная музыкальная риторика, методика преподавания профессиональных дисциплин, анализ музыковедческой литературы, аналитические методы и пр.
Кафедра аналитического музыкознания сегодня занимает ведущее положение в целом ряде научных направлений не только в РАМ имени Гнесиных, но и в российской науке в целом. К ним следует отнести:
- исследования новейших тенденций в современной музыке (Т. В. Цареградская, А. В. Стоянова);
- музыкального театра (И. П. Сусидко, П. В. Луцкер, Н. В. Пилипенко, Д. А. Нагина);
- теоретических и исторических проблем полифонии (Л. Л. Гервер, П. В. Луцкер, М. И. Шинкарева);
- теоретических и исторических проблем музыкальной формы (И. П. Сусидко, И. С. Стогний, Н. В. Пилипенко, В. С. Порошенков);
- творческого процесса (Л. Л. Гервер);
- музыкальной семиотики (И. С. Стогний);
- массовой музыкальной культуры (Т. В. Цареградская).
Кафедра ведет большую научную, научно-методическую и научно-экспертную работу. 6 членов кафедры имеют ученую степень доктора искусствоведения, 5 — кандидата искусствоведения, 6 человек являются членами диссертационного совета РАМ имени Гнесиных, в том числе И. П. Сусидко (председатель совета), Н. В. Пилипенко (ученый секретарь совета). За последние годы преподаватели кафедры были инициаторами и организаторами нескольких крупных международных конференций и фестивалей:
- «Венская классика: проблемы изучения» (2009);
- «Проблемы интерпретации» (2010);
- «Три гения — три юбилея: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти» (2010);
- «Музыкальная Италия: взгляд из России» (2011);
- «Музыкальные культуры России и Германии: диалоги и параллели» (2012);
- «Техника музыкальной композиции» (2015, 2017, 2019, 2021);
- «Опера в современном музыкальном театре» (2013, 2015, 2017, 2019, 2021);
- Интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (2010, 2011, 2012, 2014, 2015, 2016).
В 2017 году кафедра стала инициатором создания электронного сетевого издания «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal. ru), в состав редколлегии которого вошли ведущие ученые России и зарубежных стран. В состав редакции вошли четыре преподавателя кафедры аналитического музыкознания: главный редактор — Сусидко И. П., ответственный редактор Нагина Д. А., редактор Стоянова А. В., администратор В. С. Порошенков. Профессор кафедры И. С. Стогний в течение 10 лет возглавляет научный журнал «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», входящий в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований.
Кафедра является организатором Международного конкурса студенческих научных работ, проводящегося ежегодно, а также Международной научной студенческой конференции «Музыка в современном мире: искусство, культура, образование» (2010-2017), по результатам которых изданы сборники статей (редактор-составитель М. И. Шинкарева). Работу СНТО академии курирует научный руководитель общества М. И. Шинкарева, председатель общества — студентка кафедры Я. Горелик. В 2022 году сотрудники кафедры вошли в ядро Научно-творческого центра по изучению проблем музыкального театра в рамках программы Приоритет 2030.
Преподаватели кафедры принимают участие в многочисленных конференциях в России и за рубежом — число прочитанных докладов за последние пять лет перевалило за сотню, как и статей, опубликованных в журналах и сборниках научных работ. Среди публикаций можно выделить созданные в последние годы монографии:
- Стогний И. С. Коннотативные свойства музыкального текста. Исследование. М., 2013. — 223 с.
- Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. Монография. М., 2008. 2 издание — 2015. — 623 с.
- Нагина Д. А. Концертные арии В. А. Моцарта и вокальное искусство его времени. М., 2015. — 200 с.
- Гервер Л. Л. Инганно и другие секреты полифонической техники второй половины XVI — начала XVII века: монография. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2018. — 240 с.
- Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. — 364 с.
Изданные с 2010 года сборники научных трудов, в том числе созданные по материалам научных конференций:
- Процессы музыкального творчества». Вып. 11. Редактор-составитель Е. В. Вязкова. М., 2010.
- Проблемы художественной интерпретации. Вып. 1, 2. Редактор-составитель И. С. Стогний. М., 2010.
- Христианские образы в искусстве Вып. 3. Редактор-составитель И. С. Стогний. М., 2011.
- И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия. Редактор составитель И. П. Сусидко. М., 2011.
- Процессы музыкального творчества«. Вып. 12. Редактор-составитель Е. В. Вязкова. М., 2012.
- Христианские образы в искусстве Вып. 4. Редактор-составитель И. С. Стогний. М., 2012.
- Музыкознание в XXI веке: прошлое и настоящее. Год Германии в России. Редактор-составитель И. П. Сусидко. М., 2013.
- Опера в музыкальном театре. История и современность. Редактор составитель И. П. Сусидко. М., 2016.
- Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Редактор-составитель Л. Л. Гервер. М., 2017.
- Technique of Musical Composition. Musical Composition: from Intention to Opus. Materials of the 3d International Academic Conference, April 9–11, 2019 / ed. by I. Susidko, T. Tsaregradskaya, P. Lutzker, N. Pilipenko, Yu. Agisheva / Gnessins Russian Academy of Music. — Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2019.
- Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И. П. Сусидко; Российская академия музыки имени Гнесиных. — В 3-х тт. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. (был индексирован в Международной базе цитирования Web of Science.
- Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И. П. Сусидко; Российская академия музыки имени Гнесиных. — В 3-х тт. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2022.
На кафедре в настоящее время обучаются более 20 аспирантов и соискателей, работающих над кандидатскими диссертациями, которые охватывают широкий круг актуальных проблем современного музыковедения. Ведется работа над многочисленными магистерскими диссертациями, дипломными исследованиями студентов-теоретиков. За последние годы аспиранты кафедры Д. Беляк и М. Скуратовская выиграли грант РФФИ для молодых ученых.
Неоднократно студенты, обучающиеся на кафедре, становились победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов студенческих научных работ, получали дипломы на научных конференциях, принимали участие в научных конференциях разного уровня — от внутривузовских до международных, проходили стажировки за рубежом (Канада, Италия).
Студенты кафедры регулярно становятся лауреатами конкурсов научных работ, выступают на научных конференциях. Интенсивное творческое и личное общение преподавателей и студентов, активный обмен идеями, который является нормой для кафедры, личный пример преподавателей и активная позиция студентов и аспирантов в сумме определили высокую степень профессиональной мотивированности выпускников кафедры.
Среди ее выпускников:
- Захарбекова Ирина — доцент кафедры теории музыки РАМ имени Гнесиных;
- Москвина Ольга — преподаватель РАМ имени Гнесиных;
- Нагина Дана — преподаватель кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных;
- Сапегина Татьяна — ведущий сотрудник международного отдела РАМ имени Гнесиных;
- Лебедева Елена — методист-организатор Отдела планирования и организации концертной деятельности МГК им. П. И. Чайковского;
- Васильева Анна — редактор программ, солистка Ансамблей музыки эпохи Средневековья и Ренессанса Alta Capella и Labyrinthus;
- Янис Татьяна — преподаватель Московского областного музыкального колледжа им. С. С. Прокофьева (г. Пушкино);
- Карбовская Яна — преподаватель Омского музыкального училища (колледжа) имени В. Я. Шебалина;
- Саамишвили Наталья — научный сотрудник Государственного института искусствознания;
- Невалянная Виолетта — сотрудник музея «П. И. Чайковский и Москва»;
- Евдокимов Александр — Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М. К. Огинского (Белоруссия);
- Подмазова Полина — преподаватель музыкального училища г. Пушкин;
- Порошенкова Ольга — редактор Московского театра «Новая опера»;
- Порошенков Валерий — преподаватель кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных;
- Беляк Дмитрий — доцент РАМ имени Гнесиных;
- Маслова Анастасия — научный сотрудник Дома-музея П. И. Чайковского в г. Клин.
В прошлые годы у педагогов, которые сегодня входят в состав кафедры, учились преподаватели РАМ имени Гнесиных, кандидаты искусствоведения:
- А. С. Рыжинский — ректор РАМ имени Гнесиных;
- Н. И. Енукидзе — декан ИТК факультета;
- Ю. И. Агишева — доцент, заведующая кафедрой музыкальной журналистики;
- Н. В. Пилипенко — профессор кафедры аналитического музыкознания, ученый секретарь диссертационного совета;
- Т. Р. Оганова — председатель предметной комиссии «Музыкальная литература», заведующая отделом информационно-методического обеспечения РАМ имени Гнесиных (колледж);
- Л. Ю. Аристархова — доцент кафедры аналитического музыкознания, ведущая и автор программ телеканала «Культура»;
- Э. Джениа — художественный руководитель филармонии г. Сухуми, Абхазия,
а также преподаватели вузов Москвы, других городов России и зарубежных стран, сотрудники радио и телевидения, музыкальных театров, журналисты, критики, продюсеры.