Кафедра аналитического музыкознания была образована в 2009 году на основе слияния двух кафедр – полифонии и анализа (зав. кафедрой доктор искусствоведения, профессор Э.П. Федосова) и современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры (зав. кафедрой доктор искусствоведения, профессор Т.В. Цареградская).
У каждой из этих кафедр – своя история и многочисленные достижения. В разные годы их членами были видные ученые и преподаватели: теоретики полифонии и музыкальной формы С.С. Скребков, Р.Н. Берберов, А.Г. Чугаев, Ю.К. Евдокимова, Ф.Г. Арзаманов, Е.В. Вязкова, С.П. Панкратов, историк фортепианного искусства А.Д. Алексеев, социолог и культуролог Е.В. Дуков, специалист по теории музыки и музыкальной акустике Ю.Н. Рагс, теоретик музыкальной педагогики В.Г. Ражников, культуролог, историк, журналист С.Ю. Румянцев, исследователь истории джазового искусства и массовой музыкальной культуры Е.В. Овчинников.
Традиции, заложенные корифеями, развивают преподаватели, работающие на кафедре сегодня. В настоящее время преподаются учебные дисциплины и традиционные для теоретического образования, так и новые, в том числе разработанные впервые. Это такие предметы, как музыкальная форма, полифония, практическая полифония, практический анализ музыкальных произведений, анализ оперного и балетного спектаклей, массовая музыкальная культура, анализ литературного текста, профессиональная музыкальная риторика, методика преподавания профессиональных дисциплин, анализ музыковедческой литературы, аналитические методы и пр.
Кафедра аналитического музыкознания сегодня занимает ведущее положение в целом ряде научных направлений не только в РАМ им. Гнесиных, но и в российской науке в целом. К ним следует отнести:
- исследования новейших тенденций в современной музыке (Т.В. Цареградская, А.В. Стоянова),
- музыкального театра (И.П. Сусидко, П.В. Луцкер, Н.В. Пилипенко, Д.А. Нагина),
- теоретических и исторических проблем полифонии (Л.Л. Гервер, П.В. Луцкер, М.И. Шинкарева),
- теоретических и исторических проблем музыкальной формы (И.П. Сусидко, И.С. Стогний, Н.В. Пилипенко, В.С. Порошенков),
- творческого процесса (Л.Л. Гервер),
- музыкальной семиотики (И.С. Стогний),
- массовой музыкальной культуры (Т.В. Цареградская).
Кафедра ведет большую научную, научно-методическую и научно-экспертную работу. 6 членов кафедры имеют ученую степень доктора искусствоведения, 5 – кандидата искусствоведения, 6 человек являются членами диссертационного совета РАМ им. Гнесиных, в том числе И.П. Сусидко (председатель совета), Н.В. Пилипенко (ученый секретарь совета). За последние годы преподаватели кафедры были инициаторами и организаторами нескольких крупных международных конференций и фестивалей:
- «Венская классика: проблемы изучения» (2009),
- «Проблемы интерпретации» (2010),
- «Три гения – три юбилея: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Д. Скарлатти» (2010),
- «Музыкальная Италия: взгляд из России» (2011),
- «Музыкальные культуры России и Германии: диалоги и параллели» (2012).
- «Техника музыкальной композиции» (2015, 2017, 2019, 2021).
- «Опера в современном музыкальном театре» (2013, 2015, 2017, 2019, 2021),
- Интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (2010, 2011, 2012, 2014, 2015, 2016).
В 2017 году кафедра стала инициатором создания электронного сетевого издания «Современные проблемы музыкознания» (http://gnesinsjournal.ru), в состав редколлегии которого вошли ведущие ученые России и зарубежных стран. В состав редакции вошли четыре преподавателя кафедры аналитического музыкознания: главный редактор – Сусидко И.П., ответственный редактор Нагина Д.А., редактор Стоянова А.В., администратор В.С. Порошенков. Профессор кафедры И.С. Стогний в течение 10 лет возглавляет научный журнал «Ученые записки РАМ им. Гнесиных», входящий в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации материалов диссертационных исследований.
Кафедра является организатором Международного конкурса студенческих научных работ, проводящегося ежегодно, а также Международной научной студенческой конференции «Музыка в современном мире: искусство, культура, образование» (2010-2017), по результатам которых изданы сборники статей (редактор-составитель М.И. Шинкарева). Работу СНТО академии курирует научный руководитель общества М.И. Шинкарева, председатель общества – студентка кафедры Я. Горелик. В 2022 году сотрудники кафедры вошли в ядро Научно-творческого центра по изучению проблем музыкального театра в рамках программы Приоритет 2030.
Преподаватели кафедры принимают участие в многочисленных конференциях в России и за рубежом – число прочитанных докладов за последние пять лет перевалило за сотню, как и статей, опубликованных в журналах и сборниках научных работ. Среди публикаций можно выделить созданные в последние годы монографии:
- Стогний И.С. Коннотативные свойства музыкального текста. Исследование. М., 2013. – 223 с.
- Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. Монография. М., 2008. 2 издание – 2015. – 623 с.
- Нагина Д.А. Концертные арии В.А.Моцарта и вокальное искусство его времени. М., 2015. – 200 с.
- Гервер Л.Л. Инганно и другие секреты полифонической техники второй половины XVI — начала XVII века: монография. М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2018. – 240 с.
- Цареградская Т.В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. – 364 с.
Изданные с 2010 года сборники научных трудов, в том числе созданные по материалам научных конференций:
- Процессы музыкального творчества». Вып. 11. Редактор-составитель Е.В. Вязкова. М., 2010.
- Проблемы художественной интерпретации. Вып. 1, 2. Редактор-составитель И.С. Стогний. М., 2010.
- Христианские образы в искусстве Вып. 3. Редактор-составитель И.С. Стогний. М., 2011.
- И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Скарлатти: проблемы изучения творческого наследия. Редактор составитель И.П. Сусидко. М., 2011.
- Процессы музыкального творчества». Вып. 12. Редактор-составитель Е.В. Вязкова. М., 2012.
- Христианские образы в искусстве Вып. 4. Редактор-составитель И.С. Стогний. М., 2012.
- Музыкознание в XXI веке: прошлое и настоящее. Год Германии в России. Редактор-составитель И.П. Сусидко. М., 2013.
- Опера в музыкальном театре. История и современность. Редактор составитель И.П. Сусидко. М., 2016.
- Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Редактор-составитель Л.Л. Гервер. М., 2017.
- Technique of Musical Composition. Musical Composition: from Intention to Opus. Materials of the 3d International Academic Conference, April 9–11, 2019 / ed. by I. Susidko, T. Tsaregradskaya, P. Lutzker, N. Pilipenko, Yu. Agisheva / Gnessins Russian Academy of Music. — Moscow: Gnessins Russian Academy of Music, 2019.
- Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И.П. Сусидко; Российская академия музыки имени Гнесиных. — В 3-х тт. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. (был индексирован в Международной базе цитирования Web of Science.
- Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И.П. Сусидко; Российская академия музыки имени Гнесиных. — В 3-х тт. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2022.
На кафедре в настоящее время обучаются более 20 аспирантов и соискателей, работающих над кандидатскими диссертациями, которые охватывают широкий круг актуальных проблем современного музыковедения. Ведется работа над многочисленными магистерскими диссертациями, дипломными исследованиями студентов-теоретиков. За последние годы аспиранты кафедры Д.Беляк и М. Скуратовская выиграли грант РФФИ для молодых ученых.
Неоднократно студенты, обучающиеся на кафедре, становились победителями и лауреатами всероссийских и международных конкурсов студенческих научных работ, получали дипломы на научных конференциях, принимали участие в научных конференциях разного уровня – от внутривузовских до международных, проходили стажировки за рубежом (Канада, Италия).
Студенты кафедры регулярно становятся лауреатами конкурсов научных работ, выступают на научных конференциях. Интенсивное творческое и личное общение преподавателей и студентов, активный обмен идеями, который является нормой для кафедры, личный пример преподавателей и активная позиция студентов и аспирантов в сумме определили высокую степень профессиональной мотивированности выпускников кафедры.
Среди ее выпускников:
Захарбекова Ирина – доцент кафедры теории музыки РАМ им.Гнесиных
Москвина Ольга – преподаватель РАМ им. Гнесиных (Стогний)
Нагина Дана – преподаватель кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных
Сапегина Татьяна – ведущий сотрудник международного отдела РАМ им. Гнесиных
Лебедева Елена – методист-организатор Отдела планирования и организации концертной деятельности МГК им. П.И. Чайковского
Васильева Анна – редактор программ, солистка Ансамблей музыки эпохи Средневековья и Ренессанса Alta Capella и Labyrinthus
Янис Татьяна – преподаватель Московского областного музыкального колледжа им. С.С.Прокофьева (г. Пушкино)
Карбовская Яна – преподаватель Омского музыкального училища (колледжа) имени В.Я. Шебалина
Саамишвили Наталья – научный сотрудник Государственного института искусствознания
Невалянная Виолетта – сотрудник музея «П.И. Чайковский и Москва»
Евдокимов Александр – Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М.К.Огинского (Белоруссия)
Подмазова Полина, преподаватель музыкального училища г. Пушкин
Порошенкова Ольга – редактор Московского театра «Новая опера»
Порошенков Валерий – преподаватель кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных
Беляк Дмитрий, доцент РАМ им. Гнесиных
Маслова Анастасия (научный сотрудник Дома-музея П.И. Чайковского в г. Клин
В прошлые годы у педагогов, которые сегодня входят в состав кафедры, учились преподаватели РАМ им. Гнесиных, кандидаты искусствоведения:
А.С. Рыжинский – ректор РАМ им. Гнесиных
Н.И. Енукидзе – декан ИТК факультета
Ю.И. Агишева – доцент, заведующая кафедрой музыкальной журналистики
Н.В. Пилипенко – профессор кафедры аналитического музыкознания, ученый секретарь диссертационного совета
Т.Р. Оганова – председатель предметной комиссии «Музыкальная литература», зав.отделом информационно-методического обеспечения РАМ им. Гнесиных (колледж)
Л.Ю. Аристархова – доцент кафедры аналитического музыкознания, ведущая и автор программ телеканала «Культура»
Эю Джениа, художественный руководитель филармонии г. Сухуми, Абхазия
а также преподаватели вузов Москвы, других городов России и зарубежных стран, сотрудники радио и телевидения, музыкальных театров, журналисты, критики, продюсеры.