Кафедра концертмейстерской подготовки Российской академии музыки имени Гнесиных как самостоятельная структура была образована в 1988 году. До этого времени студенты фортепианного факультета изучали искусство аккомпанемента на кафедре камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и струнного квартета, организатором и первым руководителем которой был известный пианист, профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный артист РСФСР Адольф Давидович Готлиб.
Основоположниками и первыми педагогами концертмейстерского класса были Евгения Михайловна Славинская и Лев Николаевич Миронов. Е. М. Славинская преподавала концертмейстерский класс на протяжении 43 лет, с 1946 по 1989 год. Одновременно, с 1928 по 1960 год работала концертмейстером и дирижером в Большом театре, оставшись в его истории единственным дирижером-женщиной. Масштаб ее личности и профессиональный авторитет оказали большое влияние на всех, кто общался с ней. Музыкальные и педагогические традиции кафедры были заложены Е. М. Славинской и поддерживаются до настоящего времени, так как большинство педагогов кафедры являются учениками Е. М. Славинской, либо учениками ее учеников.
Л. Н. Миронов работал педагогом концертмейстерского класса с 1947 по 1973 год. До этого он был музыкальным руководителем Государственной оперной студии имени Станиславского, участником популярного Трио имени К. С. Станиславского, старшим концертмейстером на Всесоюзном радио, старшим концертмейстером и художественным руководителем вокальной студии Московской государственной филармонии.
С 1972 по 1986 год концертмейстерский класс преподавал Григорий Савельевич Домбаев, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, исследователь творчества П. И. Чайковского, ректор Нижегородской (Горьковской) консерватории имени Глинки с 1950 по 1972 год.
В дальнейшем эту дисциплину вели профессор, заслуженный деятель искусств РФ Игорь Владимирович Никонович, старшие преподаватели Татьяна Николаевна Смирнова и Елизавета Вениаминовна Бутягина, доцент, кандидат искусствоведения Виталий Романович Доценко, доцент Артур Максович Аксёнов.
С 1988 по 2023 год кафедру возглавлял профессор Виктор Александрович Власов.
На протяжении 1990-х годов на кафедре концертмейстерской подготовки сформировался стабильный педагогический коллектив, бережно сохраняющий и развивающий педагогические, музыкантские и этические принципы своих предшественников.
В настоящее время на кафедре работают профессора Татьяна Владимировна Кандинская, Елена Евсеевна Стриковская, Сергей Федорович Маргаритов, доценты Марина Викторовна Кравец, Людмила Михайловна Некрасова, Валерия Александровна Петрова, Натэлла Мчелловна Тэвдой-Бурмули, старший преподаватель Татьяна Владимировна Сотникова и преподаватель Анна Петровна Сальникова. Все педагоги имеют большой профессиональный опыт работы концертмейстерами, многие из них продолжают активную исполнительскую деятельность.
На кафедре концертмейстерской подготовки реализуется широкая палитра дисциплин по всем уровням высшего музыкального образования: по направлению подготовки Музыкально-инструментальное искусство, степень «бакалавр»: Концертмейстерский класс, Чтение с листа и транспонирование, Изучение оперных клавиров; по направление подготовки Музыкально-инструментальное искусство, степень «магистр»: Искусство аккомпанемента, Чтение с листа, Редактирование нотного текста (редактирование фортепианной партии оперного клавира); по специальности Искусство концертного исполнительства, степень «специалист»: Концертмейстерский класс; в ассистентуре-стажировке по направлению подготовки Искусство музыкально-инструментального исполнительства, специализация – Искусство аккомпанемента: Изучение репертуара оперного концертмейстера, Репертуар вокальных и инструментальных классов музыкальных вузов, Методика преподавания концертмейстерского класса. Накопленный на кафедре педагогический опыт позволяет успешно готовить молодых пианистов к профессиональной деятельности в качестве концертмейстеров.
Эффективность учебного процесса поддерживается активной и разнообразной концертно-творческой деятельностью на кафедре, включающей фестивали, концертные циклы «Ученики мастера», «Искусство концертмейстера», мастер-классы известных музыкантов, семинары и научно-практические конференции. На протяжении восьми сезонов, с 2007 года кафедрой было проведено более 100 концертов в рамках социально-культурного просветительского проекта «Гнесинская общедоступная дневная филармония». Автором и руководителем этого проекта является профессор Е. Е. Стриковская. В рамках проекта проходят циклы концертов «Конспект оперы», «Портрет композитора», «В зеркале поэзии», «История романса в лицах» и другие. Солистами в концертах выступают артисты московских музыкальных театров, в роли концертмейстеров педагоги кафедры, ассистенты-стажеры, студенты. Концерты цикла обрели постоянную благодарную аудиторию.
Поддерживаются кафедрой профессиональные контакты с зарубежными высшими музыкальными учебными заведениями, в которых работают выпускники Российской академии музыки имени Гнесиных. Дважды проводился музыкальный российско-американский фестиваль с участием студентов и педагогов Академии и Peabody – института Университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США), делегацию которого возглавляла Вера Данченко-Штерн, проходили мастер-классы в Академии педагога Высшей школы музыки и театра в Гамбурге Георгия Майорского, выступали в Академии педагоги Литовской академии театра и музыки и другие. В свою очередь педагоги кафедры являются постоянными гостями высших учебных заведений, в которых они проводят мастер-классы, возглавляют Государственные аттестационные комиссии.
Ведущие педагоги кафедры профессора Е. Е. Стриковская и Т. В. Кандинская, доцент М. В. Кравец постоянно приглашаются в жюри международных и всероссийских исполнительских конкурсов. Большой вклад в учебную и творческую работу кафедры вносят солисты-иллюстраторы, многие из которых совмещают эту деятельность с работой в музыкальных театрах и концертных организациях.