RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности

Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Эстрадно-джазовое пение
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
Вопросы вокальной педагогики
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники семинаров и конференций, организаторы лекции и работы круглого стола, являются экспертами в работе фестивалей и конкурсов разного уровня.
На творческих семинарах и форумах обсуждают актуальные вопросы развития профессионального музыкального образования на новом этапе образовательной реформы. Делятся опытом работы кафедры в вопросе формирования музыкально-исполнительских навыков в процессе обучения эстрадно-джазовому пению (искусству мюзикла).
Регулярно публикуют статьи в научных журналах. Ведут работу в создании учебно-методических пособий и других печатных изданиях.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра эстрадно-джазового пения
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Инструменты эстрадного оркестра
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Вопросы истории отечественного и зарубежной музыкальной культуры
Вопросы истории и теории музыкального языка и музыкально-теоретических систем
История и теория музыкального искусства
Вопросы музыкального восприятия
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Музыкальное источниковедение.
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы семинаров и научных конференций разного уровня. Проводят лекции и конференции, курсы в рамках федерального проекта – Творческие люди.
Регулярно публикуют сборники статей, учебно-методические пособия и других печатные издания.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра инструментального джазового исполнительства
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра композиции
Кафедра музыкальной звукорежиссуры
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Мюзикл, шоу-программы
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
История, теория и практика музыкального театра
Вопросы вокальной педагогики
История и теория музыки
Вопросы современного менеджмента музыкального искусства
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Вопросы истории и теории музыкального языка и музыкально-теоретических систем
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика вокального и хорового искусства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы семинаров и научно-практических конференций, электронных проектов разного уровня. Участники научно-творческих семинаров, форумов, конференций.
Ведут активную работу в подготовке к изданию статей и сборников, учебно-методических пособий, монографий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра эстрадно-джазового пения
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра эстрадно-джазового пения
Кафедра менеджмента музыкального искусства
Кафедра музыкальной звукорежиссуры
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Фортепиано
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных  инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных  инструментах
Воспитание музыкального слуха
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники методических семинаров, научно-практических конференций, тематика которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся разных специальностей.
На творческих семинарах и форумах делятся опытом работы кафедры, внимание которой направлено на решение актуальных задач развивающего фортепианного обучения в контексте задач современного музыкального образования.
Ведут активную работу в подготовке к изданию монографий, статей и сборников, учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра специального фортепиано
Кафедра концертмейстерской подготовки
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра камерного ансамбля и квартета
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Орган
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
Музыкально-инструментальное исполнительство
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Воспитание музыкального слуха
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы семинаров и мастер-классов разного уровня.
На Международной конференции «Ройзмановские органные чтения» обсуждают особенности обучения органистов, развития техники и традиций их исполнения.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра органа и клавесина
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Деревянные духовые инструменты
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры организаторы проведения курсов повышения квалификаций в рамках «Национальный проект». Участники научно-творческих семинаров, форумов, конференций.
На творческих семинарах и форумах обсуждают актуальные вопросы развития профессионального музыкального образования на новом этапе образовательной реформы. Делятся опытом работы кафедры в вопросе формирования музыкально-исполнительских навыков в процессе обучения игре на саксофоне, флейте, блокфлейте и кларнете.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра деревянных духовых инструментов
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра композиции
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Медные духовые инструменты
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-творческих семинаров, форумов, конференций. Успешно работают над вопросом увеличения роли духовых инструментов, расширения их возможностей в оркестровых сочинениях.
Регулярно публикуют статьи в научных журналах и других печатных изданиях.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра медных духовых инструментов
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Скрипка, альт
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-практических конференций, семинаров разного уровня.
Выступают ведущими докладчиками в рамках курсов повышения квалификации об актуальных проблемах и эффективных методах обучения игре на струнных инструментах.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра скрипки и альта
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра камерного ансамбля и квартета
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Виолончель
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-практических конференций, семинаров разного уровня. Успешно работают над темой развития и формирования гармоничного музыканта-исполнителя по специальности Виолончель.
Ведут работу под подготовкой статей для Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия». Выступают в роли рецензентов и авторов исполнительской редакции нотного репертуара.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра виолончели, контрабаса и арфы
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра камерного ансамбля и квартета
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Контрабас, арфа
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы конференций, лекций и творческих встреч разного уровня. На заседаниях круглого стола внимание коллег и профессионалов направлено на решение актуальных задач исполнителей в сфере современного музыкального образования.
Ведут работу под подготовкой статей для Научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия». Выступают в роли рецензентов и авторов исполнительской редакции нотного репертуара.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра виолончели, контрабаса и арфы
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра камерного ансамбля и квартета
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Баян, аккордеон
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы научно-практических конференций разного уровня. На методических семинарах обсуждают темы о народно-инструментальном искусстве, его основных тенденциях, событиях и решениях исполнительских задач.
Выступают ведущими докладчиками в рамках курсов повышения квалификации об актуальных проблемах и эффективных методах обучения игре на баяне и аккордеоне.
Ведут активную работу в подготовке к изданию статей и сборников, учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра баяна и аккордеона
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Домра, балалайка, гитара
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники научных конференций. На заседаниях круглого стола внимание коллег и профессионалов направлено на обсуждение инновационных форм работы в классе домры, балалайки и гитары
Проводят лекции, мастер-классы, семинары, концерты в рамках курсов повышения квалификации Национального проекта «Культура»
Ведут активную работу в подготовке к изданию статей и сборников, учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра струнных народных инструментов
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра оркестрового дирижирования
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Национальные инструменты народов России
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Этномузыкознание
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы и участники научно-практических конференций, лекций и мастер-классов в рамках курсов повышения квалификации, на которых обсуждаются особенности академического исполнительства на народных инструментах, история и перспективы его развития.
Курс «Методика работы с исполнительским коллективом на традиционных народных инструментах» стал одним из ведущих в вопросе сохранения национальных традиций в народно-инструментальном искусстве.
Проводят лекции, мастер-классы, семинары, концерты в рамках курсов повышения квалификации Национального проекта «Культура»
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра национальных инструментов народов России
Кафедра этномузыкологии
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра хорового и сольного народного пения
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Ударные инструменты
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники научно-практических конференций, лекций и мастер-классов в рамках проекта РАМ имени Гнесиных «Гнесинские мастера представляют», на которых обсуждаются особенности развития классического инструментария и исполнительского искусства на ударных инструментах.
Являются экспертами «Независимого агентства по обеспечению качества в образовании».
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра ударных инструментов
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Академическое пение
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Вопросы вокальной педагоги
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
История, теория и практика вокального и хорового искусства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры выступают организаторами научно-практических конференций и форумов разного уровня, лекций и мастер-классов по вопросам вокального образования. На Всероссийском конгрессе с Международными участниками обсуждают вопросы лечебно-реабилитационных перспектив при голосовых расстройствах.
Постоянные участники методических семинаров, научно-практических конференций, тематика которых направлена на развитие проблем теории и практики постановки голоса. Научные встречи «Методы преподавания и музыкального исполнительства в контексте культурного разнообразия: профессиональная подготовка молодых певцов» проводятся в рамках Международного Музыкального Семинара.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, рукописей, сборников трудов, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра сольного пения №1
Кафедра сольного пения №2
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра оперной подготовки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Хоровое народное пение
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Вопросы вокальной педагоги
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика вокального и хорового искусства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Этномузыкознание
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры выступают организаторами студенческих научно-практических конференций, музыкально-поэтических конкурсов, фестивалей, которые в полной мере раскрывают традиции и искусство народного пения.
Просветительские проекты, заседания круглого стола, Культурного фронта России, общественной палаты по культуре при Минкульте направлены на освещение народно-певческого образования и раскрывают темы русского музыкального фольклора.
Цикл лекций для слушателей курсов повышения квалификации затрагивает широкий спектр тем от истории формирования народного певческого исполнительства до песенных традиций XX века.
Национальный проект «Культура» - «Гнесинские мастера представляют» реализует проект «Творческие люди», а Всероссийский семинар-практикум для руководителей народно-певческих коллективов знакомит с методикой вокальной работы с солистами и малыми ансамблями.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, рукописей, сборников трудов, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра хорового и сольного народного пения
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Сольное народное пение
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Вопросы вокальной педагоги
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Музыкальная педагогика
Вокальное исполнительство
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика вокального и хорового искусства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Этномузыкознание
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры выступают организаторами студенческих научно-практических конференций, музыкально-поэтических конкурсов, фестивалей, которые в полной мере раскрывают традиции и искусство народного пения.
Просветительские проекты, заседания круглого стола, Культурного фронта России, общественной палаты по культуре при Минкульте направлены на освещение народно-певческого образования и раскрывают темы русского музыкального фольклора.
Цикл лекций для слушателей курсов повышения квалификации затрагивает широкий спектр тем от истории формирования народного певческого исполнительства до песенных традиций XX века.
Национальный проект «Культура» - «Гнесинские мастера представляют» реализует проект «Творческие люди», а Всероссийский семинар-практикум для руководителей народно-певческих коллективов знакомит с методикой вокальной работы с солистами и малыми ансамблями.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, рукописей, сборников трудов, статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра хорового и сольного народного пения
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Дирижирование оперно-симфоническим оркестром
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного дирижерского исполнительства
Вопросы дирижерской педагогики
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-практических конференций, семинаров разного уровня.
Выступают ведущими докладчиками в рамках курсов повышения квалификации в вопросах становления и развития русской симфонической школы на протяжении ХVIII-XIX веков.
Ведут работу в подготовке к изданию, переизданию и корректировке учебно-методических и наглядных пособий, монографий, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра оперно-симфонического дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра оперной подготовки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра композиции
Кафедра скрипки и альта
Кафедра виолончели, контрабаса и арфы
Кафедра деревянных духовых инструментов
Кафедра ударных инструментов
Кафедра медных духовых инструментов
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Дирижирование оркестром народных инструментов
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного дирижерского исполнительства
Вопросы дирижерской педагогики
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Этномузыкознание
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-практических конференций, семинаров разного уровня.
В рамках культурных форумов выступают докладчиками в вопросах сохранения традиций в народно-инструментальном искусстве, проблемах и перспективах его развития.
Ведут работу в подготовке к изданию, переизданию и корректировке учебно-методических и наглядных пособий, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра национальных инструментов народов России
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра оперной подготовки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра композиции
Кафедра баяна и аккордеона
Кафедра струнных народных инструментов
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Дирижирование оркестром духовых инструментов
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного дирижерского исполнительства
Вопросы дирижерской педагогики
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры участники научно-практических конференций, семинаров разного уровня.
В рамках культурных форумов выступают докладчиками в вопросах сохранения традиций в народно-инструментальном искусстве, проблемах и перспективах его развития.
Ведут работу в подготовке к изданию, переизданию и корректировке учебно-методических и наглядных пособий, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра деревянных духовых инструментов
Кафедра медных духовых инструментов
Кафедра ударных инструментов
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра композиции
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Дирижирование академическим хором
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория отечественного и зарубежного дирижерско-хорового исполнительства
История и теория хоровой музыки
Вопросы дирижерско-хоровой педагогики
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика вокального и хорового искусства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры выступают постоянными организаторами конкурсов, открытых фестивалей разного уровня, на которых занимают почетное место председателей и членов жюри.
Цикл лекций для слушателей курсов повышения квалификации в рамках национального проекта «Культура» освещает ключевые задачи и основные тенденции в развитии хоровой музыки разного времени.
Ведут работу в подготовке к публикации монографий, рукописей, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра хорового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Музыкальная педагогика
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
Истрия и теория педагогики
История музыки
Теория и практика современного образования
Психология музыкальных способностей
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры являются членами Диссертационного совета, выступают постоянными организаторами конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций разного уровня, на которых занимают почетное место председателей и членов жюри.
В рамках научных конференций разного уровня передают весь комплекс музыковедческих знаний, на основе которых изучают и разрабатывают наиболее эффективные пути, способы, формы организации и методы музыкального обучения и воспитания, а также формирования и развития творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.
Разрабатывают учебно-творческие материалы по предметам, ведут работу по подготовке к изданию учебно-методических пособий, в том числе озвучиванию некоторых из них, монографий, рукописей, брошюр, сборников трудов, статей и электронных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Всеми сотрудниками научных центров и студентами ведется работа над созданием полнотекстового Единого информационного ресурса «Научная карта России (карта музыкальной науки России)».
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра музыкальной педагогики
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Музыковедение
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
История мировой и русской музыки.
Общая теория музыкального искусства.
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических учений.
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка.
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства.
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах.
История, теория и практика вокального и хорового искусства.
Музыкальная педагогика. Воспитание музыкального слуха.
Название научного направления/научной школы
Теория музыки и методология музыкознания История музыки Виды и жанры музыки Музыкальное исполнительство Музыкальная педагогика
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудниками кафедр и центров регулярно публикуются статьи в научных журналах, входящих в перечень ВАК, WoS и Scopus.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской работы.
Всеми сотрудниками научных центров и студентами ведется работа над созданием полнотекстового Единого информационного ресурса «Научная карта России (карта музыкальной науки России)»
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра истории музыки
Кафедра теории музыки
Научно-творческий центр современной музыки
Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра
Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История и теория музыки
История и практика музыкальной критики и журналистики
Вопросы современного менеджмента музыкального искусства
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники методических семинаров, научно-практических конференций, в выступлениях которых представлен существующий взгляд на понятие «музыкальная журналистика». Определены объекты и ее функции. Рассмотрено отнесение музыкальной журналистики к более широким категориям музыкознания.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра музыкальной журналистики
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра менеджмента музыкального искусства
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра языковой коммуникации
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Этномузыкология
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Этномузыкознание
История и теория музыки
Современная музыкальная педагогика
Вопросы современного менеджмента музыкального искусства
Название научного направления/научной школы
Фольклористика
Музыка отдельных стран и народов
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
Этномузыкознание
История мировой и русской музыки
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудниками Кафедры этномузыкологии и Музыкально-этнографического центра регулярно публикуются статьи в научных журналах, входящих в перечень ВАК и WoS. Проводится научно-исследовательская работа по изучению музыкального фольклора разных регионов. Студенты проходят экспедиционную практику: под руководством НПР ежегодно организуются выездные экспедиции по разным регионам для записи материала, который впоследствии расшифровывается, обрабатывается, хранится и используется в исследовательской работе.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской работы.
Сотрудниками Музыкально-этнографического центра ведется работа над созданием полнотекстового Единого информационного ресурса «Научная карта России (карта музыкальной науки России)»
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра этномузыкологии
Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Компьютерная музыка и аранжировка
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
История и теория музыкального искусства
Вопросы музыкального восприятия
История отечественной и зарубежной музыкальной культуры
Название научного направления/научной школы
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники научно-практических конференций, методических семинаров, посвящённых вопросам композиции и инструментовки.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий, монографий, сборников статей и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра композиции
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Менеджмент музыкального искусства
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Вопросы современного менеджмента музыкального искусства
История, теория отечественного и зарубежного вокального исполнительства
Вопросы истории и теории музыкального языка и музыкально-теоретических систем
Название научного направления/научной школы
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры выступают организаторами и членами Оргкомитета конкурсов, научно-практических конференций, образовательных курсов разного уровня, антиконференций в рамках фестиваля Gnesin Week.
Постоянные участники семинаров и научных конференций, круглого стола и интеллектуального форума в вопросах профессионального музыкального образования на новом этапе образовательной реформы.
В рамках программы переподготовки и курсов повышения квалификации раскрывают тему «Цифровая среда и политика университетов в сфере интеллектуальной собственности», «Использование дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе».

Ведут работу по подготовке к изданию учебников для высшей школы, рабочих программ дисциплин, учебных пособий, брошюр, сборников статей и электронных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра менеджмента музыкального искусства
Кафедра продюсерства исполнительских искусств
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра языковой коммуникации
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Фортепиано
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных  инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных  инструментах
Воспитание музыкального слуха
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные участники методических семинаров, научно-практических конференций, тематика которых направлена на развитие творческого потенциала учащихся разных специальностей.
На творческих семинарах и форумах делятся опытом работы кафедры, внимание которой направлено на решение актуальных задач развивающего фортепианного обучения в контексте задач современного музыкального образования.
Ведут активную работу в подготовке к изданию монографий, статей и сборников, учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра специального фортепиано
Кафедра концертмейстерской подготовки
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Кафедра камерного ансамбля и квартета
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Орган
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
Музыкально-инструментальное исполнительство
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Воспитание музыкального слуха
Музыкальное источниковедение.
Музыкальная текстология
История мировой и русской музыки
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры постоянные организаторы семинаров и мастер-классов разного уровня.
На Международной конференции «Ройзмановские органные чтения» обсуждают особенности обучения органистов, развития техники и традиций их исполнения.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра органа и клавесина
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Образовательная программа, направленность, профиль, шифр и наименование научной специальности
Деревянные духовые инструменты
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Музыкальная педагогика
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Вопросы исполнительской интерпретации
Название научного направления/научной школы
Музыкальная педагогика
Воспитание музыкального слуха
Общая теория музыкального искусства
История и теория музыкальных жанров, музыкального языка
Музыкальная семиотика и семантика
История мировой и русской музыки
Психология музыкального творчества, восприятия, музыкального исполнительства
История, теория и практика исполнения на музыкальных инструментах
Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин, теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение, история теоретических знаний
Результаты научной (научно-исследовательской) деятельности
Сотрудники кафедры организаторы проведения курсов повышения квалификаций в рамках «Национальный проект». Участники научно-творческих семинаров, форумов, конференций.
На творческих семинарах и форумах обсуждают актуальные вопросы развития профессионального музыкального образования на новом этапе образовательной реформы. Делятся опытом работы кафедры в вопросе формирования музыкально-исполнительских навыков в процессе обучения игре на саксофоне, флейте, блокфлейте и кларнете.
Ведут работу в подготовке к изданию учебно-методических пособий и других печатных изданий.
Наиболее успешных выпускников рекомендуют к обучению в магистратуре и к продолжению их научно-исследовательской деятельности.
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
Кафедра деревянных духовых инструментов
Кафедра оркестрового дирижирования
Кафедра аналитического музыкознания
Кафедра теории музыки
Кафедра истории музыки
Кафедра композиции
Кафедра педагогики и методики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Отчет о научной деятельности за 2023 г.

Государственная поддержка способствовала тому, что научная деятельность коллектива Академии развивалась стабильно и последовательно. Так, в 2023 году вышло в свет 41 издание, выпущенное под выходными данными Издательства «Российская академия музыки имени Гнесиных», среди которых:

  • монография, посвященная Елене Фабиановне Гнесиной (автор доктор иск., проф. Д.К. Кирнарская. «Елена Гнесина. Портрет руководителя на фоне эпохи»), объемом 30 п.л.;
  • 15 сборников статей, объемом 320 п.л.;
  • 13 нотных изданий, объемом около 50 п.л.;
  • 23 учебных издания – учебно-методических пособий и разработок, общим объемом около 150 п.л.;
  • 10 выпусков «Озвученные пособия ГМПИ имени Гнесиных» (выпущено на CD-дисках). Общий тираж — 15 000 CD-дисков.
Преподавателями Академии опубликовано 244 научных статьи в различных научных журналах, из них 88 в журналах, рекомендованных ВАК, 24 статьи в журналах, входящих в международные базы цитирования Web of Science и Scopus, общий объем статей составил около 85 п.л. Ежеквартально выходят научные периодические издания «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship», «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» и электронный журнал «Современные проблемы музыкознания» – все три журнала входят в Перечень журналов, рекомендованных ВАК.

Активное включение педагогов в научные исследования проходило также в форме выступлений на многочисленных конференциях в Москве, других городах России и за рубежом, оппонирования кандидатских и докторских диссертаций, рецензирования научно-методических работ. В 2023 году педагогами Академии было осуществлено более 150 выступлений с докладами на различных научных и научно-практических конференциях.

В 2023 году в Российской академии имени Гнесиных продолжил работу Координационный совет по научному взаимодействию творческих вузов. Продолжается также развитие межвузовского сотрудничества на базе РАМ имени Гнесиных: созданные в 2022 году два консорциума творческих вузов продолжают работу над научными проектами (Единый информационный ресурс «Карта музыкальной науки России», международные научные конференции, организованные Научно-творческим центром по изучению проблем музыкального театра).

На базе Академии было организовано 5 научных и научно-творческих конкурсов:

  • Всероссийская теоретическая олимпиада 2023;
  • XXXIII Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства;
  • Первый тур Десятого Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры;
  • III Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука»;
  • II Всероссийский конкурс медиакомпозиций «Звуковая среда современности»;
  • Запущен и проведен первый тур I Всероссийского конкурса на создание монографий (научных изданий);
  • Завершен I Всероссийский конкурс на создание учебников (учебных пособий) для высших музыкальных учебных заведений, реализующих программы бакалавриата и специалитета (направления подготовки и специальности в рамках УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство) (запущен в 2022 году).
Идет регулярная работа преподавателей Академии над организацией и проведением научных и научно-практических конференций международного и всероссийского масштаба. Так, было проведено 12 научных конференций силами кафедр Историко-теоретико-композиторского факультета, межфакультетскими и исполнительскими кафедрами. Они неизменно имеют широкий резонанс и привлекают большое число участников. Среди них:

  • Международная научная конференция «Музыкальная композиция: нарратив vs архитектоника» / «Musical Composition: Narrative vs Architectonics» (проводится раз в два года);
  • Международная научно-практическая конференция «Научные и педагогические школы российских консерваторий. Навстречу 150-летию Елены Фабиановны Гнесиной», учрежденная Центром
  • современных технологий в области науки, образования и педагогики;
  • Научно-творческим центром современной музыки и кафедрой теории музыки проведена Научная конференция «Современная музыка как научная проблема»;
  • Музыкально-этнографическим центром имени Е.В. Гиппиуса и кафедрой этномузыкологии были организованы две масштабные научные конференции: Научно-практическая конференция «История и традиционная культура российского казачества», которая проводилась впервые;
  • Международная научная конференция «Гиппиусовские чтения – 2023», которая традиционно проводится раз в два года.
Другие важные научные конференции РАМ имени Гнесиных в 2023 году:

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развивающего фортепианного обучения в контексте задач современного музыкального образования»;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Ансамблевые традиции Гнесинского Дома: история и современность»;
  • «Журналистские читки»;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы вокального образования»;
  • Научно-практическая конференция магистров «Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика»;
  • VII Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве»;
  • Научно-практическая конференция студентов, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне «Философия и искусство».
Постоянно возрастает активность молодых музыковедов и исполнителей, занимающихся научной деятельностью. Заслуживают внимания мероприятия, объединяющие труд молодых ученых: Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, Всероссийская научная конференция аспирантов и студентов «Исследования молодых музыковедов» и Международная научная студенческая конференция «Музыка в современном мире: культура, искусство, образование». Следует отметить, что по результатам конференций продолжают издаваться сборники научных статей – это прекрасная возможность молодым ученым опубликовать результаты своих исследований.

В 2023 году Научно-творческий центр современной музыки РАМ имени Гнесиных продолжает развивать традиционный молодежный проект по изучению и исполнению современной музыки «Gnesin Contemporary Music Week», который стал проводится дважды в год – весной и осенью при участии сотрудников ЦАЭМ при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В рамках проекта запущены серии мастер-классов для исполнителей и композиторов, специализирующихся на современной академической музыке и экспериментах в этой области.

В начале 2023 года был объявлен III Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука», в котором приняло участие более 40 проектов учащихся творческих вузов России и II Всероссийский конкурс медиакомпозиций «Звуковая среда современности», в котором приняло участие более 50 проектов. В завершение 2023 года на сцене Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных были проведены финалы двух конкурсов – кинопоказы проектов финалистов на большом экране и экспертное обсуждение работ.

Торжественное награждение победителей двух Конкурсов проходило в зале Дома Пашкова в форме Новогоднего научного бала. Студенты и аспиранты Академии продолжают развивать самостоятельное научное мероприятие: под руководством Студенческого научно-творческого общества продолжает традицию проведение интеллектуального проекта «Игра в бисер», к которому привлекаются команды студентов не только Академии, но и других вузов (ПГК, КГК, НГК, ННГК и других консерваторий); продолжает развиваться интеллектуальный проект – Дискуссионный клуб «Дебаты», запущенный в 2022 году, в 2023 году стали принимать участие студенты и аспиранты других учебных заведений (МГК, ПГК и др.)

В 2023 году преподавателями Историко-теоретико-композиторского факультета и кафедры педагогики и методики проведена Всероссийская теоретическая олимпиада с целью поддержания интереса к теоретической специальности и привлечения потенциальных абитуриентов поступать в РАМ имени Гнесиных. В Олимпиаде участвовало 44 студента старших курсов музыкальных училищ со всей страны.

В 2023 году продолжают работу четыре научно-творческих центра: Музыкально-этнографический центр имени Е.В. Гиппиуса, Научно-творческий центр современной музыки, Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра и Центр современных технологий в области педагогики, образования и науки, научными сотрудниками и специалистами которых проводится регулярная научно-исследовательская и научно-организационная деятельность (работа над Единым информационным ресурсом “Карта музыкальной науки России”, публикация материалов исследований, составление и издание сборников научных статей, организация и проведение международных конференций).

Освещая творческую и культурно-просветительскую деятельность коллектива профессорско-преподавательского состава и студентов Академии, в самообследовании представлена максимально развернутая информация о масштабной работе, проделанной Академией в 2023 году.

Отчет о научной деятельности за 2022 г.

Государственная поддержка способствовала тому, что научная деятельность коллектива Академии развивалась стабильно и последовательно. Так, в 2022 году вышли в свет 24 книги, выпущенных под выходными данными Издательства «Российская академия музыки имени Гнесиных», 3 монографии общим объемом 43 п.л. и 15 сборников статей, объемом 320 п.л., 54 нотных издания, объемом около 400 п.л., 53 учебных издания – учебно-методических пособий и разработок, общим объемом около 304 п.л., опубликована 263научных статьи, из них 69 в журналах, рекомендованных ВАК, 14 статей в журналах, входящих в международные базы цитирования Web of Science и Scopus, общий объем статей составил 55 п.л.

Ежеквартально выходят научное периодическое издание «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship», «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» и электронный журнал «Современные проблемы музыкознания», а также вышел очередной выпуск периодического издания «Вопросы этномузыкологии» № 18.

Активное включение педагогов в научные исследования проходило также в форме выступлений на многочисленных конференциях в Москве, других городах России и за рубежом, оппонирования кандидатских и докторских диссертаций, рецензирования научно-методических работ. В 2022 году педагогами Академии было осуществлено 197 выступлений с докладами на различных научных и научно-практических конференциях.

2022 год стал значимым для Российской академии имени Гнесиных. С целью развития межвузовского сотрудничества был создан Координационный совет по научному взаимодействию творческих вузов и на базе РАМ имени Гнесиных было основано два консорциума.

На базе Академии было организовано 5 конкурсов:

  • Всероссийская теоретическая олимпиада 2022;
  • XXXII Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства;
  • Первый тур Девятого Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры;
  • II Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука»;
  • I Всероссийский конкурс медиакомпозиций «Звуковая среда современности».
Идет регулярная работа преподавателей Академии над организацией и проведением научных и научно-практических конференций и семинаров международного и всероссийского масштаба. Так, было проведено 16 научных конференций силами кафедр историко-теоретико-композиторского факультета, межфакультетскими и исполнительскими кафедрами. Они неизменно имеют широкий резонанс и привлекают большое число участников. Среди них: Международная научная конференция «Музыкальная наука в контексте культуры», которая традиционно проводится раз в два года; Международная научная конференция «Балет в музыкальном театре: история и современность» в рамках работы одного из консорциумов; Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) в РАМ имени Гнесиных провел свой Первый международный конгресс Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction, в котором Академия участвовала в качестве организации-партнера; кафедрой истории музыки совместно с Государственным институтом искусствознания была организована традиционная Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2022».

Другие важные научные конференции РАМ имени Гнесиных в 2022 году:

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Гнесинские традиции в аспекте задач курса фортепиано для учащихся разных специальностей»;
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре»;
  • IV Международная научно-практическая конференция «Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика»;
  • XXI вокально-практическая конференция «Дмитриевские чтения»;
  • XXVII Гнесинские чтения «Не только учеба: творческая жизнь в Гнесинском доме»;
  • VI Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве»;
  • Международная конференция «Ройзмановские органные чтения 2022»;
  • VIII Международная научная конференция «Философия и искусство» и другие.
Постоянно возрастает активность молодых музыковедов и исполнителей, занимающихся научной деятельностью. Заслуживают внимания мероприятия, объединяющие труд молодых ученых: Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, Всероссийская научная конференция аспирантов и студентов «Исследования молодых музыковедов» (проведена дважды, в апреле и в октябре в рамках международной научной конференции «Музыкальная наука в контексте культуры»). Следует отметить, что по результатам конкурса и конференции будут изданы сборники научных статей – это прекрасная возможность молодым ученым опубликовать результаты своих исследований. Заслеживают внимания научно-практические конференции студентов, затрагивающие проблемы фольклорного творчества и полевых исследований: Студенческая научно-практическая конференция студентов бакалавриата, магистратуры и ассистентов-стажеров «Искусство народного пения: традиции, исполнительство, образование» и Ежегодная научно-практическая студенческая конференция «Современные полевые исследования музыкального фольклора».

В начале 2022 года был объявлен II Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука», в котором приняло участие более 30 проектов учащихся творческих вузов России и Всероссийский конкурс медиакомпозиций «Звуковая среда современности», в котором приняло участие более 50 проектов. В завершение 2022 года на сцене Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных был проведен финал конкурса – кинопоказ проектов на большом экране; также на сцене Большого зала «Гнесинский на Поварской» прошел показ проектов-финалистов и экспертное обсуждение работ. Торжественное награждение победителей двух Конкурсов проходило в зале Дома Пашкова в форме Новогоднего научного бала.

Студенты и аспиранты Академии продолжают развивать самостоятельное научное мероприятие: проект по изучению и исполнению современной музыки «Gnesin Contemporary Music Week», который традиционно проводится в ноябре при участии сотрудников ЦАЭМ при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Также под руководством Студенческого научно-творческого общества продолжает традицию проведение интеллектуального проекта «Игра в бисер», к которому привлекаются команды студентов не только Академии, но и других вузов (ПГК, КГК, НГК, ННГК и других консерваторий).

В 2022 году силами СНТО был запущен новый интеллектуальный проект – Дискуссионный клуб «Дебаты». Данный студенческий проект стал победителем II Всероссийского конкурса научно-творческих проекта студентов и аспирантов «Консерваторская наука».

В 2022 году преподаватели кафедры аналитического музыкознания, кафедры теории музыки, кафедры истории музыки и кафедры педагогики и методики проведена Всероссийская теоретическая олимпиада с целью поддержания интереса к теоретической специальности и привлечения потенциальных абитуриентов поступать в РАМ имени Гнесиных. В Олимпиаде участвовало 41 человек старших курсов музыкальных училищ со всей страны.

2022 год стал значимым для развития научно-кадрового потенциала Академии. Начали свою работу три научно-творческих центра: Научно-творческий центр современной музыки, Научно-творческий центр по изучению проблем музыкального театра и Центр современных технологий в области педагогики, образования и науки. На базе этих центров были введены две ставки научных сотрудников.

Освещая творческую и культурно-просветительскую деятельность коллектива профессорско-преподавательского состава и студентов Академии, в самообследовании представлена максимально развернутая информация о масштабной работе, проделанной Академией в 2022 году.

Отчет о научной деятельности за 2021 г.

Государственная поддержка способствовала тому, что научная деятельность коллектива Академии развивалась стабильно и последовательно. Так, в 2021 году вышли в свет 9 книг и нотных изданий, выпущенных под выходными данными Издательства «Российская академия музыки имени Гнесиных», 8 монографий общим объемом 170,2 п.л. и 15 сборников статей, объемом 320 п.л., 65 нотное издание, объемом 422,5 п.л., 67 учебных издания – учебно-методических пособий и разработок, общим объемом около 346 п.л., опубликована 274 научных статьи, из них 73 в журналах, рекомендованных ВАК, 33 статьи в журналах, входящих в международные базы цитирования Web of Science и Scopus, общий объем статей составил 123 п.л.

Ежеквартально выходят научное периодическое издание «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» и электронный журнал «Современные проблемы музыкознания», а также вышел очередной выпуск периодического издания «Вопросы этномузыкологии» № 17.

Активное включение педагогов в научные исследования проходило также в форме выступлений на многочисленных конференциях в Москве, других городах России и за рубежом, оппонирования кандидатских и докторских диссертаций, рецензирования научно-методических работ. В 2021 году педагогами Академии было осуществлено 219 выступлений с докладами на различных научных и научно-практических конференциях.

2021 год стал значимым для Российской академии имени Гнесиных. 2021 год был объявлен Годом науки и технологий, в связи с этим было организовано 2 специальных научных мероприятия – лекция «Авторское право в музыке» О.Н. Глазунова и И.С. Захарбековой – кандидатов наук, доцентов РАМ имени Гнесиных; и лекция – мастер-класс Н.Г. Поповой – кандидата социологических наук, главы Directory of Open Access Journals в России, заместителя председателя экспертного совета Scopus в России. На базе Академии было организовано 4 конкурса – Всероссийская теоретическая олимпиада (с международным участием), XXXI Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, Первый тур Восьмого Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры, Всероссийский конкурс (с международным участием) научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука».

Идет регулярная работа преподавателей Академии над организацией и проведением научных и научно-практических конференций и семинаров международного и всероссийского масштаба. Так, было проведено 19 научных конференций силами кафедр историко-теоретико-композиторского факультета, межфакультетскими и исполнительскими кафедрами. Они неизменно имеют широкий резонанс и привлекают большое число участников. Среди них: Международная научная конференция «Гиппиусовские чтения – 2021», прошедшей под генеральной тематикой «Музыкально-фольклорный текст в контексте традиционной культуры»; Третья международная научно-практическая конференция «Гнесинские педагогические школы: история и современность», ставшая традиционной для учебных заведений имени Гнесиных; Международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические метаморфозы», которая проводилась в рамках регулярного научного проекта Четвертой международной научной конференции «Техника музыкальной композиции: теория и практика». Также была организована Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность», которая проводится раз в два года; кафедрой истории музыки совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом была организована Международная научно-практическая конференция-форум «Русская духовная музыка Синодального периода: неизвестные страницы»; V Межвузовская научно-практическая конференция «Творчество как условие эффективности педагогической деятельности»; V Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве», Международная конференция «Гнесинские органные чтения 2021», VI Международная научная конференция «Философия и искусство» и другие.

Постоянно возрастает активность молодых музыковедов и исполнителей, занимающихся научной деятельностью. Заслуживают внимания мероприятия, объединяющие труд молодых ученых: Международный конкурс научно-исследовательских работ студентов в области музыкального искусства, Всероссийская научная конференция аспирантов и студентов «Исследования молодых музыковедов», Научная студенческая конференция «Музыка в современном мире: культура, искусство, образование». Следует отметить, что по результатам конкурса и конференции будут изданы сборники научных статей – это прекрасная возможность молодым ученым опубликовать результаты своих исследований. В начале 2021 года был объявлен Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука», в котором приняло участие более 20 проектов учащихся творческих вузов России и Беларуси. В завершение 2021 года на сцене Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных был проведен финал конкурса – дневной кинопоказ проектов на большом экране и вечерний концерт. Торжественное награждение победителей Конкурса проходило в зале Дома Пашкова в форме Новогоднего научного бала.

Студенты и аспиранты Академии продолжают развивать самостоятельное научное мероприятие: проект по изучению современной музыки Академии «Gnesin contemporary music week», а также под руководством студенческого научно-творческого общества продолжает традицию дважды в год проводить интеллектуальный проект «Игра в бисер», к которому привлекаются команды студентов не только Академии, но и других вузов. Оба этих студенческих проекта стали победителями Всероссийского (с международным участием) конкурса научно-творческих проекта студентов и аспирантов «Консерваторская наука».

В 2021 году преподаватели кафедры аналитического музыкознания, кафедры теории музыки, кафедры истории музыки и кафедры педагогики и методики проведена Всероссийская теоретическая олимпиада с целью поддержания интереса к теоретической специальности и привлечения потенциальных абитуриентов поступать в РАМ имени Гнесиных. В Олимпиаде участвовало 38 человек старших курсов музыкальных училищ со всей страны.