RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Всероссийская теоретическая олимпиада

19 января 2021

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-КОМПОЗИТОРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
СОВМЕСТНО С КАФЕДРОЙ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ

Положение (скачать .pdf)

Поздравляем победителей

Всероссийской теоретической олимпиады!

Подведены итоги Всероссийской теоретической олимпиады 2021 г. и определены победители и дипломанты по двум группам.

Желаем всем участникам творческих успехов, достижения новых вершин и крепкого здоровья!

Группа «Теоретики»

1 место

Быстрова Наталья Дмитриевна
Череповецкое областное училище искусств и художественных ремëсел им. В.В. Верещагина

2 место

Лапатанова Василиса Евгеньевна
Музыкальное училище имени Гнесиных

Лобова Екатерина Владимировна
Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова

Пронина Инга Игоревна
Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского

3 место

Василисина Ксения Евгеньевна
Колледж искусств Тюменского государственного института культуры

Жаренова Анжелика Сергеевна
Владимирский областной музыкальный колледж им. А.П. Бородина

Коршунова Дарья Кирилловна
Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова

Диплом за самостоятельность критических суждений, высказанных в эссе

Кисель Ангелина Евгеньевна
Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова

Диплом за творческий подход, проявленный в музыкальных композициях

Тарасов Алексей Витальевич
Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина

Группа «Исполнители»

1 место

Моргунов Вячеслав Владимирович
Музыкальное училище эстрадно-джазового искусства РАМ имени Гнесиных

Степаненко Дарья Игоревна
Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей

2 место

Береговский Дмитрий Сергеевич
Хабаровский краевой колледж искусств

3 место

Лазовская Анна Константиновна
Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых

Ткач Мария Сергеевна
Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена

Диплом за представление музыкальной композиции

Дьячина Арина Владимировна
II ступень (СПО) Волгоградского государственного института искусств и культуры, г. Камышин


ИСПЫТАНИЯ

Дорогие участники!

Заключительное испытание проводится по видеосвязи. Вход осуществляется поочередно в строго назначенное время. Для того, чтобы подключиться, необходимо пройти по соответствующей ссылке, нажать «кнопки», разрешающие доступ приложения к камере и микрофону, нажать «Присоединиться» и ждать одобрение администратора. Ожидание может занять пару минут.

Подключение только для участников Олимпиады!

Возможна задержка ответа на 10-15 минут, ждите разрешения администратора на вход в видеосвязь.

24 МАРТА, 11:00-13:00 – Слуховой анализ

Порядок подключения к видеосвязи (смотреть .pdf)

Ссылка для подключения к видеоконференции: meet.google.com/hkb-cpow-fvs

24 МАРТА, 13:30-16:30 – Коллоквиум

Обращаем внимание, что время испытания перенесено на полчаса, в связи с чем обновлен порядок подключения к Коллоквиуму.

Порядок подключения к видеосвязи (смотреть .pdf)

Ссылка для подключения к видеоконференции: meet.google.com/qmj-fqht-tps

23 МАРТА, 10:00-15:00

ЗАДАНИЕ

Участникам Олимпиады предлагается на выбор:

  1. написать теоретический разбор сочинения (структура, функции частей, характер тематизма и тематического развития);
  2. написать рецензию на прозвучавшее исполнение, в котором разбор сочинения станет составной частью изложения;
  3. написать историко-теоретическое эссе, затронув аспекты, касающиеся жанра и композиции сочинения, его образного строя в контексте творчества композитора, стиля эпохи, жанровой традиции.

Если при выполнении задания автор захочет использовать какие-либо учебные или научные источники (в том числе размещенные в сети Интернет), он должен обязательно сослаться на них, упомянув книгу, статью, Интернет-ресурс в сноске или в скобках в основном тексте. В противном случае использованный без ссылки материал (фрагменты текста, оценки, характеристики) будет считаться недобросовестным заимствованием, и жюри не сможет оценить работу положительно.

Сочинения:

  1. Соната Й. Гайдна № 49 cis-moll. 1 часть.
  2. Исполняют: Кристина Шорнсхайм (хаммерклавир); Енё Яндо (фортепиано).

  3. Романсы «Не верь мне, друг» П. Чайковского и С. Рахманинова: две интерпретации поэтического текста А. Толстого.

22 МАРТА, 13:00-18:00

Фрагменты для создания музыкальной композиции (скачать .pdf)

22 МАРТА, 10:00-11:45

ЗАДАЧА (Группа I – теоретики) – скачать .pdf

ЗАДАЧА (Группа II – исполнители) – скачать .pdf


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Дорогие участники!

Российская академия музыки имени Гнесиных 22-24 марта 2021 года проводит Всероссийскую теоретическую олимпиаду для абитуриентов, поступающих на музыковедческие и исполнительские специальности.

Форма проведения – онлайн.

Приглашаются:

  • учащиеся 3 и 4 курсов теоретических отделений музыкальных училищ;
  • учащиеся 10 и 11 классов средних специальных музыкальных школ;
  • учащиеся исполнительских отделений училищ и ССМШ, планирующие поступление на музыковедческие и исполнительские специальности;
  • выпускники прошлых лет.

Теоретическая олимпиада – одно из традиционных мероприятий Российской академии музыки имени Гнесиных. Она была организована кафедрой гармонии и сольфеджио (в настоящее время – теории музыки) ГМПИ имени Гнесиных в начале 1970-х годов и с тех пор проводилась один раз в два года. Совместными усилиями кафедр историко-теоретико-композиторского факультета в рамках олимпиады устраивались творческие испытания для будущих абитуриентов как теоретической, так и исполнительских специализаций. Бессменным руководителем в течение долгого времени была З.И. Глядешкина (1937 – 2014) – профессор кафедры, доктор искусствоведения. В разные годы в организации олимпиады и разработке ее заданий принимали участие В.В. Алеев, Е.С. Дерунец, Н.И. Енукидзе, Т.А. Енько, В.М. Келле, Т.Н. Красникова, Т.Е. Лейе, Е.В. Мейен, Г.П. Сахарова, А.А. Степанов, И.П. Сусидко, А.И. Тихонова, Т.В. Цареградская. В 2019 году, после некоторого перерыва, было принято решение о возобновлении проекта с ежегодной периодичностью.

С 2020 года олимпиада проводится в дистанционном формате.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ

Номинация «Теоретики»:

  1. Ахметьянова Эльвира Ильгизовна – 4 курс, Республиканский музыкальный колледж, Республика Удмуртия;
  2. Быстрова Наталья Дмитриевна – 4 курс, Череповецкое областное училище искусств и художественных ремëсел им. В.В. Верещагина;
  3. Василисина Ксения Евгеньевна – 4 курс, Колледж искусств Тюменского государственного института культуры;
  4. Верховская Виктория Олеговна – 4 курс, Иркутский областной музыкальный колледж имени Фридриха Шопена;
  5. Жаренова Анжелика Сергеевна– 4 курс, Владимирский областной музыкальный колледж им. А.П. Бородина;
  6. Застрожнова Анастасия Александровна – 4 курс, Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей;
  7. Кисель Ангелина Евгеньевна – 4 курс, Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова;
  8. Климачева Александра Дмитриевна – 4 курс, Владимирский областной музыкальный колледж им. А.П. Бородина;
  9. Колев Павел Павлович – 3 курс, Сургутский музыкальный колледж;
  10. Коршунова Дарья Кирилловна – 4 курс, Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова;
  11. Лапатанова Василиса Евгеньевна – 4 курс, Музыкальное училище имени Гнесиных;
  12. Лебедева Анастасия Андреевна – 4 курс, Музыкальное училище имени Гнесиных;
  13. Лобова Екатерина Владимировна – 4 курс, Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова;
  14. Маркова Ксения Константиновна – 3 курс, Факультет среднего профессионального образования Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова;
  15. Насыбуллина Регина Руслановна – 4 курс, Казанский музыкальный колледж имени И.В. Аухадеева;
  16. Пронина Инга Игоревна – 4 курс, Колледж Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского;
  17. Сайназаров Суннатбек Султан угли – 1 курс, Гулистанский Государственный Педагогический Университет, Республика Узбекистан;
  18. Тарасов Алексей Витальевич – 4 курс, Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина;
  19. Ятманов Антон Владимирович – 4 курс, Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова;

Номинация «Исполнители»:

  1. Береговский Дмитрий Сергеевич – 4 курс, Хабаровский краевой колледж искусств, специальность «Оркестровые духовые и ударные инструменты»;
  2. Бобровицкий Артём Вячеславович – 3 курс, Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, специальность «Вокальное искусство»;
  3. Василинич Полина Владиславовна – 4 курс, Колледж Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, специальность «Домра»;
  4. Гаврилова Полина Викторовна – 4 курс, Республиканский музыкальный колледж, Республика Удмуртия, специальность «Фортепиано»;
  5. Дьячина Арина Владимировна – 3 курс, II ступень (СПО) Волгоградского государственного института искусств и культуры, г. Камышин, специальность «Струнно-смычковые инструменты»
  6. Исхакова Чулпан Альфировна – 2 курс, Средне-специальный музыкальный колледж, г. Уфа, специальность «Струнно-смычковые инструменты»;
  7. Карабулатова София Сергеевна – – 2 курс, Средне-специальный музыкальный колледж, г. Уфа, специальность «Струнно-смычковые инструменты»;
  8. Кузнецова Дарья Васильевна – 4 курс Колледж Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, специальность «Фортепиано»;
  9. Лазовская Анна Константиновна – 4 курс, Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых, специальность «Вокальное искусство»)
  10. Манелова Анастасия Михайловна – 4 курс, Ставропольский краевой музыкальный колледж им. В.И. Сафонова, специальность «Фортепиано»;
  11. Михеева Арина Александровна – 4 курс, Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых, специализация «Музыкальное исполнительство»;
  12. Мичурина Василиса Андреевна – 3 курс, колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, специализация «Музыкальное исполнительство»;
  13. Моргунов Вячеслав Владимирович – 3 курс, Музыкальное училище эстрадно-джазового искусства РАМ имени Гнесиных, специальность «Инструменты эстрадного оркестра»;
  14. Никитина Алиса Юрьевна – 4 курс, Архангельский музыкальный колледж, специальность «Фортепиано»;
  15. Павлова Мария Сергеевна – 4 курс, Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова, специальность «Фортепиано»;
  16. Степаненко Дарья Игоревна – 4 курс, Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей, специальность «Фортепиано»;
  17. Ткач Мария Сергеевна – 4 курс, Московский государственный колледж музыкального исполнительства им. Ф. Шопена, специальность «Фортепиано»;
  18. Ульянова Юлия Романовна – 4 курс, Архангельский музыкальный колледж, специальность «Фортепиано»;
  19. Умархаджиев Давид Арсенович – 3 курс, Музыкальное училище эстрадно-джазового искусства РАМ имени Гнесиных, специальность «Эстрадное пение»;
  20. Фомина Наталия Валерьевна – 4 курс, Музыкальное училище имени Гнесиных, специальность «Духовые и ударные инструменты»;
  21. Шевченко Юлия Витальевна – 4 курс, Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых, специальность «Фортепиано».

Программа олимпиады

Участникам олимпиады предстоит выполнить ряд профессионально-творческих испытаний по гармонии, сольфеджио, музыкальной литературе, анализу музыкальных произведений. Требования к учащимся теоретических и исполнительских отделений дифференцированы.

22 марта, 10:00

Группа I (теоретики)

1.Задача по гармонии выполняется в простой двухчастной форме и предполагает освоение полного курса «Гармония» в полном объеме «бригадного» учебника. Время выполнения – 2 академических часа.

Пример задачи (скачать .pdf)

Условие задачи для решения будет размещено на сайте РАМ имени Гнесиных 22 марта в 10:00 по московскому времени. Участники олимпиады высылают выполненные решения не позднее 11:45 (мск) на адрес: m.kovaleva@gnesin-academy.ru

В файле необходимо указать фамилию/имя, учебное заведение, отдел, курс. В названии файла следует указывать фамилию и вид испытания. Например: Иванов_Задача.

2.Создание музыкальной композиции по заданному мотиву (фразе). Будут предложены на выбор 2 мотива (фразы) – один в классическом, другой в романтическом стиле. Музыкальные композиции, выполненные участниками, осуществляются в простой двухчастной или простой трехчастной форме. Увеличение структуры и масштабов формы допускается.

Образцы будут размещены на сайте РАМ имени Гнесиных 22 марта в 13:00.

Пример фрагментов для создания музыкальной композиции (скачать .pdf)

Выполненные задания высылаются не позднее 18:00 на адрес: m.kovaleva@gnesin-academy.ru

В файле необходимо указать фамилию/имя, учебное заведение, отдел, курс. В названии файла следует указывать фамилию и вид испытания. Например: Иванов_Сочинение.

22 марта, 10:00

Группа II (исполнители)

Задача по гармонии выполняется в двухчастной форме с возможным расширением (дополнением) и включает отклонения и модуляции в I степень родства, диатонические и хроматические секвенции, эллипсисы, использование трезвучий различных ступеней, септаккордов V, VII, II ступеней с обращениями, D9, альтерированных аккордов (N6, D7 с повышенной (пониженной) квинтой, аккордов группы DD).

Пример задачи (скачать .pdf)

Условие задачи для решения будет размещено на сайте РАМ имени Гнесиных 21 апреля в 10:00 по московскому времени. Участники олимпиады высылают выполненные решения не позднее 11:45 на адрес: m.kovaleva@gnesin-academy.ru

В файле необходимо указать фамилию/имя, училище, отдел, курс. В названии файла следует указывать фамилию и вид испытания. Например: Иванов_Задача.

23 марта, 10:00

Испытание по музыкальной литературе и анализу музыкальных произведений предоставляет участнику Олимпиады право выбора. На сайте будет размещено музыкальное сочинение в двух разных исполнениях.

Участник олимпиады может выбрать один из трех вариантов:

  1. написать теоретический разбор сочинения (структура, функции частей, характер тематизма и тематического развития);
  2. написать рецензию на прозвучавшее исполнение, в котором разбор сочинения станет составной частью изложения;
  3. написать историко-теоретическое эссе, затронув аспекты, касающиеся жанра и композиции сочинения, его образного строя в контексте творчества композитора, стиля эпохи, жанровой традиции.

Имя композитора и название сочинения участникам Олимпиады будут указаны.

Ссылка на музыкальное сочинение в двух исполнениях будет размещена на сайте РАМ имени Гнесиных 23 марта в 10:00 по московскому времени. Участники олимпиады высылают свои работы 23 марта не позднее 15:00: m.kovaleva@gnesin-academy.ru

В файле необходимо указать фамилию/имя, училище, отдел, курс. В названии файла следует указывать фамилию и вид испытания. Например: Иванов_Анализ.

24 марта, 11:00. Слуховой анализ, Коллоквиум

Группа I (теоретики)

Слуховой анализ. Модуляция, соответствующая вступительным требованиям для поступающих на специальность «Музыковедение» (бакалавриат и специалитет). Количество проигрываний – два раза, количество аккордов – 16-20.

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области современной музыкальной культуры и смежных видов искусства, а также знания в области классической и современной музыковедческой литературы.

Ссылка на подключение по испытаниям «Слуховой анализ» и «Коллоквиум» будет размещена на сайте РАМ имени Гнесиных 23 марта в 15:00 по московскому времени.

График выполнения заданий
Задача по гармонии 22 марта 10:00-11:45 (МСК)
Сочинение 22 марта 13:00-18:00 (МСК)
Аналитическое или критическое эссе 23 марта 10:00-15:00 (МСК)
Слуховой анализ 24 марта 11:00-13:00 (МСК)
Коллоквиум 24 марта 13:00-15:00

Заявка подается в электронном виде до 15 марта 2021 г. (см. ФОРМА ЗАЯВКИ) на два электронных адреса одновременно:

m.kovaleva@gnesin-academy.ru

i.sukhorukova@gnesin-academy.ru

ФОРМА ЗАЯВКИ (открыть .docx)

Победители Олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени.