Знаменательным событием в истории народно-инструментального искусства стало создание в 1948 году в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных первых в республике факультета и кафедры народных инструментов. Основателем и руководителем их (до 1963) был высокообразованный музыкант, исполнитель, дирижер, активный пропагандист и последователь великого музыкально-просветительского дела В.В.Андреева, заслуженный деятель искусств России Александр Сергеевич Илюхин.
Вместе с ним на кафедре и факультете в первые годы работали: Ю.Н.Шишаков, В.Г.Горохов, Г.Ф.Зимин, С.П.Великов, П.И.Алексеев, П.А.Гвоздев, А.П.Иванов-Радкевич, С.С.Сахаров, М.А.Осокин, С.Г.Делициев, И.Д.Дружинин, Н.П.Резников, О.М.Агарков, А.Е.Онегин, Н.Я.Чайкин, А.Б.Поздняков, В.Л.Дегтяренко и другие известные музыканты.
Перед коллективом кафедры стояли сложные творческие задачи. Стремительно развивающемуся народно-инструментальному исполнительству и постоянно расширяющейся системе начального, среднего и высшего музыкального образования нужны были многие сотни высококвалифицированных педагогов, исполнителей, организаторов и дирижеров оркестров и ансамблей, руководителей отделов, кафедр и учебных заведений. К чести педагогов кафедры и ее руководителя ориентация была выбрана правильно – не узкая инструментальная специализация, а широкий, разносторонний профиль подготовки будущих деятелей народно-инструментального искусства. Отсюда и комплексное построение учебного плана факультета, в который наряду с широким циклом специальных предметов вошли музыкально-теоретические и общеобразовательные дисциплины. За сравнительно короткий срок педагогами кафедры были разработаны программы по всем специальным курсам учебного плана, что послужило основой для открытия в 50–60-е годы факультетов народных инструментов в музыкальных вузах многих крупных городов России и других союзных республик. Именно в музыкальные вузы и училища, филармонии и концертные организации, в профессиональные оркестровые коллективы и ансамбли распределялись воспитанники первых выпусков. Так, например, при открытии в 1960 году факультета и кафедры народных инструментов в старейшей в стране Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова ядро кафедры составили выпускники ГМПИ им. Гнесиных – П. И. Говорушко, А. Б. Шалов и И. И. Шитенков (будущие профессора).
Уже в первые годы деятельности факультета творческие успехи его воспитанников были столь велики и многогранны, а общественный резонанс столь значителен, что с полной уверенностью можно было говорить о новом качественном этапе в музыкально-художественной подготовке исполнителей на народных инструментах. Первую золотую медаль и звание лауреата завоевал в 1955 году баянист Ю.Казаков на творческом конкурсе V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве. В 1957 году золотыми призерами на VI Всемирном фестивале в Москве стали: балалаечники А. Тихонов и Н. Некрасов, баянисты А. Беляев, В. Галкин, А. Полетаев, оркестр народных инструментов под руководством С.С.Сахарова. В последующие годы творческие успехи выпускников-гнесинцев были еще значительнее. За всемирными фестивалями последовали всероссийские, всесоюзные и международные конкурсы: “Кубок мира”, “Дни гармоники”, “Гран При”, “Трофей мира”, “Фогтландские дни музыки” и др. Многие десятки воспитанников факультета стали победителями и призёрами этих престижных творческих соревнований, которые, безусловно, способствовали широкой пропаганде достижений народно-инструментального искусства и его дальнейшему прогрессу. Успехи воспитанников заслуженно разделяли ведущие педагоги кафедры – А.С.Илюхин, Н.Я.Чайкин, А.Е.Онегин, С.М.Колобков, А.А.Сурков, П.И.Нечепоренко. Вместе с творческими достижениями рос и авторитет института в нашей стране и за рубежом как ведущей школы народно-инструментального искусства.
Начиная с первых выпусков, кафедра народных инструментов института, как правило, пополнялась за счет наиболее талантливых, активных и отлично подготовленных воспитанников факультета. В 1953 году для работы на кафедре были приглашены первые выпускники факультета – С.М.Колобков, А.А.Сурков, М.Ф.Рожков, А.Я.Александров.
Весьма показательна во всех отношениях творческая биография Сергея Михайловича Колобкова, который прошел путь от студента до ректора.
Во всех направлениях своей многогранной деятельности – исполнителя, дирижера, педагога, ученого, общественного деятеля – С.М.Колобков добился выдающихся результатов. Учебу и педагогическую деятельность на протяжении ряда лет он успешно совмещал с работой в профессиональных коллективах: в 1945–1958 – солист и дирижер Государственного академического русского народного оркестра им. Н.П.Осипова, в 1958–1960 – участник ансамбля Всесоюзного радио, в 1963–1970 – дирижер оркестра Государственного академического ансамбля народного танца СССР (худ. рук. И. А. Моисеев), с которым гастролировал во многих странах Европы, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии. С этими коллективами на Всесоюзном радио С.М.Колобков записал ряд программ, составленных из сочинений советских и зарубежных композиторов. В период 1963-1966 он возглавлял кафедру народных инструментов.
Работая педагогом-воспитателем, С. М. Колобков создал практическую школу игры на баяне. Среди его многочисленных воспитанников известные в нашей стране и за рубежом исполнители – народные артисты России, профессора: Ф. Липс, А. Скляров, Ю.Дранга, заслуженный артист России, профессор Ю. Вострелов, лауреаты и дипломанты международных конкурсов, видные деятели народно-инструментального искусства страны. В свою очередь, среди учеников его бывших воспитанников – многие десятки лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов.
Более 30 лет С.М.Колобков был художественным руководителем и главным дирижером оркестра русских народных инструментов РАМ им. Гнесиных. За этот период оркестром подготовлены десятки разнообразных программ, впервые исполнены многочисленные сочинения композиторов старшего и более молодого поколения – А.Н.Холминова, Н.П.Будашкина, Ю.Н.Шишакова, Н.И.Пейко, Г.Г.Шендерева, Г.В.Чернова, А.А.Тимошенко, Е.П.Дербенко, А.Л.Ларина и др. Оркестр стал подлинной творческой лабораторией и замечательной практической школой оркестровой игры и работы для сотен воспитанников факультета – инструменталистов и дирижеров. Творческие достижения оркестра отмечены званиями Лауреата всемирных и московских фестивалей, почетными грамотами ВДНХ СССР, благодарностями в приказах МК СССР и МК РСФСР. Оркестр с успехом участвовал в программах Олимпиады-80 и XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Он ежегодно выступает на фестивалях музыки “Московская осень”, периодически выезжает в гастрольные поездки по стране.
Свой богатый исполнительский и педагогический опыт С.М.Колобков обобщил в целом ряде научно-методических публикаций, учебных программ, проблемных статей. Им составлены и отредактированы многочисленные сборники научно-методических работ, хрестоматии и антологии педагогического и концертного репертуара.
Труд музыканта отмечен высокими почетными и учеными званиями – заслуженный деятель искусств России (1973), профессор (1979), народный артист России (1991), член-корреспондент РАО (1993), действительный член РАО (1995).
Успехи профессиональной школы игры на русских народных инструментах были бы невозможны без решения важнейшей творческой задачи – создания оригинального художественного репертуара. Эту проблему со времен В.В.Андреева решали сами исполнители, создавая концертные обработки народных песен и танцев и делая вполне успешные попытки в оригинальном творчестве. Однако без творческой помощи профессиональных композиторов создать высокохудожественный репертуар было нельзя.
Решающий перелом наступил в 30-е годы, когда известными русскими советскими композиторами были созданы оригинальные произведения крупной формы для балалайки с симфоническим оркестром: С.Н.Василенко – концерт (1930), М.М.Ипполитов-Иванов – фантазия “На посиделках” (1933) и др. Значительным творческим достижением явился концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов ленинградского композитора Ф.А.Рубцова (1937). В эти же годы были созданы многие оригинальные произведения средних и малых форм молодыми композиторами: П.В.Куликовым, Б.Г.Гольцем, М.М.Черемухиным и др. В последующие годы выросли композиторы, основное творчество которых посвящено народным инструментам, – Н.П.Будашкин, Н.Я.Чайкин, Б.Ю.Шишаков, К.А.Мясков и др.
Заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Николаевич Шишаков по праву занимает одно из почетных мест в ряду композиторов, пишущих для русских народных инструментов.
Закончив институт им. Гнесиных по классу композиции в 1948 году, Шишаков сразу же влился в ряды педагогов впервые созданной кафедры народных инструментов и стал вести курсы инструментовки и чтения партитур. В 1966–1974 годы, будучи заведующим кафедрой, успешно развивал лучшие традиции факультета. В этот период ярко заявили о себе многие воспитанники факультета, участвуя во всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. Но самым весомым вкладом Шишакова в развитие народно-инструментальной музыки явилось его самобытное и глубоко национальное композиторское творчество. Трудно найти жанр, в котором бы он не создал значительного художественного произведения. Наиболее известные из них: оратория “Песни села Шушенского” для чтеца, хора и орк. нар. инстр., “Пассакалия” на тему партизанской песни Великой Отечественной войны, “Воронежские акварели” для орк. нар. инстр., концерты для балалайки, домры, баяна, ударных с оркестром нар. инстр., Соната, 24 прелюдии и фуги, Сюита для баяна, Конц. вариации на боснийскую народную тему, “Псковская кадриль”, “25 акварелей” для орк. баянов, Сюита “Ивановские ситцы” для балалайки с фортепиано и др. Сочинения Шишакова прочно вошли в репертуар профессиональных, учебных и самодеятельных оркестров русских нар. инстр., а также солистов-инструменталистов и различных ансамблей. Они постоянно звучат в передачах Российского радио и телевидения. Многие сочинения композитора записаны на грампластинки. Произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты) постоянно включаются в условия всероссийских конкурсов, систематически исполняются на международных конкурсах, входят в концертный репертуар известных отечественных и зарубежных музыкантов. Неоценимое значение имеет творчество Шишакова для музыкальных учебных заведений – ДМШ, училищ, вузов. Тысячи учащихся и студентов воспитаны на его произведениях, отличающихся ярким мелодизмом, совершенством формы, мастерским развитием и исконно русским интонационным строем. Ю.Н.Шишаков оказал заметное влияние на многих студентов факультета, имеющих склонности к сочинению, занимался с ними факультативно. Многие его воспитанники стали впоследствии профессиональными композиторами: А.Дудник, А.Тимошенко, Е.Дербенко, Ю.Наймушин, А.На Юн Кин, А.Цыганков, В.Панин и др.
С 1959 года по приглашению А.С.Илюхина на кафедре народных инструментов стал работать народный артист СССР, лауреат Государственной премии, профессор Павел Иванович Нечепоренко.
Этот известный музыкант ярко проявил себя еще на Всесоюзном смотре-конкурсе исполнителей на народных инструментах в 1939 году в Москве, когда разделил первую премию с выдающимся исполнителем на балалайке Н.П.Осиповым. В 40–50-е годы П.И.Нечепоренко работал солистом и дирижером оркестра Ансамбля Военно-морских Сил СССР, оркестра русских народных инструментов им. В.В.Андреева, солистом Государственного академического русского народного оркестра им. Н.П.Осипова, много гастролировал по стране и за рубежом. Его исполнительское искусство достигло высокого художественного уровня. “Павел Нечепоренко является замечательным музыкантом, блистательным виртуозом в игре на балалайке, чудесном инструменте, пропаганде которого он служит с таким же артистическим рвением и такой же великой верой, как это делали его предшественники В.Андреев, Б. Трояновский, Н. Осипов”, – так охарактеризовал творческую личность музыканта выдающийся скрипач современности Д. Ф. Ойстрах, неоднократно выступавший в совместных концертах с Нечепоренко.
Приход на кафедру столь авторитетного музыканта дал новый мощный импульс дальнейшему стремительному росту исполнительского и артистического мастерства молодых балалаечников. В последующие годы из класса П.И.Нечепоренко вышла целая плеяда замечательных исполнителей, успешно развивающих традиции русского национального искусства. Среди них лауреаты первых премий всероссийских конкурсов исполнителей на народных инструментах – В.Болдырев (1972, Москва), В.Зажигин (1979, Ленинград), А.Марчаковский (1986, Тула), Н.Суров (1990, Горький), обладатель Гран При и лауреат первой премии I Международного конкурса “Кубок Севера” (1992, Череповец) и первой премии Международного конкурса (1993, Тверь) А.Горбачев.
В разные периоды кафедру народных инструментов возглавляли: профессор Юрий Николаевич Шишаков (1966 — 1974), доцент Юрий Тимофеевич Акимов (1974 – 1978), доцент Виктор Порфирьевич Кузовлев (1979-1984), профессор Вячеслав Филиппович Беляков (1984 – 1996).
С 1967 года на факультете народных инструментов стала самостоятельно функционировать кафедра оркестрового дирижирования. Возглавил ее опытный музыкант, заслуженный деятель искусств Карелии, доцент Сергей Зосимович Трубачев. Это позволило сконцентрировать дирижерские силы и более успешно решать учебно-воспитательные и научно-методические проблемы. В разное время большой вклад в развитие оркестрового дирижирования и всего комплекса дирижерских дисциплин (инструментоведения, инструментовки, чтения партитур, оркестрового класса, дирижерской практики и методики), а также в создание оркестрового репертуара внесли профессора и педагоги кафедры: композитор Ю.Н.Шишаков, С.М.Колобков, О.М.Агарков, С.Г.Делициев, С.C.Сахаров, С.П.Горчаков, А. Б. Поздняков, В.Л.Дегтяренко, Д.В.Свечков, Б.Б.Егоров, Н.И.Квитко, А.Д.Польшина, М.С.Колчева, В. М. Зиновьев, П.Б.Ландо, В.В.Чистяков, Б.И.Демченко и др.
В 1980–1986 гг. кафедрой оркестрового дирижирования руководил профессор Владимир Михайлович Зиновьев. В этот период значительно активизировалась методическая работа педагогов кафедры с подшефными музыкальными училищами, стали регулярно проводиться смотры-конкурсы оркестров народных инструментов. Это позволило поднять на более высокий художественный уровень коллективное исполнительство на русских народных инструментах. Многие оркестры музыкальных училищ стали настоящими центрами пропаганды народно-инструментального искусства не только в своих городах, но и в других регионах России и за рубежом (оркестры и ансамбли Коломны, Калуги, Тулы, Твери, московского муз. училища им. Октябрьской революции и др.). Оркестр баянистов ГМПИ им. Гнесиных (рук. В. М. Зиновьев) с большим успехом выступал на музыкальных фестивалях в Югославии, США, Франции, гастролировал в Австрии, Финляндии, США, сделал ряд записей на радио и телевидении, издал массовым тиражом грампластинку на фирме “Мелодия”.
В 1986-1999 гг. года кафедру оркестрового дирижирования возглавлял известный музыкант, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, художественный руководитель и главный дирижер Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской гостелерадио компании (ВГТРК), профессор Николай Николаевич Некрасов. Кафедра значительно расширила свой состав, пригласив для совместной работы ряд известных музыкантов симфонического и военно-дирижерского профиля. Стабилизировался прием в ассистентуру-стажировку кафедры, где, наряду с выпускниками факультета народных инструментов, стали стажироваться воспитанники других факультетов и иностранные молодые дирижеры. Это еще более повысило престиж кафедры и поставило подготовку дирижеров на самый высокий профессиональный уровень. Происходило и постепенное кадровое омоложение самой кафедры. Так через ассистентуру-стажировку были подготовлены и успешно работали на кафедре оркестрового дирижирования И.Ю.Громов, В.Р.Феллер, В.М.Шкуровский. Ряд выпускников ассистентуры последних лет возглавили творческие коллективы и набирают музыкантский авторитет.
В последующие годы кафедру оркестрового дирижирования возглавляли: Народный артист России, профессор Сергей Михайлович Колобков (1999-2007), а с 2007 — заслуженный артист России, профессор Борис Сергеевич Ворон.
Однако, в связи с реорганизацией вуза и переходом на новые программы подготовки специалистов, по решению Художественного Совета вуза с сентября 2011 года кафедра оркестрового дирижирования в полном составе была переведена на дирижёрский факультет РАМ им. Гнесиных. Студенты-народники продолжали своё обучение по дирижированию, но в весьма «усечённом»(двухгодичном, ознакомительном) объёме и лишь единицы из них, показавшие самые высокие результаты, могли претендовать на получение квалификации «Дирижёр оркестра».
Огромен вклад педагогов факультета в создание научно-методической литературы, программ, учебных пособий, хрестоматий, антологий концертного и педагогического репертуара, а также в звучащую летопись развития жанра – выпуск грампластинок, аудио-кассет, компакт-дисков и запись концертных программ на радио и телевидении. Все это способствовало дальнейшему развитию системы музыкального образования в области народных инструментов (ДМШ, муз. училища и вузы) не только в России, но и за ее пределами.
Среди крупнейших научно-методических изданий педагогов факультета следует назвать следующие: Ю.Н.Шишаков – учебное пособие “Инструментовка для оркестра русских народных инструментов” ( М., 1964, 1971, 2005); А.С.Илюхин, Ю.Н.Шишаков – “Школа коллективной игры на русских народных инструментах” (М., 1969); А.Е.Онегин – “Школа игры на баяне” (М., 1957, далее вышло 16 переизданий); А.А.Сурков, В.П.Плетнев – “Переложение музыкальных произведений для готово-выборного баяна” (М., 1977). П.И.Нечепоренко, В.И.Мельников – “Школа игры на балалайке” (М., 1988); В.С.Чунин – “Современный русский народный оркестр” (М., 1981, 1990), “Школа игры на трехструнной домре” (М., 1986, 1988), «Русская домра — проводник в мир музыки» (избранные труды, М., 2011); М.И.Имханицкий – “Творчество Ю.Н.Шишакова” (М., 1976), “Новые тенденции в музыке для русского народного оркестра” (М., 1981), монография – “У истоков русской народной оркестровой культуры” (М., 1987), книги «История исполнительства на русских народных инструментах» (М., 2002), «Музыка зарубежных композиторов для баяна и аккордеона» (М., 2004), «История баянного и аккордеонного искусства» (М., 2006), «Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании» (2014) ; Ф.Р.Липс – книги “Искусство игры на баяне” (М., 1985, 1998, 2004 – переведена на немецкий и английский языки), «Об искусстве баянной транскрипции» (М., 2007 — переведена на немецкий язык), «Кажется, это было вчера…» (М., 2008); В.П.Круглов – учебное пособие “Исполнение мелизмов на домре” (М., 1990), «Искусство игры на домре» (М., 2001), «Школа игры на домре» (М., 2003); Книги: «Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных» (М., 2000, сост-ред. Б.М.Егоров); «Портреты баянистов» (М., 2001, сост. М.И.Имханицкий, А.Н.Якупов); В.А.Семёнов – «Современная школа игры на баяне» (М., 2003); М.С.Бурлаков – «Методика подготовки музыканта-инструменталиста к концертному выступлению»(М., 2016); А.А.Гатауллин – монография «Фридрих Липс» (М., 2016); А.А.Горбачёв, И.В.Иншаков «Современная школа игры на балалайке» (М., 2018).
Педагоги факультета подготовили и издали ряд сборников в серии “Труды ГМПИ(РАМ) им. Гнесиных”: вып. 48 – “Вопросы профессионального воспитания баяниста” (М., 1980, сост.- ред. Б. М. Егоров), вып. 74 – “Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах” (М., 1984, сост.- ред. М. И. Имханицкий, В. П. Кузовлев), вып. 85 – “Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера” (М., 1986, сост. В. М. Зиновьев, ред. М. И. Имханицкий, В. В. Чистяков), вып. 95 – “Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах” (М., 1987, сост.- ред. М. И. Имханицкий, В. С. Чунин), вып. 178 «Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства» (М., 2010, сост.-ред. Ф.Р.Липс и М.И.Имханицкий). Ряд статей педагогов факультета опубликован и в других сборниках трудов нашего вуза.
Среди изданий оригинальной художественной литературы следует назвать: “Антология литературы для баяна” (с 1984 г. в издательстве «Музыка» вышло 10 томов этой серии, сост. Ф. Р. Липс, ред. коллегия — педагоги кафедры), “Антология литературы для оркестра русских народных инструментов” (с 1984 в издательстве «Музыка» вышло 7 томов этой серии, сост.-ред. С. М. Колобков). На протяжении десятилетий выходили серии сборников “Баян в концертном зале”, «Концертная программа баянистов — играют студенты ГМПИ им. Гнесиных», «Век ХХ — баянистам ХХI века» – сост. Ф.Р.Липс и педагоги кафедры , «Антология литературы для балалайки» – сост. А.А.Горбачёв, «Из репертуара Михаила Горобцова» – 5 выпусков, сост. М.А.Горобцов, «Концертные пьесы для балалайки» и «Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки» – сост. В.Б.Болдырев, «Концертный репертуар домриста», «Хрестоматия для трёхструнной домры» – сост. Р.В.Белов, «Хрестоматия для квартета домр» – сост. Н.И.Липс, «Концертные пьесы для домры и баяна» – 4 выпуска, сост. Гунина И.А., Гунин В.Н., а также многие другие репертуарные сборники.
Впервые в России на кафедре народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных была открыта ассистентура-стажировка и аспирантура (1961), которые подготовили свыше 200 высококвалифицированных специалистов – исполнителей, педагогов музыкальных вузов, руководителей учебных заведений и творческих коллективов, дирижеров оркестров народных инструментов. Диссертации на соискание ученых степеней кандидата искусствоведения и педагогических наук защитили более 30 воспитанников и соискателей факультета.
В 1989 году успешно защитил диссертацию “Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции” на соискание степени доктора искусствоведения М.И.Имханицкий, ныне профессор кафедры. Четыре других воспитанника факультета, ныне профессора – Е.И.Максимов (МГУК), А.Н.Малюков (МПГУ), Д.И.Варламов (Саратовская ГК им. Л.В.Собинова), Р.Г.Рахимов ( Уфимский ГИИ им. З.Г.Исмагилова) в последующие годы также защитили докторские диссертации.
Все эти реальные результаты свидетельствуют о том, что народно-инструментальное искусство получает солидную научно-теоретическую основу, которая закрепляет достижения музыкально-художественной практики и стимулирует ее дальнейшее развитие.
В 1996 году кафедру народных инструментов возглавил народный артист России, профессор Фридрих Робертович Липс.
Ф.Р.Липс является инициатором и художественным руководителем Международного фестиваля «Баян и баянисты», который ежегодно проходит в Концертном зале РАМ им. Гнесиных. Главная задача фестиваля — активная пропаганда достижений искусства игры на баяне, аккордеоне в различных видах музицирования — сольное, ансамблевое и оркестровое исполнение. В рамках фестиваля с интервалом в пять лет предусмотрено проведение Международного конкурса исполнителей на баяне и аккордеоне в три тура по усложнённой программе с обязательным выступлением солиста с симфоническим оркестром на третьем туре.
Международный статус фестиваля предполагает самое широкое участие лучших отечественных и зарубежных исполнителей и коллективов. В рамках фестиваля систематически проходят мировые премьеры новых масштабных произведений, созданных композиторами разных стран для баяна, аккордеона и ансамблей, в состав которых входят эти инструменты. Слушатели фестивалей имели возможность услышать корифеев жанра, таких как Александр Скляров, Фридрих Липс, Вячеслав Семёнов, Виктор Романько, Юрий Шишкин, Олег Шаров, Александр Дмитриев, Юрий Сидоров (Россия), Арт Ван Дамм, Фрэнк Марокко (США), Ален Музикини, Марсель Аззола, Макс Боннэ (Франция), Владимир Зубицкий, Сергей Гринченко, Владимир Мурза (Украина), Матти Рантанен, Петри Макконен (Финляндия), Мие Мики (Япония-Германия), Стефан Хуссонг (Германия), Теодоро Анзелотти (Швейцария) и целую плеяду молодых, талантливых музыкантов, получивших международное признание на различных творческих конкурсах. В декабре 2018 года прошел юбилейный 30-й фестиваль «Баян и баянисты», а в 2020 году — VII Международный конкурс баянистов и аккордеонистов.
Другая важная инициатива Липса — ежегодное проведение в третью субботу марта месяца Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармоники. Эта идея сразу же была подхвачена во многих городах и регионах России, там где есть центры народно-инструментального искусства — консерватории, вузы и колледжи искусств, где активно работают региональные отделы культуры и искусства.
В 2004 прошла ещё одна реорганизация на факультете — кафедру народных инструментов разделили на две самостоятельные кафедры — кафедру баяна и аккордеона — заведующий Ф.Р.Липс, и кафедру струнных народных инструментов — заведующий — А.А.Горбачёв.
Андрей Александрович Горбачёв — также воспитанник факультета, лауреат ряда Всероссийских и международных конкурсов, профессор продолжил замечательные традиции гнесинцев-народников и вместе с ведущими членами струнной кафедры — профессорами В.С.Чуниными, Р.В.Беловым, Н.А.Комолятовым, народными артистами России А.А.Цыганковым, В.П.Кругловым, В.Е.Зажигиным и всем педагогическим коллективом кафедры приступил к реализации интересных, ежегодных творческих проектов: фестивалей – «Созвездие мастеров» (худ. рук. А.А.Цыганков); «Струны молодой России» (худ.рук. В.П.Круглов); «Балалайка — душа России» (худ.рук. А.А.Горбачёв). Ежегодно активно гастролирует по регионам России и за рубежом — в Австрии, Англии, Бельгии, Франции, Германии, Испании, США, Турции, Японии и многих других странах мира.
Ежегодно педагоги кафедр факультета непосредственно участвуют в проведении различных престижных (всероссийских, международных и региональных) конкурсных соревнований исполнителей на народных инструментах, возглавляя жюри и работая членами жюри. Число таких конкурсных «баталий» уже давно превышает многие десятки и их простое перечисление заняло бы слишком много места. Главное в том, что на этих соревнованиях выявляются молодые, талантливые исполнители, которые, постоянно подтверждая своё мастерство, становятся известными музыкантами и продолжателями высоких академических традиций народно-инструментального жанра.
Своим богатым исполнительским, педагогическим и теоретическим опытом педагоги кафедр систематически делятся с коллегами по жанру, участвуя в работе научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений межвузовского, зонального и республиканского значения, выступая с докладами, лекциями, мастер-классами, творческими отчетами по широкому кругу проблем музыкальной педагогики, теории, методики и исполнительства, оказывают практическую методическую помощь педагогическим коллективам музыкальных учебных заведений страны – вузам, училищам и ДМШ.
Значительный интерес к нашему опыту проявляют зарубежные коллеги из Франции, Германии, Испании, Италии, Польши, Италии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Китая, КНДР и стран СНГ. Достаточно сказать, что многие десятки студентов-иностранцев, поступивших на учёбу и на стажировку в наш вуз, успешно окончили факультет народных инструментов, получили дипломы и в настоящее время занимают ведущее положения в музыкальной культуре своих стран.
Со времени создания факультет народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных подготовил свыше 2000 высококвалифицированных специалистов – педагогов, исполнителей, дирижеров, артистов оркестров и ансамблей, руководителей профессиональных и учебных коллективов в музыкальных учебных заведений всех ступеней.
Многим воспитанникам факультета присвоены высокие почётные звания:
Народный артист СССР – В.И.Федосееву, Ю.И.Казакову, Н.Н.Некрасову, А.И.Полетаеву;
Народный артист России – С.М.Колобкову, А.В.Тихонову, М.Ф.Рожкову, А.С.Ильину, А.В.Беляеву, А.Н.Гусю, В.Ф.Гридину, В.А.Семенову, Ф.Р.Липсу, А.В.Склярову, Ю.Т.Евтушенко, В.Г.Азову, И.Ф.Обликину, Г.В.Сазоновой, М.И.Воронец, А.А.Цыганкову, В.Н.Помельникову, В.И.Рябцеву, Ю.П.Дранге, В.Е.Зажигину, С.Ф.Лукину, М.А.Горобцову.
Почетные звания заслуженных артистов, деятелей искусств и работников культуры России присвоены свыше 120 воспитанникам факультета, многие десятки из них отмечены учёными званиями профессоров и доцентов.
Более 300 музыкантов-народников гнесинского вуза завоевали звания лауреатов всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов.
Наряду с заведующими кафедрами значительный вклад в организацию учебного и творческого процесса на факультета внесли деканы: О.М.Агарков (1954-1962), Н.И.Квитко (1962-1966), В.С.Попов (1966-1969), В.В.Суханов (1969-1971), Л.А.Попова (1971-1987), В.А.Мунтян (1987-1990), Б.М.Егоров (1990-2011).
С 2011 по 2021 год деканом факультета народных инструментов являлся Василий Васильевич Васильев – доцент, кандидат искусствоведения.
Современный этап развития народно-инструментального искусства характеризуется наличием развернутой системы музыкального образования, включающей десятки вузов, сотни музыкальных училищ и колледжей, тысячи детских музыкальных школ. В России несут высокую музыкальную культуру народу десятки профессиональных государственных коллективов народных инструментов, многим из которых присвоены высокие звания академических. В филармониях и концертных организациях крупнейших городов страны постоянно работают первоклассные исполнители на русских народных инструментах, искусство которых пользуется неизменной популярностью и любовью самых широких слоев слушателей во всех регионах необъятной России. И следует особо подчеркнуть – в дело сохранения, развития и приумножения замечательных традиций музицирования на русских народных инструментах и в достижение высокохудожественного академического уровня культуры исполнения внесли свой весомый вклад педагоги и воспитанники факультета народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных.
Б.Егоров