Кафедра оперной подготовки Государственного музыкально-педагогического института (Российской академии музыки) имени Гнесиных была основана в 1953 году. За эти годы на кафедре преподавали выдающиеся мастера оперного искусства, такие как, режиссеры: Б. А. Покровский, Г. П. Ансимов, М. Л. Мельтцер, Б. А. Львов-Анохин, Н. Ф. Кимарская, Д. В. Камерницкий, Ю. А. Сперанский; дирижеры: Е. А. Акулов, Ю. В. Муромцев, С. С. Сахаров, О. М. Агарков, С. Г. Делициев, Г. А. Столяров, Е. Б. Сенкевич, П. Б. Ландо. Профессиональные традиции кафедры оперной подготовки были заложены напрямую Еленой Фабиановной Гнесиной.
Историческое: Оперный класс. Отрывки из оперы «Фауст». Е. Ф. Гнесина со студентами и педагогами кафедры. Во 2 ряду слева: 2-й – режиссер Д. В. Камерницкий, 3-я – концертмейстер М. А. Бружес; 2-я справа – дирижер Е. Б. Сенкевич. 1954 год.
Кафедрой последовательно руководили: Е. А. Акулов (1953-55), Ю. В. Муромцев (1955-57), С. С. Сахаров (1958-61), В. В. Катаев (1961-62), А. И. Орфёнов (1962-63), Н. Д. Шпиллер (1963-75), Ю. А. Сперанский (1975-2013), В. Р. Феллер (2013-по настоящее время).
В 1976 г. спектаклем «Свадьба Фигаро» В. Моцарта состоялось открытие оперной студии ГМПИ имени Гнесиных. Театральная и концертная работа студии осуществлялась силами педагогов и концертмейстеров кафедры оперной подготовки.
В 2015 году по инициативе ректора РАМ имени Гнесиных Г. В. Маяровской Оперной студии было присвоено имя заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Юрия Аркадьевича Сперанского.
Ю. А. Сперанский, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки (1975-2013), основатель Оперного-театра студии РАМ имени Гнесиных
За годы работы студии было выпущено более 30 классических и современных оперных спектаклей: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Так поступают все женщины» В. Моцарта, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П. Чайковского, «Майская ночь» и «Боярыня Вера Шелога» Н. А. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова, «Богема» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Травиата» Дж. Верди, «Сельская честь» П. Масканьи, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези, «Ведьма» В. Власова и В. Фере, «Телефон или любовь втроем» Дж. Менотти, «Умница» К. Орфа, «Не только любовь» Р. Щедрина, «А зори здесь тихие» К. Молчанова, «Анна Снегина» В. Агафонникова, «Ночь царя Ивана» Н. Пейко и др.
С. С. Сахаров, дирижер, заведующий кафедрой оперной подготовки (1958-1961)
С. Г. Делициев, дирижер, заслуженный деятель искусств России, лауреат Сталинской премии
О. М. Агарков, дирижер, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения
Одной из ярких страниц в творческой жизни кафедры оперной подготовки была совместная работа Останкинского музея и театра-студии по восстановлению репертуара крепостного театра Шереметьевых. В рецензии «Опера в Останкино» в журнале «Музыкальная жизнь» № 22 1989 г. Л. Липская пишет: «Идея возрождения музыкального театра в Останкинском музее родилась несколько лет назад, когда началось пристальное изучение его репертуара. В лице театра-студии оперы ГМПИ им. Гнесиных музей нашел своего единомышленника». На сцене дворца в Останкино были показаны: комическая опера А. Э. Гретри «Говорящий портрет»; признанный шедевр этого жанра, сентиментальная, «слезливая» комедия Н. Далейрака «Нина, или Безумная от любви», блистательный образец русской комической оперы конца XVIII века «Несчастье от кареты» В. Пашкевича.
«Не только любовь» Р. Щедрина. Дипломный спектакль А. Тителя
Стажировку в оперной студии проходили многие деятели оперного театрального искусства: певцы, дирижеры, музыканты. Так свою первую режиссерскую работу в оперной студии осуществил главный режиссер Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко А. Б. Титель, а дирижерскую деятельность начинал главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра России (2001-2009 гг.) А. А. Ведерников.
Кафедра оперной подготовки 2004 г. Сидит М. А. Бружес. Стоят: В. Р. Феллер, Л. Ф. Таланова, М. З. Агатова, Ю. А. Сперанский, Е. В. Бабичева, В. В. Кузовлев
Кафедра оперной подготовки является межфакультетской и тесно взаимодействует с вокальным, дирижерским, оркестровым и хоровым факультетами академии. Дирижеры кафедры оперно-симфонического дирижирования проходят практику в оперной студии, оркестр студии состоит из студентов первого курса оркестрового факультета, а хор из студентов хорового и вокального факультетов.
Кафедра оперной подготовки ведет активную культурно-просветительскую деятельность.
Учащиеся англо-американской школы в спектакле «Дон Паскуале» Г. Доницетти, 1993 г. Helen and Constantin Galskoy, Benedicte Berner, Victoria Pope, Douglas Stanglin, Francesca Ros, Cindy Wood, Virginia Whitelaw.
Начиная с 1980 года, в оперной студии ГМПИ (РАМ) имени Гнесиных было подготовлено множество специальных детских просветительских программ и литературно-музыкальных циклов, показанных в Концертном зале академии, школах, училищах, интернатах для детей-сирот Москвы.
География просветительских мероприятий, спектаклей и концертов, постоянно расширяется. Это Норильск, Тамбов, Ульяновск, Котовск, Моршанск, Мичуринск, а также подмосковные города Клин, Пушкино, Электросталь, Дубна. Начиная с 1991 г. состоялись 4 гастрольные поездки (1991 г., 1993 г., 1999 и 2005 гг.) по городам Швейцарии (Цюрих, Берн, Люцерн) под эгидой просветительского общества «Цюрихский молодежный театральный клуб». В 2005, 2006 гг. оперная студия с успехом выступила в оперных фестивалях имени Л. В. Карташовой в Норильске и в 2013 г. в фестивале «Прокофьевская весна» в Донецке (Украина).
Артисты Детского оперного театра хоровой школы «Дубна» (г. Дубна, худ.рук. А. Ионова) в спектакле «Дон Паскуале» Г. Доницетти, 2006 г.
Народный артист РСФСР Б. Львов-Анохин писал:
«В спектаклях оперной студии ГМПИ им. Гнесиных нет привычной пышности, монументальных декораций, помпезных оперных балов и празднеств. Здесь словно намеренно разрушают постановочные «преграды» между слушателем и музыкой. Сам строй спектакля способствует приближению зрителя к сердцу музыки. Внешняя форма, режиссура, оформление спектаклей незатейливы, просты, но и не лишает их изобретательности и юмора. Контакт со зрительным залом достигается за счет естественности, непринужденности сценического поведения. Все это создает ту особую атмосферу студийности, молодой чистоты, ясности художественных намерений и задач, которая вызывает сочувствие и теплый отклик у зрителей.
Постановочная простота становится принципиальной, ибо задача студии, прежде всего, – раскрытие артистических возможностей молодых исполнителей, воспитание чуткого и культурно поющего актера.
Здесь пробуют свои силы молодые дирижеры, режиссеры, художники. Студия делает важное дело – приобщает к серьезной музыке молодую аудиторию слушателей».
Американская журналистка Виктория Поуп в статье для «Ю.Эс.Ньюз» пишет: «Гнесинская оперная студия привлекла наше внимание своей уникальной программой для детей. За последний год дети из Австралии, Нидерландов, Англии, Норвегии, США вместе с русскими детьми участвовали в постановках таких опер как: «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Дон Паскуале». Мы особенно ценим тот факт, что дети учатся понимать и любить музыку. Немалую пользу для своего развития дети извлекают из того, что их учат играть на сцене».
В настоящее время на кафедре работают профессора: Е. В. Бабичева, В. Р. Феллер; доценты: В. В. Кузовлев, О. Т. Иванова; старшие преподаватели Н. А. Кузовлева, Ф. П. Сухарников; концертмейстеры: Т. Г. Плотнова, О. С. Данилова, О. В. Христовская, О. С. Балута, В. В. Пфистер, Д. А. Норбутас, А. В. Березина, Е. А. Бекетова.
Сцена из спектакля «Богема» Дж. Пуччини, 2011 г. Марсель – Г. Сухарев, Коллин – К. Бойко, Шонар – Д. Болдов, Рудольф – П. Налич, Мими – Н. Скрябина
Сцена из спектакля «Богема» Дж. Пуччини, 2019 год. Мюзетта – М. Муравицкая, Коллин – Д. Князев, Шонар – А. Антипов, Рудольф – И. Хардиков, Мими – А. Ростовская
В последние годы силами педагогов кафедры осуществлены новые оперные постановки. Так в 2016 году поставлена опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. Режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РФ, доцент О. Т. Иванова, дирижер-постановщик заслуженный артист РФ, профессор В. Р. Феллер.
Сцена из спектакля «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 2016 год. Памина – Е. Салуня, Царица ночи – А. Павленко, Тамино – П. Налич, Зарастро – Д. Князев, Моностатос – Д. Махов, стражник – Юй Шучен
Сцена из спектакля «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 2016 год. Папагена – А. Дахаева, Папагено – С. Гобечия
Сцена из спектакля «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 2016 год.
В 2018 году была осуществлена поставка опера «Травиата» Дж. Верди, а в 2019 году оперы «Иоланта» П. И. Чайковского. Режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РФ, доцент О. Т. Иванова, дирижер-постановщик заслуженный артист РФ, профессор В. Р. Феллер.
Сцена из спектакля «Иоланта» П. И. Чайковского, 2019 год. Иоланта – Л. Рублева
Три года подряд спектакли оперной студии приглашаются к участию в Московском оперном фестивале «Империя оперы» в музее-усадьбе Измайлово. В 2017 году – «Волшебная флейта», в 2018 году «Травиата», а в 2019 году «Иоланта». Спектакли были отмечены дипломами фестиваля.
В музыкальной гостиной дома Шуваловой в 2017-2018 годах поставлены спектакли камерных опер «Служанка – госпожа» Дж. Б. Перголези и «Директор театра» В. А. Моцарта. Режиссер-постановщик А. Цветков-Толбин, дирижер-постановщик Ф. Сухарников. Спектакли были приглашены к участию во всероссийских фестивалях «Пасхальный дар» и «Таврида».
Кафедра оперной подготовки многие годы кропотливо занимается поиском эффективных методов воспитания артиста-вокалиста. Глубокое знание специфики оперного искусства позволили педагогом кафедры разработать и плодотворно использовать на практике метод физических действий системы К. С. Станиславского в поиске логики сценического существования в музыке. Принцип действенного анализа музыки положен в основу новой программы оперной подготовки.
Педагоги кафедры успешно используют практические навыки в проведении ими мастер-классов по актерскому мастерству и оперной подготовке, участвуют в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях в качестве членов жюри.
РАМ имени Гнесиных для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой сайта в области обработки и защиты персональных данных.