Кафедра теории музыки была образована в год основания института (1944), ее возглавил С. С. Скребков — выпускник Училища имени Гнесиных и Московской консерватории. В Гнесинском училище С. С. Скребков занимался по фортепиано у Е. Ф. Гнесиной, по теории композиции — у М. Ф. Гнесина и Р. М. Глиэра. Окончив Московскую консерваторию в 1930 году, С. С. Скребков вскоре защитил кандидатскую диссертацию. Докторскую диссертацию «Принципы музыкальной формы в их историческом возникновении» С. С. Скребков защитил в 1945 году. С. С. Скребков — ученый с мировым именем и разносторонними интересами, автор книг, учебников, статей, изданных во многих странах мира. Выдающийся вклад в музыкознание представляет его исследование «Художественные принципы музыкальных стилей» (М., 1973). В институте он вел курсы гармонии, полифонии, руководил индивидуальным классом студентов и аспирантами. Среди его учеников Ф. Г. Арзаманов, В. А. Кириллова, В. А. Серединская, С. З. Трубачев. Под его руководством Ф. Г. Арзамановым и Е. В. Назайкинским, будущими видными учеными и в дальнейшем заведующими кафедрами Гнесинского института и Московской консерватории, были написаны и защищены первые в институте кандидатские диссертации.
В 1958 году в результате объединения кафедр теории музыки и композиции возникла теоретико-композиторская кафедра.
В первые годы работы института в состав кафедры теории музыки вошли опытные педагоги Училища имени Гнесиных: Е. В. Давыдова — видный специалист в области сольфеджио, автор методики преподавания этой дисциплины, а также учебников и пособий. П. Г. Козлов — специалист широкого профиля, выдающийся педагог в разных сферах теоретического образования; О. Л. Скребкова, которая вела курсы гармонии на исполнительских факультетах и, совместно с С. С. Скребковым, индивидуальные занятия по полифонии у музыковедов (1949-1963); Л. Г. Векслер, которая окончила в свое время Гнесинское училище и вела теоретические предметы на общих курсах института и училища.
Работали на кафедре и педагоги, ранее не связанные с гнесинскими учебными заведениями. Несколько лет курс анализа и истории теоретических систем читал Л. А. Мазель — выдающийся ученый, профессор Московской консерватории. Работал на кафедре и другой выдающийся ученый Ю. Н. Тюлин — доктор искусствоведения, профессор. Под его руководством защитили диссертации педагоги кафедры Н. С. Гуляницкая и И. А. Истомин. Лекционный курс и практические занятия по гармонии, а также курс анализа и методику преподавания вел В. О. Берков, научный руководитель многих аспирантов. Его аспирантский класс окончили будущие профессора многих вузов: М. А. Этингер (Астрахань), Л. А. Карклиньш (Рига), З. И. Глядешкина (РАМ имени Гнесиных), Е. Д. Ершова (Саратовская консерватория) и другие.
В 50-е годы на кафедре появилось много талантливых и опытных педагогов. Среди них И. А. Марголина, которая вела курсы гармонии и сольфеджио на исполнительских факультетах; она же сменила С. С. Скребкова на посту декана; В. А. Таранущенко — педагог с огромным опытом, создавшая уникальную систему преподавания гармонии по методике А. С. Аренского. Специальный курсы гармонии вел А. Ф. Мутли. Долгие годы курс гармонии на общих и специальных курсах, а также методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин, полифонию в вузе и училище преподавал А. А. Степанов, выпускник Гнесинского училища и Московской консерватории по классу И. В. Способина. В индивидуальном классе А. А. Степанов подготовил огромное количество (более 60) учеников-теоретиков, среди которых А. В. Ивашкин, члены кафедры теории музыки Т. Е. Лейе, Т. А. Енько, И. А. Истомин, Т. Н. Красникова, Е. С. Дерунец, многочисленные преподаватели теоретических кафедр и отделов отечественных вузов, училищ, школ-десятилеток.
В конце 60-х годов А. А. Степанов возглавил кафедру гармонии и сольфеджио. За годы существования кафедры ее статус значительно изменился. Если в начальные годы она напрямую «отвечала» только за педагогические, методические проблемы конкретных учебных дисциплин (теория музыки, гармония, сольфеджио, методики преподавания), то впоследствии постепенно стали осваиваться более широкие музыковедческие проблемы — стиля, содержания, музыкальных жанров, истории теоретических систем и многие другие.
В 1973 году заведующим кафедрой стал Ю. Н. Рагс, известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор, автор статей и исследований по проблемам теории музыки, акустики, эстетики, методики и педагогики. Под руководством кафедры, прежде всего, усилиями П. В. Лобанова и Ю. Н. Рагса в начале 70-х годов была организована лаборатория технических средств обучения и открыт единственный в нашей стране класс, получивший название АКМО – автоматизированный класс музыкального обучения. АКМО позволял в условиях группового обучения сольфеджио добиваться повышения индивидуальных показателей в развитии слуха, навыков записи диктанта. Было создано много тембровых диктантов, пособий по слуховому анализу, заданий для заочников. В АКМО работали Т. А. Енько, Ю. П. Гонтаревская, О. Л. Берак. Научным руководителем лаборатории была Е. В. Давыдова.
В 1979 году кафедру возглавила Н. С. Гуляницкая – выдающийся ученый, в немалой степени способствовавший развитию научного потенциала кафедры. За годы ее руководства практически все члены кафедры защитили кандидатские и докторские диссертации; были написаны первые учебники и учебные пособия по важнейшим вузовским дисциплинам. Учебники по гармонии Н. С. Гуляницкой и Л. С. Дьячковой, материал которых охватывает период c IX по XXI век, прочно вошли в практику всех музыкальных вузов страны.
Коллектив кафедры объединяет специалистов со степенями докторов и кандидатов наук не только в сфере конкретных учебных дисциплин, но и различных важных областей музыковедения. Именно поэтому изменилось название – кафедра гармонии и сольфеджио вновь стала кафедрой теории музыки в соответствие с широким кругом вопросов, связанных с ее деятельностью.
Члены кафедры теории музыки всегда активно участвовали не только в деятельности своего вуза, но и в системе музыкального образования всей страны, в частности, в процессе создания и развития новых учебных заведений (вузов и училищ). Так, в 60-70-е годы ее выпускники работали в Уфе и Благовещенске в создававшихся новых вузах, укрепляя также деятельность местных музыкальных училищ.
Активная деятельность кафедры за все эти годы успешно направлялась ее руководящим составом — докторами наук С. С. Скребковым, Ю. Н. Рагсом, Н. С. Гуляницкой, Т. И. Науменко.
За последние годы кафедра была инициатором и организатором ряда международных и всероссийских конференций, в числе которых:
Христианская культура: прошлое и настоящее (2001); Музыкальное образование в контексте культуры (каждые два года); Музыковедение к началу века (каждые два года); Исследования молодых музыковедов (ежегодно); Михаил Иванович Глинка: тайны творчества, проблемы интерпретации (к 210-летию со дня рождения) (2014); Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. К 70-летию Российской академии музыки им. Гнесиных (2014).
На кафедре ежегодно издаются монографии, учебники и учебные пособия, сборники научных статей. Научные проекты кафедры неоднократно получали поддержку Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Российского гуманитарного научного фонда. Они запечатлены в следующих фундаментальных научных изданиях:
Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века (2002), Русская музыка: становление тональной системы XI – XX вв. (2005), Методы науки о музыке (2009), Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (2014); Науменко Т. И. Музыковедение: стиль научного произведения (2005), Текстология музыкальной науки (2013); Дьячкова Л. С. Гармония в музыке ХХ века (2003), Гармония в западно-европейской музыке (IX – начало ХХ века) (2009); Берак О. Л. Школа ритма. Ч. 1, 2, 3 (2003-2008); Красникова Т. Н. Фактура в музыке ХХ века (2008), Музыкальная фактура в аспекте синтеза искусств (2012).
Музыкально-просветительская деятельность кафедры связана с организацией и проведением концертов в РАМ имени Гнесиных, ЦДУ при Российской Академии наук, ЦДА, участием ее членов в проектах Правительства Москвы, организации международных фестивалей за рубежом по линии контактов с Союзом композиторов России, постпредствами в г. Москвы, МГК им. Чайковского, Союзом православных деятелей России и Московским Патриархатом.
РАМ имени Гнесиных для сбора статистики использует подсистему «Цифровая культура». На основе этих данных мы делаем наш сайт лучше и эффективнее для пользователей. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь на использование cookie и обработку данных в соответствии с Политикой сайта в области обработки и защиты персональных данных.