RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра продюсерства исполнительских искусств

Кафедра продюсерства исполнительских искусств
Заведующий кафедрой продюсерства исполнительских искусств
Местоположение
ул. Поварская, д. 30-36, стр. 3, этаж 3, каб. 301
Вебсайт
Положение о кафедре
Ссылка
О кафедре

Идея открыть в Академии Продюсерский факультет принадлежит Дине Константиновне Кирнарской, искусствоведу и психологу, профессору РАМ имени Гнесиных. Благодаря ее незаурядным организаторским способностям и неутомимой энергии, факультет был создан и первый набор студентов на Продюсерский факультет состоялся в 2000 году.

Кафедра продюсерства и менеджмента исполнительских искусства образована в феврале 2013 года приказом Ректора РАМ имени Гнесиных на базе кафедр «Экономики культуры» и «Менеджмента» в связи с переходом на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Продюсер исполнительских искусств». На кафедре работает высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, имеющий большой опыт педагогической деятельности в высшей школе. Все преподаватели кафедры имеют ученые степени.

Основная цель кафедры – дать студентам знания, умения и навыки продюсирования проектов в области музыкального исполнительского искусства.

Кафедра продюсерства исполнительских искусств готовит специалистов по специальности 55.05.04. «Продюсерство» и входит в состав факультета современной музыкальной индустрии.

Преподавание на кафедре ведут профессора и доценты РАМ имени Гнесиных, а также ключевые специалисты работодателей. Дисциплины специализации читают ведущие представители современной музыкальной индустрии, среди которых Христюк Роман Маркович – руководитель международных проектов компании Igor Butman Music Group. Преподает профильную дисциплину «Планирование и организация творческо-производственного процесса в организациях исполнительских искусств».

Профессия продюсера существует столько же, сколько само искусство. Даже в древние времена «продюсеры» занимались организацией ритуалов и шествий, религиозных праздников и театральных представлений, выступлений уличных циркачей и музыкантов. И тогда, и сейчас кто-то должен был назначить время и место мероприятия, собрать артистов и других исполнителей, позаботиться о рекламе и безопасности зрителей, а также сделать так, чтобы задуманное мероприятие стало популярным и востребованным. Современные продюсеры – это те, кто придумывает проект, находит на него средства, нанимает исполнителей и несет ответственность за результат.

Продюсер – это автор и организатор, основной партнер режиссера и актеров, музыкантов и художников. Он же является первым и самым взыскательным зрителем, оценивающим творческий труд. Слово продюсера в любом проекте, будь то кино или телевидение, театральное или музыкальное представление, спортивное мероприятие или фестиваль – всегда будет решающим. И, естественно, прибыль в случае успеха проекта и убытки в случае неудачи также относятся на счет продюсера. Профессионалы-продюсеры могут найти себе различное применение. Они могут возглавлять собственную продюсерскую компанию или работать в уже существующей компании или артистическом агентстве. Они могут принять на себя роль директора творческого коллектива, будь то оркестр или шоу-группа, оперный или балетный театр, театр мюзикла или камерный музыкальный коллектив. Они могут представлять интересы любого артиста, спортсмена, писателя или режиссера, организуя его творческую жизнь и получая соответствующие отчисления от его гонораров, зачастую вполне солидных. В России доходы продюсеров выше, нежели в развитых странах, поскольку их пока крайне мало, чтобы удовлетворить запросы отечественных творцов, и потому достающаяся им доля гонорара больше – в развитых странах на долю продюсера приходится около 10% доходов проекта, в России же эта доля может доходить и до 50%.

Продюсерское образование высоко ценится в компаниях и корпорациях: продюсеры возглавляют креативное направление этих компаний, являясь организаторами творческих проектов и культурных событий. Менее крупные компании обращаются к услугам event-агентств (от английского «event» – событие, мероприятие), которые организовывают для них концерты и празднества, презентации и другие мероприятия. Руководителями и работниками event-агентств зачастую также являются продюсеры. Управленческий характер продюсерского образования позволяет выпускникам успешно работать в различных государственных и муниципальных органах исполнительной власти, министерствах и ведомствах. Продюсеры востребованы также в интернет-проектах и СМИ, на телеканалах, радиостанциях, в интернет-изданиях. Наконец, продюсеры могут выступать директорами концертных и театральных площадок – концертных залов, филармоний, дворцов культуры.

Особое внимание на кафедре ввиду вышесказанного уделяется реализации практико-ориентированного обучения студентов не только с точки зрения привлечения к реализации учебного плана работодателей, но и с точки зрения организации и проведению мастер-классов с ведущими представителями современной музыкальной индустрии. Так гостями кафедры за прошедшее время стали: Дмитрий Коннов, Денис Шарко, Вера Горбуленко, Максим Ворошилов, Игорь Сандлер, Березин А. Г. (тема: «Музыкальное телевидение»), Завьялов М. А. (тема: «Эффективное использование социальных сетей в музыкальной индустрии»), Е. Стодушный (тема: «Об организации гастролей академических коллективов и о филармоническом рынке в России»), творческая встреча в формате вопросов и ответов со Светланой Сургановой, Лукьянов О. И. (тема: «Группа как старт-ап») и многими другими.

В 2019 году совместно с Первой Академией Медиа кафедра продюсерства исполнительских искусств организовала и провела I Всероссийскую научно-практическую конференцию ««Живые» и цифровые коммуникации. Тренды и перспективы развития», где на секции, модератором которой выступила Лавренова А. В., выступили студенты не только РАМ имени Гнесиных, но также магистры РГГУ и практики современной музыкальной индустрии.

Продюсерство – это специальность, а не направление подготовки. Это означает, что студент по окончании вуза получает диплом специалиста, обучение которого продолжается пять лет и завершается написанием дипломной работы. Впоследствии выпускник-продюсер, если у него имеются соответствующие склонности, может продолжить образование в аспирантуре и защитить кандидатскую диссертацию. Он также имеет право поступить в магистратуру, однако в отличие от студента-бакалавра, для которого магистратура – естественное продолжение образования, для специалиста этот этап не представляет особого интереса.

По окончании РАМ имени Гнесиных выпускники могут занимать административно-хозяйственные должности в организациях культуры и искусства, продюсерских и медиа- центрах, быть руководителями детских школ искусств.

Факультет гордится своими выпускниками. Многие из них стали успешными и известными в своей области специалистами, а некоторых – таких, как певицы Саша Савельева, Юлианна Караулова или журналистка Яна Маргасова – знает буквально вся страна. Конечно, настоящий продюсер работает «за кадром». Такими являются, например, Илья Репенак – Национальный молодежный симфонический оркестр, артистический директор, руководитель Фонда поддержки ГАСО имени Е. Ф. Светланова; Локотков Павел – ART-Директор продюсерской компании «Аплодисменты», Кузнецов Василий – директор Государственного бюджетного учреждения культуры Московской области «Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим», Александра Платонова – театральный продюсер, исполнительный продюсер мюзикла «Хрустальное сердце» и многие другие.

Конечно, не все выпускники работают в Москве. Скажем, Яна Липовская, еще будучи студенткой набиралась опыта в московских промоутерских компаниях, а вернувшись в родной Новосибирск, организовала собственное концертное агентство. Благодаря ее энергии и профессионализму, в Новосибирске впервые выступили такие артисты, как Сезария Эвора, Deep Purple и множество других.