RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра камерного ансамбля и квартета

Кафедра камерного ансамбля и квартета
Заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета
Заслуженный деятель искусств РФ, Профессор
Местоположение
ул. Поварская, д. 30-36, стр. 3, этаж 2, каб. 204
Вебсайт
Положение о кафедре
Ссылка
О кафедре

В 1954 году в ГМПИ имени Гнесиных была создана новая кафедра – камерного ансамбля, квартета и концертмейстерской подготовки, объединившая основные ансамблевые дисциплины. Кафедру возглавил профессор Адольф Давидович Готлиб, педагогическая деятельность которого связана с институтом имени Гнесиных со времени его основания в 1944 году. А. Д. Готлиб был деканом фортепианного и оркестрового факультетов, вел классы фортепианного дуэта и камерного ансамбля. Возглавив новую кафедру в 1954 году, Адольф Давидович оставался ее заведующим до конца своих дней.

Кафедра камерного ансамбля была сложным многосоставным организмом, объединившим музыкантов различных специальностей. Первыми педагогами кафедры были: виолончелист, участник квартета им. Страдивари В. Л. Кубацкий, альтист, дирижер и композитор Г. С. Гамбург, виолончелисты А. К. Власов и А. Я. Георгиан (один из участников известного трио Всесоюзного радиокомитета), скрипач, участник того же трио П. А. Бондаренко. Выдающаяся пианистка М. В. Юдина, много лет вела классы камерного пения и инструментального ансамбля, с момента основания института. Несколько позже на кафедру пришли: пианистка и дирижер Большого театра Е. М. Славинская, организатор и участник Трио им. Станиславского Л. Н. Миронов, пианист и музыкально-общественный деятель Г. Я. Эдельман, участник квартета им. ГАБТ СССР И. А. Жук, пианист и композитор О. К. Эйгес, альтист квартета им. Комитаса Г. С. Талалян, а также другие известные музыканты: пианисты И. И. Михновский и Ю. В. Понизовкин, виолончелисты Б. В. Доброхотов и А. П. Стогорский, скрипач М. Л. Затуловский. Недолгое время на кафедре работал выдающийся виолончелист С. Н. Кнушевицкий.

В 1961 году в институте открылась аспирантура по специальности «камерный ансамбль», которая впервые стала готовить педагогов для высшей школы. Первыми аспирантами по камерному ансамблю стали В. П. Самолетов и Г. А. Федоренко. В 60-е годы на кафедру приходит целая группа молодых талантливых музыкантов: пианисты Т. С. Илюхина, И. В. Никонович, В. Б. Петрушанский, Т. Н. Тарнавская, Г. А. Федоренко, а также выпускники института: пианисты И. М. Анастасьева, В. А. Власов, П. Л. Изотов, О. И. Кондратьева, С. Ф. Маргаритов, В. П. Самолетов, виолончелист В. К. Тонха. В классе концертмейстерской подготовки начали работать Т. Н. Смирнова и Е. А. Бутягина.

Класс квартета вели опытные педагоги-ансамблисты В. Л. Кубацкий, В. В. Борисовский, Г. С. Талалян (одно время квартетный класс вел И. А. Жук), а также выпускники института, альтисты А. П. Риз и Э. Г. Манамшьян. В конце 60-х – начале 70-х годов сразу трое из участников знаменитого квартета им. Бородина были приглашены на работу в класс квартета, это были: Р. Д. Дубинский, Я. П. Александров и В. А. Берлинский, сыгравший огромную роль в создании квартетной школы на кафедре.

Практически все педагоги кафедры были концертирующими музыкантами. Значительными событиями музыкальной жизни Москвы всегда были концерты превосходного фортепианного дуэта Адольфа и Михаила Готлибов, концерты М. Юдиной, сонатные вечера К. Аджемова и А. Власова, И. Михновского и М. Затуловского, О. Эйгеса и А. Стогорского, выступления других педагогов кафедры. Еще ранее, в 1959 году, А. Д. Готлиб умело направил творческую инициативу студентов, мечтавших создать студенческий камерный оркестр института имени Гнесиных. Это был первый в стране концертирующий студенческий камерный оркестр, вписавший яркую страницу в историю кафедры ансамбля и института. Адольф Давидович руководил оркестром вместе с альтистом Генрихом Семеновичем Талаляном. В результате нескольких лет напряженной работы реализовалась идея А. Д. Готлиба – выпустить из стен института целый концертный коллектив с готовым репертуаром. Приказом Министерства культуры РСФСР в 1962 году Камерный оркестр института имени Гнесиных был включен в систему Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (ВГКО).

В 1973 году после кончины А. Д. Готлиба кафедру возглавил его ученик, декан фортепианного факультета В. П. Самолетов. Он продолжил традиционные направления деятельности кафедры, заложенные А. Д. Готлибом. В эти годы получила значительное развитие коллективная исполнительская работа педагогов кафедры. Их силами были осуществлены такие масштабные концертные циклы, как «Камерная музыка ХХ века», «Мастера советской камерной музыки». При активном участии студентов были проведены концертные циклы: «Все камерно-инструментальные ансамбли И. С. Баха», «Все камерно-инструментальные ансамбли Брамса», «Все камерно-инструментальные произведения Д. Д. Шостаковича» и другие. Педагоги и студенты играли много концертов в стране, выезжали на гастроли за рубеж. В. П. Самолетов заведовал кафедрой до 1986 года (во время его двухгодичной командировки в Египет обязанности заведующего исполняли В. К. Тонха и В. А. Власов). За эти годы преподавательский состав кафедры значительно увеличился, в том числе и за счет присоединения класса ансамбля духовых и ударных инструментов. В 1986-1987 году на кафедре работали: А. М. Аксенов, Я. П. Александров, И. М. Анастасьева, В. А. Берлинский, Л. К. Блок, В. А. Власов, В. Р. Доценко, Т. С. Илюхина, Т. В. Кандинская, О. И. Кондратьева, С. Ф. Маргаритов, О. И. Мусорин, Л. М. Некрасова, Е. М. Непало, И. В. Никонович, И. Ф. Пушечников, А. П. Риз, В. П. Самолетов, Б. Г. Скобло, Е. М. Славинская, Т. Н. Тарнавская, В. К. Тонха, Г. А. Федоренко, А. Е. Францева, И. А. Чернявский. Активными помощниками педагогов были ведущие концертмейстеры-иллюстраторы: Э. Ю. Ермолова, В. П. Королькова, Е. Я. Кроленко, О. Н. Кудряшова, Т. А. Нахаева, Г. Н. Осадчина, Т. Г. Осейчук, Т. Г. Поспелова, Р. Г. Тихоненкова, М. В. Фатеева, А. А. Юдина и многие другие замечательные музыканты.

В 1987 году, с приходом на заведование кафедрой Г. А. Федоренко (также воспитанника А. Д. Готлиба), в структуре кафедры произошли некоторые изменения – по его предложению произошло разделение кафедры на две: кафедру камерного ансамбля и квартета и кафедру концертмейстерской подготовки, которую возглавил также ученик А. Д. Готлиба В. А. Власов. Традиции, направления работы общей «большой» кафедры, заложенные ее основателем и первым руководителем, получили дальнейшее развитие. За прошедшие годы кафедрой подготовлены сотни специалистов высокой квалификации, многие из них ярко проявляют себя в сфере камерно-ансамблевого исполнительства и педагогики. Выпускники ассистентуры-стажировки (аспирантуры) ныне возглавляют более десяти ансамблевых кафедр вузов России и зарубежья, составляют основной педагогический костяк этих кафедр. Значительно возросло количество ансамблей – победителей всероссийских и международных конкурсов, которые ведут успешную концертную деятельность в стране и за рубежом. Продолжается масштабная концертно-просветительская деятельность педагогов, аспирантов и студентов кафедры.

Одним из важнейших направлений деятельности кафедры стала организация молодежных ансамблевых конкурсов. Началось все с проведения А. Д. Готлибом в 1967 году Всероссийского конкурса студенческих камерных ансамблей. В нем участвовали ансамбли из ГМПИ имени Гнесиных, Горьковской, Казанской, Ленинградской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской консерваторий. Традиция была продолжена в Саратове (1969 год), Ленинграде (1971) и Уфе (1972). Аналогичные смотры-конкурсы проводились и для камерных ансамблей музыкальных училищ: в 1968 году в Москве и Новомосковске, в 1971 году – в Новомосковске (их организатором и председателем жюри был А. Д. Готлиб). Эти смотры-конкурсы заложили основу большого и перспективного дела. Последующие ансамблевые форумы были проведены: в 1974 году в Туле, в 1988 году в Рязани, в 1991 году в Москве и Калуге. Накопленный организационный опыт, растущий интерес музыкальной молодежи (особенно учащихся среднего звена образования) к участию в конкурсах позволили кафедре успешно провести в Калуге Российский молодежный конкурс камерных ансамблей, посвященный 50-летию ГМПИ имени Гнесиных (март 1994 года). В 1995 и 1997 годах в Новомосковске были проведены II и III Всероссийские молодежные конкурсы камерных ансамблей и фортепианных дуэтов с широким представительством участников, в том числе и из других стран. Все это создало предпосылки для подготовки и проведения в Новомосковске трех аналогичных уже Международных молодежных конкурсов камерных ансамблей, получивших имя Гнесиных (2001, 2004, 2008). Итоги конкурсов имели большой общественный резонанс, сыграли большую роль в профессиональном становлении и развитии победителей и участников конкурсов, способствовали повышению уровня преподавания ансамблевых дисциплин. Проведение в рамках конкурсов конференций, посвященных актуальным проблемам ансамблевой педагогики, мастер-классов и «круглых столов» после окончания прослушиваний дает возможность для широкого обмена мнениями и опытом, а также для творческого общения.

Кафедра камерного ансамбля уделяет большое внимание и другим формам профессиональных контактов с коллегами – преподавателями ансамблевых дисциплин многих средних и высших учебных заведений страны. В первую очередь это оказание регулярной методической, консультационной помощи ансамблевым отделам музыкальных училищ и колледжей, начало которой организовал в свое время А. Д. Готлиб. Это также и многие совместные творческие проекты, осуществляемые в самых различных формах в Москве и других городах страны (конференции, семинары, мастер-классы, муниципальные и региональные конкурсы, фестивали). Особое значение имеют многолетние творческие связи с кафедрой камерного ансамбля и квартета МГК им. Чайковского. В творческом сотрудничестве с ее ведущими профессорами и Ассоциацией камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей кафедра принимала участие в работе курсов Высшего ансамблевого мастерства в различных городах страны. Заметными событиями музыкальной жизни стали также совместно организованные и успешно проведенные два Всероссийских и три Международных (2002, 2005, 2008) конкурса камерных ансамблей и фортепианных дуэтов им. С. И. Танеева в Калуге.

Перечисленные основные направления деятельности кафедры камерного ансамбля, являющиеся продолжением и развитием традиций, заложенных ее основателем А. Д. Готлибом, позволяют ей значительно влиять на состояние камерного ансамблевого исполнительства и педагогики в стране. Сейчас на кафедре плодотворно работают воспитанники А. Д. Готлиба, ставшие ведущими профессорами, со своими сложившимися принципами, системой взглядов на педагогику, фактически создавшие свои школы, многочисленные последователи которых также продолжают дело своих учителей. И, конечно, с полным правом можно утверждать существование двух основополагающих школ ансамблевой педагогики: основателя кафедры профессора А. Д. Готлиба и создателя выдающейся квартетной школы профессора В. А. Берлинского, чей огромный вклад в развитие квартета как специальности трудно переоценить. Свидетельством высокого авторитета, большого личностного потенциала кафедры является то, что в разные годы немалое число ее преподавателей успешно совмещали педагогическую работу с руководящей деятельностью в ГМПИ – РАМ имени Гнесиных: А. Д. Готлиб – декан, заведующий кафедрой, Я. П. Александров – ректор, заведующий кафедрой, И. М. Анастасьева – проректор, В. А. Власов – проректор, заведующий кафедрой, И. А. Чернявский – проректор, В. П. Самолетов – декан, заведующий кафедрой, Т. С. Илюхина – декан, Т. Н. Тарнавская – декан, Г. А. Федоренко – заведующий кафедрой. Заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой камерного ансамбля и квартета, профессор Г. А. Федоренко

В 2011 году кафедру камерного ансамбля и квартета возглавил Игорь Андреевич Чернявский – выпускник МССМШ имени Гнесиных и МГК им. П. И. Чайковского, ученик профессоров Я. И. Зака, Е. В. Малинина, М. В. Мильмана. Музыкант, обладающий большим опытом концертно-исполнительской деятельности, И. А. Чернявский более 35 лет занимается педагогической работой на кафедре.

Несмотря на сравнительно молодой возраст кафедры (ей исполнилось 60 лет), в ее педагогическом коллективе сложился целый ряд так называемых «династических цепочек». Самые длинные из них имеют по три «звена» в своем составе, например:

А. Д. Готлиб – И. М. Анастасьева – Е. Ю. Багрова
А. Д. Готлиб – Г. А. Федоренко – В. В. Тропп, Т. Т. Кухтина
А. Д. Готлиб – В. П. Самолетов – Е. М. Логинов

Тех, что из двух «звеньев» – несколько больше:

А. Д. Готлиб – О. И. Кондратьева
Р. Д. Дубинский – А. Е. Францева
Т. С. Илюхина – Т. Н. Тарнавская
В. А. Берлинский – Н. Г. Волкова
И. А. Чернявский – Н. И. Бражникова, Н. Г. Волкова

В 2013 году состоялся I Всероссийский музыкальный конкурс в камерных номинациях, и на нем воспитанники А. Е. Францевой и Г. А. Федоренко завоевали, соответственно, звания лауреатов I и II премий в номинации «квартет» и лауреатов II и III премий в номинации «фортепианное трио».

В 2014, юбилейном году, по инициативе кафедры камерного ансамбля и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Российская академия музыки имени Гнесиных учредила и провела Первый международный конкурс фортепианных ансамблей имени Адольфа и Михаила Готлибов.