RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра фортепиано

Кафедра фортепиано
Заведующая кафедрой фортепиано
Профессор
Местоположение
ул.Поварская, дом 30-36 стр.1, 3 этаж, каб. 55
Вебсайт
Положение о кафедре
Ссылка
О кафедре

История предмета фортепиано для студентов разных специальностей в ГМПИ им. Гнесиных началась в 1944 году. В год открытия института он был включен в учебный процесс как обязательная дисциплина. Для работы по курсу фортепиано Е.Ф. Гнесина подобрала группу из пяти преподавателей, назвав ее отделом общего фортепиано. В него вошли О.Ф. Гнесина, Е.С. Вартазарьянц, И.О. Гольдфарб, Л.А. Ромен, В.И. Рукина. К сожалению, почти не сохранилось документальных сведений о первых руководителях отдела – Екатерине Семеновне Вартазарьянц и сменившем ее в 1947 году Якове Моисеевиче Каабаке. Время тогда было трудное – послевоенное. Отдел только начинал свою деятельность.

педагогическое, научно-методическое и концертно-просветительское. К концу 1940-х годов в связи с открытием новых факультетов – дирижерско-хорового и народных инструментов, а также организацией вечерней и заочной форм обучения, педагогический состав кафедры значительно пополнился. Преподавать фортепиано были приглашены М.П. Корнилова, С.П. Дементьева, А.Г. Васильева, В.Л. Гордон-Сибор, Д.М. Гольцер, Б.М. Розенгауз, Э.Л. Вайншенкер, А.М. Бостанджогло, М.М. Волькинштейн, О.А. Ульбабова. В 1948 году отдел общего фортепиано возглавила Вера Львовна Гордон-Сибор, явившись, по существу, первым руководителем, поднявшим работу коллектива на вузовский уровень и заложившим основные направления курса фортепиано: педагогическое, научно-методическое и концертно-просветительское.

Преподаватели, работавшие в то время, были талантливыми пианистами, воспитанными маститыми профессорами Московской и Петербургской консерваторий. В годы своей учебы они занимались сольной, концертмейстерской, ансамблевой деятельностью, однако опыта работы со взрослыми учащимися не имели. Главная проблема, волновавшая преподавателей отдела, состояла в том, какой объем знаний и навыков должен получить студент каждой специальности и как достичь необходимых результатов за короткий срок обучения. В ряду первоочередных задач также встал вопрос формирования педагогического репертуара. Преподаватели отдела занялись созданием несложных фортепианных переложений оперно-симфонической и камерной литературы, а также составлением сборников и хрестоматий, предназначенных для студентов разных специальностей. Одновременно с этим стали появляться первые методические разработки, оставшиеся, к сожалению, в рукописном виде.

Наряду с учебной работой, отдел общего фортепиано занимался развитием просветительских традиций, заложенных Н.Г. и А.Г. Рубинштейнами, а также членами семьи Гнесиных. Силами педагогов и учащихся организовывались выездные шефские концерты, нередко проходившие в форме так называемых «устных журналов» – популярных бесед о классической музыке, адресованных, в основном, рабочей молодежи и студентам различных институтов. Позднее устные журналы сменились лекциями-концертами, востребованными различными научными и культурными организациями.

В 1950-х годах отдел пополнился новыми педагогическими кадрами. В него вошли Л.Е. Брумберг, А.А. Захарова, А.Б. Бабакевхоян, П.В. Лобанов, В.Д. Ныркова, Г.А. Туркина, Б.Л. Кременштейн, Е.А. Суханова, Е.В. Якобсон, Е.И. Воробьев. В 1957 г. отдел возглавила Надежда Андреевна Светозарова, с именем которой связан ряд важных событий в истории кафедры. Так, в июне 1962 года решением Художественного совета института отдел общего фортепиано был преобразован в кафедру с тем же названием. Это стало долгожданным событием, так как коллектив преподавателей получил равноправный статус с коллегами других кафедр.

К началу 1960-х годов состав кафедры заметно обновился, появилось большое число молодых энергичных музыкантов. С приходом К.Р. Бабасиновой, С.А. Новиковой, Е.И. Набатникова, С.В. Овчинниковой, Е.Н. Орловой, А.В. Блажевич, Л.Д. Цибизовой, А.П. Батаговой, Д.А. Петруниной, М.Н. Лебедевой, Н.С. Сванидзе, Н.Л. Занковой, И.А. Крайновой-Горегляд, С.С. Орловой-Маториной, Е.В. Александровой, Л.В. Головановой, М.Г. Губайдуллиной, Г.А. Мелиховой коллектив еще активнее включился в общий процесс работы института, насыщенный интересными идеями и планами. В это время появляются первые публикации научных и учебно-методических материалов, свидетельствующие о поиске коллективом кафедры путей профилизации курса фортепиано для студентов разных специальностей.

Новым шагом в научно-методической деятельности ГМПИ им. Гнесиных явилась разработка озвученных пособий, предназначенных, в основном, для студентов заочного отделения. Инициатива создания этой интересной учебной формы, включающей в себя исполнение преподавателем произведения и методические комментарии к нему, принадлежала доценту кафедры общего фортепиано П.В. Лобанову.

Личность Павла Васильевича Лобанова заслуживает отдельного внимания. Будучи учеником В. В. Софроницкого, он соединил в себе талант педагога, исполнителя, исследователя, инженера. Возглавляя в течение длительного времени Лабораторию методов и технических средств обучения в ГМПИ им. Гнесиных, П.В. Лобанов стоял у истоков активного внедрения звукозаписи в педагогический процесс.

Идея создания озвученных пособий очень заинтересовала преподавателей кафедры и в результате активной работы в этом направлении появилось значительное количество ценного методического материала, существенно обогатившего учебную практику.

Новый этап деятельности кафедры общего фортепиано связан с назначением на должность заведующего кандидата искусствоведения, доцента Веры Дмитриевны Нырковой, сменившей на этом посту Н.А. Светозарову. Н.А. Светозарова руководила кафедрой до 1969 года, после чего перешла на работу директором музыкальной школы-семилетки имени Гнесиных.

Начало работы нового руководителя совпало с реорганизацией учебного процесса. Решением ректората коллектив кафедры был разделен. Одна группа педагогов начала заниматься со студентами историко-теоретического и оркестрового факультетов; другая – со студентами факультета народных инструментов, дирижерского и вокального. Такое распределение позволило сосредоточиться на особенностях фортепианного обучения студентов каждой специальности и более целенаправленно заняться решением методических вопросов.

1970-е годы стали периодом упорной работы коллектива по методическому обоснованию содержания курса фортепиано для студентов разных специальностей. По инициативе кафедры организуются научно-методические конференции, в которых принимают участие не только преподаватели ГМПИ им. Гнесиных, но и коллеги из других учебных заведений. Постепенно деятельность кафедры выходит за рамки ГМПИ им. Гнесиных и получает все более широкое признание. В этот период времени на кафедре начинают преподавать С.Е. Филиппова, Л.В. Артемьева, Е.С. Иванова, В.Н. Спиряев, Ю.Л. Фоломешкин, А.И. Исенко.

1980-е годы в истории кафедры – период активного поиска новых форм совершенствования преподавания курса фортепиано. Этому способствовал приход молодого поколения преподавателей – Н.Б. Ермолаевой, Н.П. Толстых, С.Е. Сенкова, В.Г. Карпова, А.М. Аксенова. В феврале 1981 года событием всероссийского масштаба становится организация Секции курса фортепиано при Главном управлении учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры РСФСР, председателем которой была назначена и.о. профессора В. Д. Ныркова. Данный этап научно-методической деятельности кафедры связан с подготовкой программ по курсу фортепиано, состоящих из методических записок, программных требований и репертуарных списков. Вскоре такая программа, разработанная для всех факультетов вуза, вышла под редакцией Н.П. Толстых, старшего методиста Центрального методического кабинета Министерства культуры РФ. Этот труд впервые представил курс фортепиано как целостный предмет, определил специфические формы организации учебного процесса и проведения занятий, а также учета успеваемости в работе со студентами разных специальностей. Концепция первой программы была положена в основу следующей разработки – сквозной программы по курсу фортепиано для музыкальных школ, училищ и вузов, вышедшей в 1987 году. В ней были впервые скоординированы задачи всех трех звеньев музыкального образования.

Одновременно в учебный процесс внедрялось просветительское направление работы. Так, совместно с кафедрой истории музыки была разработана форма семинара-концерта. Предназначенная для студентов-музыковедов, она соединила в себе рассказ о творчестве композиторов с исполнением произведений.

В это же время в учебной практике получает развитие идея литературно-музыкальных композиций, проводившихся в формате деловых игр. С привлечением этой новой для музыкального образования педагогической технологии был создан целый ряд учебных программ, таких как «Древняя Русь через века» (к 1000-летию крещения Руси), «Музыкальные путешествия юного Моцарта», «Музыкальная мозаика Москвы», «Из истории Балакиревского кружка» и др.

Постепенно работа по созданию литературно-музыкальных композиций становится важной частью деятельности кафедры, в результате чего было принято решение организовать смотр таких программ.

Начало нового тысячелетия ознаменовалось проведением I Всероссийского фестиваля-смотра музыкально-просветительских программ, не имевшего аналога в истории курса фортепиано. Это большое мероприятие было посвящено 140-летию Московского отделения Русского музыкального общества

В рамках просветительской работы кафедры особое значение приобрел цикл музыкальных вечеров «Пречистенские пятницы» в Центральном Доме ученых Российской академии наук, организованных в 1991 году по инициативе В. Д. Нырковой. Благодаря ее усилиям молодые музыканты, выступающие в качестве солистов, ансамблистов и ведущих концертных программ, обрели неоценимую возможность сценической практики в одном из престижных залов столицы.

Прошли десятилетия, наполненные большими и малыми событиями. Кафедра получила важное подтверждение значимости своей работы по подготовке музыкантов. В 2004 г. Ученый Совет РАМ им. Гнесиных единогласно утвердил ее новое название – «кафедра фортепиано» без определения «общее» (приказ № 19-К от 14 января 2004 г.). Вскоре этому примеру последовали многие музыкальные вузы страны.

Накопленный преподавателями значительный практический опыт нашел отражение в ряде научно-методических трудов, среди которых особое место занимает опубликованное в 2006 году исследование по истории кафедры «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей в Институте им. Гнесиных. Прошлое и настоящее».

Проработав 41 год заведующей кафедрой, Вера Дмитриевна Ныркова в 2010 году передала свои полномочия кандидату искусствоведения, профессору Ольге Александровне Якуповой. Сохраняя лучшие традиции кафедры, коллектив преподавателей привносит в ее работу новые плодотворные идеи.

В настоящее время кафедра фортепиано РАМ им. Гнесиных представляет собой большой творческий коллектив. В ее составе: профессора – кандидат искусствоведения Н.А. Говар, С.С. Маторина, Заслуженный работник высшей школы РФ кандидат искусствоведения Г.И. Пальян, кандидат педагогических наук О.Е. Шилова; доценты – М.Г. Белашук, кандидат искусствоведения Н.А. Гатауллина, А.Д. Григорьева, Н.Б. Ермолаева, А. С. Крымская, М.Ю. Куинджи, Н.Б. Мерзлякова, А.Г. Пак, В.В. Хлебников, Н.Н. Шатохина, В.Д. Юрыгин-Клевке; старшие преподаватели – А.С. Дубов, Ю.А. Крестинина, А.С. Магергут, кандидат искусствоведения А.Л. Резник, Т.А. Рязанцева, И.А. Тихомиров; преподаватели – О.В. Петрунина, А.А. Стрельникова.

В данный период значительно вырос научный потенциал коллектива. Увеличилось количество статей, опубликованных преподавателями в журналах ВАК и в различных международных изданиях. Вышли в свет сборники научно-методических трудов: Курс фортепиано для студентов разных специальностей: современные направления работы. Статьи и материалы. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012; Методологические аспекты курса фортепиано. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015; Просветительская деятельность в контексте музыкального образования / Сб. статей. — Москва: Издательство «Перо», 2015 и др. Особого внимания заслуживает появление в 2018 году монографии Н.А. Говар «Фортепианная миниатюра отечественных композиторов первой половины XX века», созданной при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда.

 Продолжается традиция ежегодного проведения всероссийских научно-практических конференций по курсу фортепиано, затрагивающих актуальные проблемы обучения студентов разных специальностей.

В рамках научно-методической работы создаются новые учебные пособия и программы. Выход в 2011 году третьей программы (руководитель проекта – В.Д. Ныркова, редакционная коллегия – В.Я. Юмашин, О.А. Якупова) был обусловлен необходимостью адаптации содержания курса фортепиано к требованиям Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования в области музыкального искусства третьего поколения, связанного с вхождением России в Болонскую систему.

В современный период времени коллектив кафедры уделяет большое внимание концертно-исполнительской и просветительской деятельности, продолжая многолетние традиции, заложенные предшественниками. В сборнике очерков «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей в институте Гнесиных: прошлое и настоящее» (М., РАМ им. Гнесиных, 2006) подробно рассказывается о преподавателях кафедры, в разные годы успешно выступавших на концертной эстраде.

Преподаватели не только выступают сами, но и организуют концерты студентов, проходящие как в залах РАМ им. Гнесиных, так и за пределами вуза. В Центральном Доме ученых продолжают своё существование «Пречистенские пятницы», получившие имя В.Д. Нырковой после ее ухода из жизни. Большой популярностью пользуются организованные профессором С.С. Маториной концертные программы из цикла «Играют и поют вокалисты». При ее непосредственной поддержке сложился коллектив энтузиастов, включившийся в программу Благотворительного Фонда Возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Концерты при участии студентов-гнесинцев проходят с большим успехом.

По инициативе преподавателей кафедры организуются новые проекты. Среди них – абонементный цикл музыкальных вечеров «Гнесинцы в библиотеке им. А. Ахматовой» (руководитель – доцент М.Г. Белашук), а также экспериментальный Арт-проект «Площадка», программы которого объединяют музыку, поэзию, хореографию (автор проекта – доцент А.Г. Пак).

В рамках просветительской работы кафедры особое значение приобрел Международный фестиваль-конкурс просветительских программ «Музыка и Слово», история которого ведет отсчет от первых смотров-фестивалей литературно-музыкальных композиций. Десять проведенных фестивалей-конкурсов свидетельствуют не только о его расширяющейся географии, но и о живом интересе нового поколения музыкантов к просветительской деятельности.

Таким образом, завещанный предыдущими поколениями синтез трех направлений работы кафедры, включающий в себя педагогические, научно-методические и концертно-просветительские аспекты, является залогом ее продуктивной деятельности в новых социокультурных условиях.