RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Кафедра этномузыкологии

Кафедра этномузыкологии
Заведующая кафедрой этномузыкологии
Доцент
Местоположение
ул. Поварская, д. 30-36, стр. 3, этаж 2, каб. 206
Вебсайт
Положение о кафедре
Ссылка
О кафедре

Кафедра этномузыкологии является выпускающей кафедрой для студентов этномузыкологического профиля всех уровней обучения — бакалавров, магистров, аспирантов.

Ее создание в сентябре 2018 года на базе историко-теоретико-композиторского факультета Академии, по существу, закрепило де юре статус фактически существовавшей в течение многих десятилетий особой школы изучения и преподавания музыкального фольклора. В России и за ее пределами она известна как гнесинская этномузыкологическая школа — одна из наиболее авторитетных в этномузыкознании.

Ее формирование связано прежде всего с именами Бориславы Борисовны Ефименковой (1933-1996) и Маргариты Анатольевны Енговатовой — выдающихся ученых, крупнейших представителей структурно-типологического направления в отечественной музыкальной фольклористике. Б. Б. Ефименкова — автор таких фундаментальных работ, как «Севернорусская причеть» (1980), «Ритм в произведениях русского вокального фольклора» (2001), «Восточнославянская свадьба и ее музыкальное наполнение» (2008). В течение многих лет она вела курс народного музыкального творчества на ИТК факультете РАМ имени Гнесиных, не имевший аналогов в отечественной музыкальной педагогике. Его отличали системность, ясное и четкое построение, насыщенность теоретической проблематикой, обращенность к последним достижениям науки. И наоборот, идеи, возникавшие в процессе подготовки конкретных лекционных тем, нередко получали развитие в жанре научных исследований. Таковы, к примеру, работы, написанные совместно Б. Б. Ефименковой и М. А. Енговатовой: «Типология русского народного многоголосия» (1989) и «Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологических исследований» (1991).

Заданный этими этномузыкологами подход к преподаванию традиционной музыкальной культуры развивается их учениками и последователями, работающими сегодня на кафедре этномузыкологии. Преподаватели кафедры — Л. М. Белогурова, В. П. Калюжная, С. А. Латышева, И. А. Никитина — давно и успешно действующая команда единомышленников, хорошо известные в нашей стране и за рубежом исследователи по актуальным проблемам современного этномузыкознания, работающие в русле структурного, семиотического, ареального, комплексного изучения народной музыкальной культуры. Это специалисты с огромным стажем экспедиционной работы, организаторы и участники многих национальных и международных научных мероприятий, авторы сотен научных публикаций, творческих, издательских и просветительских проектов.

Среди наиболее значительных проектов последних лет следует назвать Международную научную конференцию «Гиппиусовские чтения», проходящую в Гнесинской академии раз в два года, регулярно устраиваемый Международный фольклорный фестиваль «Майские ассамблеи», продолжающееся многотомное издание «Смоленский музыкально-этнографический сборник», выпуск специализированного научного журнала «Вопросы этномузыкознания».

Теснейшая связь образовательного процесса с актуальными научными исследованиями остается определяющей чертой гнесинской этномузыкологической педагогики. Это проявляется, в частности, в том, что учебной базой студентов, специализирующихся в области этномузыкознания, является архив Музыкально-этнографического центра им. Е. В. Гиппиуса (МЭЦ, прежде — Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур). Он входит в число старейших и наиболее крупных у нас в стране собраний аутентичного музыкального фольклора из всех регионов России, хранит в себе многие уникальные, ныне уже исчезнувшие образцы народного искусства и постоянно пополняется новыми экспедиционными материалами.

В рамках экспедиций МЭЦ проходит ежегодная фольклорно-этнографическая практика студентов ИТК факультета. Только в последние несколько лет студенты под руководством преподавателей Академии и сотрудников МЭЦ записывали фольклор в Брянской и Смоленской, Тверской и Псковской, Белгородской, Воронежской и Рязанской областях, Красноярском крае, а также в Могилевской и Витебской областях Белоруссии. Как архивные, так и новые полевые материалы активно используются в учебном процессе: они служат яркими, живыми иллюстрациями на лекционных занятиях, на их основе пишутся курсовые и дипломные работы, диссертационные исследования, выполняются нотировки музыкальных образцов, песни и наигрыши исполняются фольклорным ансамблем студентов-этномузыкологов в их концертных программах.

Студенты, обучающиеся по профилю «этномузыкология», принимают активное участие в научных мероприятиях, в частности, ежегодно проходящей в Академии студенческой конференции по итогам прошедшего полевого сезона, конференции молодых этномузыкологов, которую организует Санкт-Петербургская консерватория, круглых столах, устраиваемых Центром русского фольклора и др.

Важнейшую роль в профессиональной подготовке этномузыкологов играет практическое освоение народных музыкальных традиций. Созданный на базе кафедры Фольклорный ансамбль РАМ имени Гнесиных функционирует как самостоятельный творческий коллектив, хорошо известный профессионалам и широкому кругу любителей русской традиционной музыки во многих городах России. Руководит ансамблем доцент кафедры Светлана Юрьевна Власова — один из наиболее авторитетных в нашей стране специалистов в области фольклорно-этнографического исполнительства. Фольклорный ансамбль студентов-этномузыкологов выступает с концертными программами, неоднократно становился лауреатом различных конкурсов и фестивалей в России, Литве, Польше.