RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Музыка и музыканты в годы Великой Отечественной войны. Очерк 1.

О проекте

Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики

Кафедра теории музыки
проект

«МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Очерк 1. Отрывок из книги «Гнесинский Дом: Летопись военных лет.
65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. посвящается» (с. 8–14)

ВВЕДЕНИЕ

ГНЕСИНЦЫ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Несмотря на серьезные трудности и многочисленные лишения военного времени, Училище им. Гнесиных оставалось единственным музыкальным учебным заведением в Москве, не прерывавшим своей работы в течение всего военного периода.

Начало войны застало учебные заведения имени Гнесиных (училище и школу), которые располагались тогда еще в двух небольших домиках на Собачьей площадке (д. 5 и 7), в расцвете их деятельности. Шел 47-й год существования этих учебных заведений, давно уже заслуживших славу сильнейших профессиональных учреждений музыкального образования страны.

В первое военное лето 1941 года большая группа детей из Гнесинской школы были отправлены в поселок Елатьму Рязанской области, где Еленой Фабиановной Гнесиной¹ был организован детский лагерь для оставшихся в Москве детей². В конце лета в Елатьму приехали Елена Фабиановна Гнесина, Елизавета Фабиановна Гнесина-Витачек³, Фабий Евгеньевич Витачек⁴ и Елизавета Тимофеевна Кудряшова⁵. Находившаяся в то время в лагере А. Я. Ортенберг-Брук⁶ вспоминала: «Все сразу включились в работу. Никого не смущал ни разбитый рояль, ни отсутствие привычной обстановки. <…> Кроме индивидуальных занятий наши педагоги организовали хор. Мы даже готовили концерт. Помню, что мы разучивали известную песню Дунаевского из кинофильма «Вратарь». Дирижировала хором Елена Фабиановна, заражая нас своей энергией и жизнерадостностью. Здесь, в Елатьме, мы сначала не очень ощущали войну. Стояло теплое лето. Кругом мирно зеленели леса и луга. Мы были сыты, гуляли по живописным берегам Оки и ее окрестностям, занимались музыкой, и казалось — это обыкновенный летний лагерь. Трудно было себе представить, что где-то недалеко идут кровопролитные бои за нашу Родину. Однако вскоре до нас докатилась ужасная весть: враг стоит почти у самой Москвы. Встал вопрос о переправке школьников дальше, вглубь страны. Мы оказались в Куйбышеве» [3, с. 223]. Так начиналось военное время для гнесинцев…

Ел. Ф. Гнесина со своими учениками в военные годы

В сентябре 1941-го часть педагогов и детей была уже эвакуирована из Москвы, но Елена Фабиановна и слышать не хотела об эвакуации. В училище, как обычно, начались занятия.

Как известно, 20 октября 1941 года в Москве вводится осадное положение, и все учебные заведения прекратили работу. Елена Фабиановна Гнесина, как и многие другие педагоги Школы и Училища, продолжавшая занятия почти до этого дня, вынуждена была выехать в Казань по настоянию Моссовета (депутатом которого она была). Но уже 6-го ноября на собрании педагогов и сотрудников принимается решение: занятия возобновить. На свой страх и риск зам. директора Л. И. Рябкова организовала работу, и, начиная с 17-го ноября, занятия не прерывались до конца войны!

Несмотря на бомбежки, отсутствие отопления, недостаточное питание, не работавший транспорт (приходилось ходить на работу пешком), педагоги-гнесинцы работали с энтузиазмом, помимо своих занятий оказывая большую помощь фронту и тылу.

21 января 1942 года, когда стоял 36-градусный мороз в Москве, а повсюду шли ожесточенные бои, Елена Фабиановна Гнесина возвратилась в Москву. Она ехала двое суток в поезде, а затем пешком пришла с Казанского вокзала на Собачью площадку, где помещались школа и училище (ей было уже 67 лет!). Неожиданное появление Елены Фабиановны произвело неизгладимое впечатление на всех гнесинцев. Работа под ее руководством продолжалась с новым энтузиазмом.

Размах этой работы поражает: во-первых, концертные бригады по обслуживанию фронта и госпиталей. Одних только концертов для армии совсем небольшое учебное заведение дало за годы войны свыше тысячи! Из студентов-гнесинцев были сформированы две постоянные фронтовые концертные бригады. Другие гнесинцы постоянно выступали на фронте и в военных госпиталях⁷.

Во время выступления в военном госпитале. На снимке О. В. Тюрикова (публикация в журнале «Здоровье», 1965 г.)

Особенно активную концертную работу вела великая пианистка М. В. Юдина, тогда же и начавшая преподавать в Гнесинском Доме... Во-вторых, работа в нескольких госпиталях, где осуществлялся постоянный медицинский уход за ранеными: госпиталь в то время занимал и часть «Дома Хомякова», где размещалось училище. В-третьих, пошив меховых рукавиц для фронта — все гнесинцы с октября 1941 года были постоянными работниками мастерской в стенах школы. В-четверых, работа на лесозаготовках в Мытищах и Софрино, где пятьдесят пять музыкантов трудились и в качестве лесорубов. А сколько других дел — например, сбор лыж для фронта, уборка урожая в совхозе и постоянная забота о детях-учениках, вплоть до организации возможного питания для них... А знаменитая «чубуковская бригада» (во главе с концертмейстером Н. Чубуковой), давшая 50 концертов для рабочих на лесозаготовках!

Многие гнесинцы отважно сражались за Родину. Известны имена шестнадцати гнесинцев, павших на полях сражений, среди них — заведующий учебной частью Училища им. Гнесиных В. Долинский, преподаватель фортепиано Ю. Венков, одаренные композиторы А. Головков, М. Душский, Б. Трошин, К. Макаров-Ракитин... Множество гнесинцев — воспитанников учебных заведений и его будущих педагогов и сотрудников — были непосредственными участниками боев: среди них, например, талантливые молодые композиторы К. Хачатурян и А. Эшпай. Другие выступали во фронтовых концертных бригадах.

А сколько педагогов-гнесинцев доблестно трудились, находясь в разных концах страны в эвакуации!

При этом занятия музыкой нисколько не стали менее интенсивными. Более года Гнесинское училище — единственное из музыкальных учебных заведений, работавшее в Москве. Ряд известных теперь музыкантов рассказывали, что поступили в школу только потому, что иного выбора для желающих учиться музыке и не было!

За годы войны более 150 человек окончили училище. Только в Малом зале консерватории было дано 8 отчетных концертов. А 15 февраля 1945 года в Москве был большой праздник: состоялся торжественный вечер в Большом зале консерватории, посвященный 50-летию Гнесинских учебных заведений. Все театры, музыкальные учреждения, все известные деятели искусств отмечали эту дату. Казалось, нет вокруг войны — так все верили в скорую Победу, в мирную жизнь. В конце юбилейного торжества Елена Фабиановна Гнесина, благодаря за приветствия и награды, заявила: «А теперь мне больше всего необходимы... гвозди! Дайте мне гвозди! Без них я не могу закончить строительство нового здания [Института]!» [4, с. 37]. И, конечно, гвозди были получены. Тогда была издана и юбилейная брошюра «Пятьдесят лет Музыкальному училищу имени Гнесиных», содержащая много интересных сведений и материалов, в том числе статью Л. Рябковой «Училище и школа имени Гнесиных в дни Великой Отечественной войны» [1, с. 103–112].

Ел. Ф. Гнесина, несокрушимая в своем упорстве осуществить все намеченные до войны планы, добивается того, что в военной Москве, когда предстояли еще долгие месяцы боев, полным ходом идет строительство здания на улице Воровского (проект архитектора А. В. Тишина): к началу войны уже была возведена коробка здания, но строительство было законсервировано. В конце 1943 года стройку возобновили: здесь работали раненые бойцы, которые после выхода из госпиталей уже не могли вернуться на фронт. Для всех Елена Фабиановна добивается продовольственных рабочих карточек. После ее многочисленных и настойчивых ходатайств в марте 1944 году принимается долгожданное решение об организации нового вуза — Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Специальной музыкальной школы-десятилетки при нем. Так образуется «Гнесинский комбинат», ставший одним из крупнейших в мире комплексов музыкального образования всех ступеней.

Заботы об открытии института и строительстве нового здания живо отражены в воспоминаниях современников. Один из талантливых учеников Ел. Ф. Гнесиной, Григорий Хаймовский пишет: «Мне довелось быть свидетелем строительства этого института во время Второй мировой войны. <...> Даже сейчас дух захватывает от восхищения немыслимой энергией и дипломатической мудростью Елены Фабиановны, которая тогда, в 43-м году, убедила правительство дать ей деньги и материалы на строительство музыкального института, — в то время, когда почти все строившиеся промышленные объекты были заморожены! Нередко во время урока — мы занимались в директорском кабинете — вдруг раздавался звонок, и Гнесина, остановив жестом мою игру, брала трубку, чтобы разговаривать с тем или иным министром» [5, с. 57].

С сентября 1944 года начали учиться студенты первого приема Института — 82 человека на четырех факультетах. Первый преподавательский состав нового вуза — это почти весь цвет музыкальной Москвы!

И конечно же, среди первых студентов нового музыкального вуза были и бывшие фронтовики: это и выдающийся трубач Т. Докшицер, и альтист А. Шейдин, и контрабасисты Л. Раков и Л. Андреев, и композиторы Ю. Шишаков и А. Фаттахутдинов (Фаттах), и многие др. Многие педагогии сотрудники также пришли в Институт после фронта. В течение многих мирных лет они составляли славу Институту — Академии, достигли заслуженного признания, вносили неоценимый вклад в развитие Гнесинского Дома. Преподаватели, демобилизованные из действующей армии, принесли с собой с фронта, кроме умения не сдаваться в любой ситуации и стойкости к жизненным неурядицам, обширные знания, которые они стремились передать студентам. Эти качества они прививали молодым музыкантам, которые постигали у них не только учебные дисциплины, но зачастую и «науку жизни». Стойкость и оптимизм, как черты характера, привитые фронтовиками молодому вузу, помогали ему в годы становления, когда было столько тяжелых проблем и немало сомневающихся в целесообразности его создания.

Сильнейшие впечатления военного времени наложили отпечаток на дальнейшую творческую судьбу многих гнесинцев. В ходе концертной деятельности фронтовых бригад большинство не только приобрели редкий исполнительский опыт, но и завязали творческие связи, которые продолжались многие годы, тесно познакомились с новыми для себя музыкальными инструментами и специальностями. Так, например, именно во фронтовой бригаде композитор Н. Я. Чайкин благодаря знакомству с баянистом Н. И. Ризолем, узнал этот инструмент. В дальнейшем это сотрудничество привело к созданию первой в истории баяна сонаты для этого инструмента.

Независимо от того, где находились музыканты в войну — с оружием в руках на передовой, в составе фронтовых бригад или в эвакуации, — война оставила в их душе яркий след и имела несомненное влияние на дальнейшую деятельность. Особо яркое отражение оно получило в творчестве композиторов. По свидетельству А. Эшпая, например, у него нет ни одного произведения, в котором не были бы слышны отголоски минувшей войны.

В сентябре 1946 года новое здание открывает свои двери для учащихся. Оно стало первым зданием в центре Москвы, построенным после революции для высшего учебного заведения.

Одна из первых педагогов-основателей Института М. Э. Риттих, проработавшая всю войну на двух «боевых постах» — в Гнесинских учебных заведениях и в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину (будучи его директором в период немецкой оккупации и последующего восстановления) — писала: «Институт стал как бы символом жизнестойкости русской и советской культуры, возникавшей, как феникс из пепла, в опровержение известного афоризма „когда грохочут пушки, музы молчат“» [2, с. 48].

Гнесинцы - педагоги и учащиеся - во дворе строящегося здания на ул. Воровского (Поварской). Зима 1942 г.
К. В. Ознобищев среди участников фронтовой концертной бригады

¹ Гнесина Елена Фабиановна (1874–1967) — пианистка, выдающийся педагог и музыкально-общественный деятель. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Основатель и бессменный руководитель (с 1895 по 1967 г.) комплекса учебных заведений имени Гнесиных: Училища и Детской музыкальной школы-семилетки (с 1895 г.), Спецшколы-десятилетки (ныне МССМШ) и Института (ГМПИ, ныне Российской академии музыки). Директор ГМПИ имени Гнесиных со дня основания в 1944 г. до 1953 г. (одновременно, до 1958 — заведующая кафедрой специального фортепиано), с 1953 г. до конца жизни — художественный руководитель института.

² Первоначально, в июле 1941 г. в Елатьму выехала группа детей с педагогами училища Е. В. Давыдовой и М. С. Кушенской. В местном Доме культуры они открыли музыкальную школу, где все лето шли занятия не только для гнесинских, но и для местных детей.

³ Гнесина-Витачек Елизавета Фабиановна (1879–1953) — скрипачка, педагог, закончила Московскую консерваторию в 1901 г. по классу И. В. Гржимали и вошла в число преподавателей училища Е. и М. Гнесиных. Основав струнный отдел, возглавляла аналогичные отделы в училище и двух школах им. Гнесиных более 50 лет, со времени основания ГМПИ им. Гнесиных преподавала там класс скрипки. Вела, помимо класса скрипки, также сольфеджио, ансамбль и оркестр. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доцент.

⁴ Витачек Фабий Евгеньевич (1910–1983) — композитор, профессор. Сын Елизаветы Фабиановны Гнесиной-Витачек и скрипичного мастера Евгения Францевича Витачека. Ученик Р. М. Глиэра, Н. С. Жиляева, Н. Я. Мясковского. Окончил Училище им. Гнесиных и Московскую консерваторию. Преподавал в ГМПИ им. Гнесиных (инструментовка и чтение партитур) с 1944 г. до конца жизни.

⁵ Кудряшова Елизавета Тимофеевна (1902–1977) — пианистка-педагог школы-семилетки им. Гнесиных (1930–1963). Закончила техникум им. Гнесиных по классу О. Ф. Гнесиной в 1932 г. Е. Т. Кудряшова считалась приемной дочерью Ольги Фабиановны Александровой-Гнесиной и всю жизнь прожила в семье Гнесиных.

⁶ Ортенберг-Брук Анна Яковлевна (р. 1925) — музыковед-историк. Училась в Школе, Училище и Институте им. Гнесиных с 1933 по 1952 г. Редактор издательств «Музыка», «Советский композитор».

⁷ О концертах на фронте см. в разделе «Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны» (воспоминания М. П. Александровской [1, с. 55–56], К. М. Семенцова [1, с. 78–80] и О. В. Тюриковой [1, с. 82–84]) и раздел «Материалы и документы военных лет» [1, с. 87–158].

Список литературы:

1. Гнесинский Дом: Летопись военных лет. 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. посвящается : Сб. материалов / сост. В. В. Тропп, Е. Г. Артемова, И. Б. Баранников. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. 160 с.

2. История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных / Общ. ред. М. Э. Риттих. М., 1981. 221 с.

3. Ортенберг-Брук А. Я. Мои воспоминания // Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. М.: Практика, 2003.

4. Риттих М. Э. О наставнике и друге // Елена Фабиановна Гнесина. Воспоминания современников. 2-е изд. М.: Практика, 2003.

5. Хаймовский Г. В поисках острова Радости. Из записок музыканта. Нью-Йорк: Liberty Publishing House, 2001. 312 с.

Выражаем благодарность Мемориальному музею-квартире Ел. Ф. Гнесиной за предоставленные материалы