21-22 ноября 2025 года в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающее фортепианное обучение в контексте современного музыкального образования: традиции и перспективы», организованная по инициативе кафедры фортепиано. Мероприятие, приуроченное к 130-летию Дома Гнесиных, вызвало большой интерес со стороны преподавателей предмета фортепиано для учащихся разных специальностей всех звеньев системы музыкального образования. В ходе конференции, охватившей широкий круг участников из различных регионов России, был затронут целый ряд проблем, связанных с развитием методологии предмета на современном этапе, с претворением традиций русской фортепианной школы, с вопросами исполнительской интерпретации, репертуарным поиском, спецификой обучения иностранных учащихся, а также с эффективными формами работы в классе фортепиано, включая использование искусственного интеллекта. Конференция прошла в атмосфере живого обсуждения наиболее актуальных вопросов развивающего фортепианного обучения и завершилась ставшим уже традиционным концертом учащихся и студентов разных специальностей гнесинской системы музыкального образования.
Программа конференции:
Заседание вела кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепиано РАМ имени Гнесиных Якупова Ольга Александровна
21 ноября 2025 г.
Пятница
Якупова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Особенности методологии предмета фортепиано на современном этапе: осмысление прошлого и поиск новых подходов в обучении»
Говар Наталья Алексеевна, доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Создание исполнительской интерпретации в процессе воспитания музыканта»
Гарипова Нинель Федоровна, доктор искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств имени З. Г. Исмагилова: «О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных сочинений: из опыта доцента В. К. Ланге» (онлайн)
Клокова Светлана Алексеевна, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Педагогические принципы Б. Я. Землянского»
Странцова Лариса Юрьевна, преподаватель Детской школы искусств «Вдохновение», г. Москва: «“Занимательная полифония”: о работе с учениками на начальном этапе фортепианного обучения»
Резник Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Личность Альфреда Рейзенауэра в контексте взаимодействия русской и западноевропейской фортепианных школ»
Мухина Наталия Владимировна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Развитие навыков звукоизвлечения в классе фортепиано для студентов разных специальностей»
Торбеева Ксения Вячеславовна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Методы развития художественного мышления студентов в классе общего фортепиано»
Рождественская Зинаида Владимировна, профессор, заведующий кафедрой фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова: «Перспективы взаимодействия педагогической практики и предмета фортепиано для студентов разных специальностей в музыкальном вузе»
Маркин Александр Игоревич, старший преподаватель Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова: «Методические заметки к проблеме развития техники чтения с листа» (онлайн)
Эндеберя Елена Викторовна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Сценическое волнение и способы его преодоления»
Гатауллина Нелли Ахметовна, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Развитие исполнительского потенциала китайских студентов в опоре на национальные музыкальные ценности и этнокультурные традиции китайского искусства»
Миннегалиева Марина Геннадьевна, доцент ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки: «Возможности искусственного интеллекта в организации самостоятельной работы студентов в классе фортепиано» (видеозапись)
Румянцева Ольга Валериевна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Актуальные проблемы фортепианного обучения студентов разных специальностей в среднем звене музыкального образования»
Гапоненко Татьяна Николаевна, заслуженный артист РФ, профессор Академии хорового искусства имени В. С. Попова, г. Москва: «Развивающие стимулы педагогического процесса курса фортепиано в парадигме эмоционально-ассоциативных включений»
22 ноября 2025 г.
Суббота
Дубинина Елена Борисовна, преподаватель Знаменской школы искусств при АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери “Знамение” в Ховрине», г. Москва: «Просветительская деятельность как важный стимул развития юного музыканта»
Монастыршина Юлия Александровна, доктор искусствоведения, профессор кафедры дополнительного образования Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, г. Москва: «Значение системного подхода в творческом процессе. Системный подход и теория решений изобретательских задач» (онлайн)
Куинджи Марьяна Юрьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Работа над фортепианной техникой со студентами разных специальностей»
Берлизова Екатерина Семёновна, профессор и Воробьёва Елена Вячеславовна, профессор ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова», г. Москва: «Роль преподавателя в решении современных проблем фортепианного обучения студентов разных специальностей в среднем звене»
Никольская Инна Александровна, преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва: «Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов»
Глазунова Елена Александровна, заведующий отделом фортепиано ГБУДО «Московская городская детская музыкальная школа имени И. О. Дунаевского»; доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «К вопросу расширения учебно-педагогического репертуара: А. Хачатурян. Семь речитативов и фуг для фортепиано»
Волобуев Никита Юрьевич, старший преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки и ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусства», г. Новосибирск: «“Пять сонат в старинном стиле” для фортепиано Б. А. Печерского: методический аспект» (онлайн)
Бухтояров Андрей Алексеевич, заслуженный артист РФ, профессор ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова», г. Москва: «“Детская музыка” В. Сильвестрова в свете традиций фортепианных циклов для детей» (онлайн)
Меркушина Светлана Васильевна, преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва: «Первый фортепианный концерт Александра Мосолова: концепция жанра» (онлайн)
Соболева Анастасия Евгеньевна, преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, г. Новосибирск: «Особенности влияния китайского языка и поэзии на ощущение исполнительского метроритма» (онлайн)
Кудашева Надежда Игоревна, преподаватель ДМШ при Академическом музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, обладатель почетного звания «Doctor of Musical Arts» г. Москва: «Музыка австралийских композиторов в фортепианном репертуаре для учащихся разных специальностей»
Пак Анна Григорьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «Музыка ХХI века в репертуаре курса фортепиано»
Тихомиров Иван Анатольевич, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва: «К 100-летию профессора Е. Я. Либермана. Творческий облик музыканта».