За год Российская академия музыки имени Гнесиных продвинулась сразу в нескольких стратегических проектах — от разработки библиотеки виртуальных инструментов и их программирования до сетевых проектов, подготовки уникальных для отрасли специалистов и расширения партнерств. Об этом рассказал ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский на комиссии программы «Приоритет-2030» по оценке университетов творческой направленности. Заседание возглавляла Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
Основные достижения Академии по ключевым направлениям в рамках программы «Приоритет-2030»:
В 2024 году РАМ имени Гнесиных начала работу над проектом «Музыкальный суверенитет», в рамках которого создается первая в России виртуальная библиотека народных инструментов — национальная библиотека звуков. В 2025 году оцифровано более 20 000 уникальных звуков рожков, окарин, ударно-шумовых инструментов, гуслей и др. В планах оцифровка еще более 40 национальных инструментов народов России. Проект позволит сохранить и сделать доступными для музыкантов, исследователей и студентов уникальные тембры народных инструментов, до сих пор недоступные в цифровом виде.
Перед записью команда тщательно изучила каждый инструмент: его строение, диапазон, характерные приемы игры и традиционные наигрыши. Для виртуальных инструментов разработали подробные спецификации: до семи способов извлечения звука, четыре уровня громкости и несколько дублей одной ноты. Такой подход помогает создать живое, естественное звучание при игре через МIDI-клавиатуру.
Запись сэмплов проходила в концертном зале академии с использованием профессиональных микрофонов и схем размещения. Более 30 сессий по четыре часа каждая — свыше 120 часов студийного времени. После записи звуки прошли монтаж, очистку и систематизацию, чтобы каждый сэмпл был идеально чистым и готовым к использованию в образовательных и творческих проектах.
Все сэмплы интегрируются в семплер Native Instruments Kontakt. Настроены скрипты, контроллеры и интерфейсы, чтобы артикуляции, динамика и повторные ноты звучали естественно. Виртуальные инструменты уже готовы к применению в учебных занятиях по композиции, аранжировке и фольклору, а также в творческих проектах композиторов и исполнителей в рамках креативных индустрий.
В 2025 году Академия подписала шесть соглашений о сотрудничестве с российскими и международными организациями — Россотрудничеством, филармониями, музеями, министерствами культуры. В рамках партнерств проводились фестивали, мастер-классы, образовательные модули, совместные публикации и обмен опытом. Так, команда педагогов Центра развития творческих компетенций РАМ имени Гнесиных провела цикл практико-ориентированных мастер-классов в творческом треке программы «Код образовательных программ» МШУ «Сколково». Участники (руководители образовательных программ и подразделений, методисты, педдизайнеры) в формате погружения осваивали методы работы с наследием: проживали культурные практики русской традиции (песня, обряд, символы), разбирали архетипический каркас и переводили опыт в образовательные форматы. Помимо этого, Центр развития творческих компетенций РАМ имени Гнесиных провел выездной модуль программы «Россия. Страна. Возможности» в Центре созидания «Маяк» (г. Бердянск Запорожской обл.) Федерального агентства по делам молодежи, где был представлен авторский трек по творческому мышлению и работе с наследием.
В 2025 году было подписано соглашение о расширении консорциума российских консерваторий в рамках проекта «Научная карта России (карта музыкальной науки России)»: к имеющимся партнерам РАМ имени Гнесиных — Казанской, Нижегородской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Ростовской и Саратовской консерваториям присоединились Астраханская и Уральская консерватории.
В 2025 году РАМ имени Гнесиных стала единственным творческим вузом — экспертным партнером ООО «НЭБ» в части формирования ядра РИНЦ.
В 2025 году на базе РАМ имени Гнесиных начал работу Научно-творческий центр по изучению российско-китайских музыкальных связей, что было ознаменовано подписанием соглашений с Китайской консерваторией музыки, Китайской Центральной консерваторией и Шанхайской консерваторией музыки о создании перекрестных исследовательских русско-китайских центров музыкальной культуры.
Одним из первых проектов Центра стал концерт сводного Российско-китайского молодежного симфонического оркестра, посвященный 80-летию Победы, 76-летию образования Китайской Народной Республики и установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, который прошел 25 сентября 2025 г. в Колонном зале Дома Союзов.
В 2025 году в Гнесинке открыт первый в России кабинет по изготовлению тростей для фагота и гобоя. Созданный класс позволит значительно повысить интерес абитуриентов по таким редким специальностям как фагот и гобой к обучению именно в РАМ имени Гнесиных, так как в случае поступления они получат прекрасную возможность наряду с совершенствованием исполнительского мастерства приобрести уникальный опыт изготовления тростей.
Летом 2025 года состоялся первый выпуск магистерской программы «Медиакомпозиция» — молодые композиторы успешно сдали выпускной экзамен на базе тонстудии «Мосфильм».
В Гнесинке реализуется программа «Проектный менеджмент в сфере музыкального искусства с использованием цифровых инструментов». Второй выпуск 2025 года — 15 человек (выдано 12 дипломов), третий набор — 41 человек (в четыре раза больше планового показателя). Все выпускники успешно защитили проекты перед экспертной комиссией и получили дополнительную квалификацию «Менеджер по информационным технологиям в сфере музыкального искусства».
Свои отчеты о реализации программы развития также представили Российский институт театрального искусства – ГИТИС, Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова, Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Казанский государственный институт культуры.
«Сегодня главными задачами для наших вузов являются мировое лидерство в творческом образовании, создание Творцов, Мастеров, Художников с большой буквы, и, конечно, влияние на творческие индустрии и само общество, продвижение нашей культуры, искусства и языка как на территории нашей страны, так и на международной арене. Культура – мягкая сила, она не имеет границ. Конечно, для того, чтобы это делать, нужно быть лидером, а значит нужно меняться не просто со временем, а на опережение», – сказала Ольга Любимова.
Итоги работы комиссии подведут на заседании Совета по поддержке программы развития «Приоритет-2030».