Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
RU
Вход в ЭИОС

Ханс-Йоахим Фрай: «Все известные артисты — отличные продюсеры и менеджеры, и в этом секрет их успеха»

10 октября 2025

Менеджер, европейский оперный режиссер, главный учредитель фонда «Мост искусств» Ханс-Йоахим Фрай провел лекцию «Международная карьера музыканта: как добиться успеха?» и практикум «Как работать с певцами и аудиторией?»  гнесинцев.

С господином Фраем пообщались старший преподаватель кафедры музыкальной журналистики РАМ имени Гнесиных Татьяна Сапегина и выпускница Полина Маркина. В интервью выдающийся деятель культуры поделился своими мыслями о Гнесинке, дал несколько советов о том, как построить успешную карьеру музыканта, а также рассказал о главных задачах продюсирования.

— Расскажите, пожалуйста, про ваше сотрудничество с Российской академией музыки имени Гнесиных. Сейчас вы даете мастер-классы и читаете лекции. Какие перспективы вы видите в этом взаимодействии?

— Российская академия музыки имени Гнесиных — одно из лучших высших музыкальных учебных заведений России, и я с восхищением слежу за тем, как она развивается в последние годы. Вы всегда ищете новые пути, внедряете инновационные технологии, ректор академии, Александр Сергеевич Рыжинский, активно путешествует, выступает на конференциях, у него фантастической хор, он эксперт в современной музыке. Всё это мне очень близко: я всегда стараюсь найти что-то уникальное в академической музыкальной среде, придумать, как интегрировать в нее ту или иную новацию… Поэтому для меня очевидно, что любое взаимодействие с академией будет прекрасным и перспективным.

Я побывал на множестве разных позиций и этот опыт я, безусловно, хотел бы передать дальше. Я люблю общаться со студентами, делиться знаниями, и Гнесинка для этого — идеальная платформа.

— Будут ли какие-то проекты с академией, кроме лекций?

— Я всегда открыт. У нас уже был фантастический совместный проект — февральские спектакли «Фиделио» на Зимнем международном фестивале искусств в Сочи под руководством Юрия Башмета, где участвовал «Altro coro». Поэтому да, я думаю, мы могли бы сделать много проектов вместе — в том числе, оперных и концертных мероприятий. Это большое удовольствие!

— На лекциях и мастер-классах, которые идут сейчас в академии, вы рассказываете о карьере музыканта. Что бы вы посоветовали музыкантам из России, как им найти свое место?

— Всем необходимо иметь свой дом, идентичность, традиции. У музыкантов из России, конечно, одна из самых больших и богатых традиций, и они должны делать всё, чтобы добиться успеха здесь, в этой стране. Однако нельзя забывать, что музыка — международный язык, и вы можете нести свою традицию за рубеж. Вы должны ездить на международные конкурсы, путешествовать в другие страны, встречаться с артистами и обмениваться с ними опытом. Это всё поможет вам пройти свой путь, создав собственное уникальное сочетание.

Вообще, меня очень удивляют российские студенты, они очень открытые, восприимчивые, непредубежденные. У них интернациональное мышление, без границ.

— Чем отличаются студенты в России от студентов в Германии, например?

— Когда я прихожу на урок вокала здесь, в России, и в классе десять студентов, девять из них — из России, а один из другой страны. В Германии же будет один, максимум два, студента из Германии. Это другой подход, и немцы теряют таким образом часть своей идентичности, часть культурных традиций.

На протяжении шести лет я преподавал в Корее. Это было очень интересно. Там отличное образование, студенты работают очень усердно, при этом у них есть свои проблемы — азиатская культура не позволяет ярко себя проявлять, они должны выражать меньше эмоций, многие из них закрытые, стеснительные. Там такие особенности, в России — другие. Однако у России есть большое преимущество — людям нравится русская культура. И всю эту музыку, все эти оперы вы можете слушать и исполнять на своем родном языке. Шостакович, Чайковский, Глинка, Мусоргский, Прокофьев — все ваши! Когда на прослушивании русские певцы поют итальянские арии, я говорю: «Да, хорошо, спасибо», — а в конце прошу спеть что-то из русской оперы — и в них просыпается другая личность, проявляется их русская индивидуальность.

— Во многих странах постсоветского пространства люди зачастую не понимают, чем занимается продюсер. Может, не в Москве, но в регионах зачастую так бывает. Как бы вы объяснили основную задачу продюсера?

— Главная задача продюсера — довести любой проект от идеи до результата. Это подразумевает много задач: заключение контрактов, маркетинг, поиск финансирования, распределение бюджета, организация самого события. Продюсирование — тяжелая, но интересная работа.

— Должен ли каждый музыкант быть продюсером для себя?

— Да. По крайней мере, стараться. Сейчас уже нельзя говорить: «Я артист, и я ничего больше не умею». У меня есть теория, что все известные артисты — отличные продюсеры и менеджеры. В этом секрет их успеха. Да, у Пикассо были прекрасные картины, но вместе с тем он был великолепным продюсером для самого себя.

— Как вы думаете, в России не хватает музыкальных продюсеров? Кто ими может стать?

— Менеджмент культуры и продюсирование — это то, чему нужно учить музыкантов. Это может быть дополнительной специализацией. Хороший менеджер в сфере академической музыки — это очень часто бывший исполнитель, профессиональный музыкант.

— Ваш опыт, ваша карьерная траектория — от певца, режиссера музыкального театра до продюсера и менеджера культуры — влияет на то, что вы делаете сейчас?

— Влияет очень сильно. Всё вместе складывается как единое целое. До сих пор я получаю большую пользу от своей базы, от того, чему учился на начальном этапе. Без этого всего, я не мог бы работать.

— Какова ваша идентичность?

— Понятие «международный арт-директор» лучше всего объединяет всё, чем я занимаюсь. Потому что искусство очень многогранно, и режиссер может заниматься постановкой, а может организацией, например.

— Когда вы говорите о своих проектах, то используете яркие метафоры: «Культурный Давос» — говоря о Дрезденской опере, «Зальцбург на Черном море» — про Сириус. Как рождаются такие идеи? Как вы к ним приходите?

— Я всегда смотрю на место: что в нем особенного, что здесь создается и как это объединяет людей. Потом сравниваю с другими брендами и думаю, что можно развить уникального и полезного. Я всегда говорю, что международный культурный форум должен быть как Давос. Когда я пришел в Сириус, я сказал с самого начала, что это место похоже на Зальцбург: в Зальцбурге есть горы и озера, а там — горы и Черное море. Такие сравнения очень удобны, когда нужно объяснить людям суть проекта простыми словами.

— Когда вы начинаете проект, есть ли в вашем сознании некий образ, мечта, идея? Или, может быть, конкретный план, порядок?

— Сначала появляется идея — я всегда вижу конечный результат. А потом строю путь к этой точке.

— В новостях появилось сообщение, что вы покидаете пост художественного руководителя фонда «Талант и успех». Вы были в «Сириусе» с самого начала проекта. Чего вам удалось достичь, что, может быть, вы хотели бы поменять?

— Я проработал в «Сириусе» восемь с половиной лет. Я должен был с нуля развить культурную жизнь, создать команду, которая сможет организовывать концерты, заключать контракты, заниматься маркетингом, привлекать артистов со всего мира, и мы справлялись со всем этим, даже когда в последние годы стало сложно приглашать артистов из-за рубежа. В то же время вместе с командой я курировал строительство нового концертного комплекса: начиная с того, как он должен выглядеть, заканчивая акустикой. С его открытием моя основная работа как художественного руководителя фонда «Талант и успех» была завершена. Я буду продолжать заниматься стратегическим развитием «Сириуса», но пока не знаю, в каком качестве.

— Вы остаетесь в России?

— Да. У меня есть международные предложения, но я живу в России вместе с семьей, и мое сердце тоже в России.

Совсем скоро новые встречи с господином Фраем:

  • 27.10 (понедельник), 12:00, Конференц-зал РАМ имени Гнесиных — лекция «Карьера и маркетинг»
  • 28.10 (вторник), 12:00, Малый зал РАМ имени Гнесиных — мастер-класс «Подготовка певца к прослушиванию»

Вход для преподавателей и студентов РАМ имени Гнесиных.

Фото: Анна Бобрик