Первое в XXI веке исполнение неопубликованной версии кантаты С. И. Танеева «Иоанн Дамаскин» с партией органа состоялось на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Концерт стал частью масштабного научно-творческого проекта, заявленного фондом Российской академии музыки имени Гнесиных «Учительство в судьбе России. Великие педагоги и великие ученики: Чайковский – Танеев – Рахманинов – Гнесина», и проводился при поддержке программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» совместно с Государственным институтом искусствознания. Соорганизатор – Государственный мемориальный музей-заповедник П. И. Чайковского. Научный руководитель проекта – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки, проректор по научной работе РАМ имени Гнесиных Татьяна Науменко.
Нотные материалы для исполнения кантаты «Иоанн Дамаскин» были подготовлены Государственным институтом искусствознания в рамках работы над академическим изданием кантаты. Научный руководитель проекта ГИИ «Исследование и подготовка академического издания кантаты «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева» – доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГИИ Галима Лукина.
Гостей приветствовал художественный руководитель проекта, лауреат премии Правительства РФ, доктор искусствоведения, профессор, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский.
«Сегодняшний концерт – это, действительно, историческое событие, которое выросло из чуда. В прошлом году замечательный исследователь, музыковед Надежда Ивановна Тетерина пришла в Академию и сообщила о фантастической находке, о фактическом обретении партитуры второй органной редакции кантаты Сергея Ивановича Танеева "Иоанн Дамаскин". Наверное, для каждого из нас "Иоанн Дамаскин" – это одна из главных партитур в музыкальной жизни. И, конечно, когда происходит такое чудо, ты понимаешь, что это шанс услышать ту музыку, которая звучала на самом деле всего один раз. Это было 115 лет назад», – поделился Александр Сергеевич.
Первое и единственное до наших дней исполнение версии кантаты Танеева с органом состоялось 27 ноября 1910 года в Большом зале МГК имени П. И. Чайковского. В программе того концерта соединились три имени, учителя и двух его учеников: исполнялись Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова (за роялем – автор) и Третья симфония Александр Скрябина. Об этом рассказала гостям главный консультант проекта, кандидат искусствоведения, заведующая сектором Академических музыкальных изданий ГИИ Надежда Тетерина.
Исследовательница также поделилась подробностями о подготовке концерта в 2025 году: «Между собой мы всё время говорили, что это будет мировая премьера. И, действительно, для нашего поколения музыкантов и слушателей, это так и есть, потому что 115 лет никто не живет. Если быть совершенно точным и не отступать от истины, я бы это назвала вторым рождением или, может быть, чуть скромнее – возобновлением органной версии кантаты».
На сцену вышли студенческие коллективы: Академический хор Российской академии музыки имени Гнесиных (художественный руководитель – Денис Морозов), Академический хор Музыкального училища имени Гнесиных (художественный руководитель – Оксана Глазева) и Симфонический оркестр Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (художественный руководитель – Алексей Кубышкин). Партию органа исполнил заслуженный артист РФ, профессор Александр Фисейский. Дирижер – профессор, ректор Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова Алексей Кубышкин.
В программу вечера также вошел редко исполняемый юношеский Концерт для фортепиано с оркестром Es-dur Сергея Танеева, солистом в котором выступил лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Станислав Корчагин.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» как часть федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».
Фото: Петр Колчин