Более 200 музыкантов и около 2500 слушателей приняли участие в «Филармонических концертах на родине М. П. Мусоргского». Такое количество увлеченных музыкой людей, которые помимо города Великие Луки выступили и побывали в Музее-усадьбе М. П. Мусоргского в деревне Наумово, свидетельствует о выполнении задачи проекта — познакомить с родным краем композитора как можно больше музыкантов, среди которых — студенты профильных вузов, училищ, школ, чтобы они в будущем возвращались сюда с концертами, со своими учениками и музыкальными коллективами, а также, чтобы увлеченные музыкой слушатели участвовали в обустройстве родного края композитора и единственного в мире Музея М. П. Мусоргского. Примеры такого отношения известны в Карево-Наумово, о них рассказывают сотрудники Музея и показывают, например, восстановленную Одигитриевскую часовню близ усадьбы великого русского композитора, который и сам «жил в будущем» и душой болел за Отечество.
13 и 14 ноября 2025 года в Псковской области прошел третий заключительный этап проекта, получившего поддержку Гранта Президента Российской Федерации для творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, «Филармонические концерты на родине М. П. Мусоргского». Ноябрьская серия, как и предыдущие, включала три концерта в г. Великие Луки и столько же мероприятий в Музее-усадьбе М. П. Мусоргского в д. Наумово Куньинского района Псковской области. Основная идея при составлении концертных программ заключительной серии проекта заключалась во внимании к творчеству отечественных композиторов последнего полувека. Современное прозвучало в диалоге с музыкой М. П. Мусоргского. Главное заключалось в том, чтобы обнаружить общую духовную и нравственную задачу творчества, музыкального искусства в разные времена.
13 ноября концерты состоялись в г. Великие Луки. На утреннем выступлении в Концертном зале МАО «Инженерно-экономический лицей» г. Великие Луки для самых маленьких слушателей студенты РАМ имени Гнесиных, лауреаты всероссийских и международных конкурсов — Арина Дьянова (народный голос), Татьяна Михалева (фортепиано), Ярославна Егорычева (флейта) — исполнили «Весеннюю сказку» А. Луцкого. Солистка и инициатор исполнения Арина Дьянова пела и «сказывала» в своей удивительной доверительной манере, тембр голоса этой юной исполнительницы, как и ее талант артиста и интерпретатора-песенницы, прямо скажем, организует художественное пространство. Помощником в создании атмосферы концерта выступила учащаяся Севастопольской музыкальной школы № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова Алиса Кулешова, она вдохновенно исполнила несколько «Поэтических картинок» Э. Грига.
Музыка А. Луцкого для детского восприятия не совсем проста. Успокаивающе действовало мелодическое начало. Вместе с тем, в соединении голосов проявлялся будоражащий слух, так называемый, «мимонотный стиль» (термин С. Павловой) — характерный для академической музыки XX века. Складывалось ощущение, что исполнители иногда «не попадают в ноты», то есть играют фальшиво. На самом деле исполнение строго соответствовало тексту. Чтобы подготовить дошколят к такому звучанию, мы вспомнили саму историю о Снегурочке — и радостную, и печальную, чтобы объяснить такие явления в музыке, как сочетание напевной мелодии с тревожащим звучанием всех голосов вместе.
Программа дневного концерта «Она нездешних нив жилица» опиралась на сочинения заслуженного деятеля искусств России, члена Союза композиторов СССР Е. Дербенко. По просьбе автора проекта его выпускники, а ныне студенты РАМ имени Гнесиных класса старшего преподавателя П. В. Уханова чемпионы России по гармони Владимир Лёвин и Илья Заборских построили программу с акцентом на серьезную, по словам И. Заборских, философскую составляющую репертуара для гармони. Это было направлено на объяснение причин, по которым музыкальное искусство является притягательным и необходимым в нашей жизни. В интерактивном вступлении к концерту ведущая и автор проекта обсудила с учащимися великолукских техникумов, именно такая собралась аудитория, стихотворение М. Лермонтова «Ангел». Сюжет его, об этом задумывались русские композиторы, как раз и свидетельствует о значимости музыки в жизни человека.
Концерт гармонистов предсказуемо вызвал большой интерес. Еще до его начала стало понятно, что великолепный в эстетическом и техническом плане зал Филармонии ДМШ «Центр», который можно назвать «первой любовью» гнесинцев в г. Великие Луки, не может вместить всех желающих. Надо сказать, что серьезная часть программы озадачила некоторых слушателей, предполагавших, видимо, исключительно увеселительную роль гармони. Озадачила, но не оставила равнодушными. Инструмент шествовал по историческим эпохам, периодически заглядывая в сегодняшний день вниманием к таким сочинениям, как Сюита в 4-х частях Д. Митина, Фантазия на тему Курской области «Тимоня» Д. Шилова. Народную «ноту» программы поддержал ансамбль «Гармонисты Великих Лук» под управлением Елены Баженовой, преподавателя ДМШ № 1 имени М. П. Мусоргского.
На вечернем концерте «К новым берегам!» в Зале Музыкальной школы № 1 имени М. П. Мусоргского выступил Оркестр баянов и аккордеонов «Гнесин-гармоника», художественный руководитель — лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования Руслан Канеев, и солисты — педагоги, доценты, профессора Российской академии музыки и Училища имени Гнесиных. Диапазон имен композиторов XX-XXI веков, музыка которых прозвучала, очень широк. Обобщающим было предложение ведущей послушать современную музыку в связи с известным призывом М. П. Мусоргского «К новым берегам!». Достигнуты ли они спустя почти 150 лет со времени рождения бессмертного призыва? И что вообще такое — «новые берега искусства»?
Вдохновение для поиска «обетованной земли искусства» композитор черпал в народных характерах: «чую, в которую сторону толкать надо, и везу, тяну свой гуж...». О них в программе концерта свидетельствовали почти все номера, начиная от произведения В. Малярова «В латиноамериканских ритмах» и заканчивая «Лезгинкой» из балета А. Хачатуряна «Гаяне», которую дирижер Р. Канеев посвятил великолукским женским Народным коллективам, выступавшим на сцене в этот вечер: Вокальному ансамблю «Традиция», художественный руководитель — обладатель почетного звания «Душа земли Псковской» Елена Савченко, и Фольклорному ансамблю «Заряница» ДМШ № 1 имени М. П. Мусоргского, художественный руководитель — заслуженный работник культуры Псковской области Маргарита Амирханян. В песнях народные характеры представили руководитель отделения Музыкального училища имени Гнесиных Екатерина Погребная, ученик ее класса Егор Смолин и студент РГСИ Климентий Савостьянов, исполнивший концертные вариации Веры Городовской на тему народной песни «Калинка».
Жизнь народа — «неистощимая руда для хватки всего настоящего, — только ковырни — напляшешься, если истинный художник...» — в результате привела композитора к обобщению о «человеке и человечестве», то есть не столько к выписыванию отличных черт (хотя и это важно!), сколько к опоре на единые законы духовной жизни, которые можно выразить словами самого Модеста Петровича: «Я человек, и мне доступны все человеческие гадости, как и некоторые хорошие стороны человеческие, — пишет композитор, — только дай волю страстям, как говорится. Не давал в этом отношении и не дам, пока сил хватит!» О таком глубоком «обетованно новом» содержании музыки заставили задуматься такие номера концертной программы, как вторая часть Баллады К. Шаханова с соло на гуслях звончатых Марии Астаховой, «Адажио» и «Когда начинается завтра» Натальи Хондо в исполнении автора и оркестра, контрастные фрагменты «Джазовой сюиты» А. Цфасмана и Семи еврейских песен для скрипки, тубы и камерного оркестра М. Броннера в великолепном переложении для солирующего аккордеона профессора РАМ имени Гнесиных Марии Власовой, которую публика долго не отпускала со сцены.
Откровением концерта, при том, что он сложился в единое целое благодаря блестящим выступлениям каждого артиста и великолепному звучанию каждого произведения, явилось исполнение оркестром баянов и аккордеонов музыки М. П. Мусоргского в начале и финале. Оркестр под управлением Руслана Канеева играл в таком диапазоне тембров, что, закрыв глаза, невозможно было определить, какой инструментальный состав сейчас на сцене. Весь концерт оркестр словно прокладывал путь от произведения «В деревне», которым открылась программа, к «Богатырским воротам», в которые исполнением atacca упирается в оригинальном звучании «Картинок с выставки» «Баба Яга» (и так было на концерте), упирается и останавливается, потому что: «...только дай волю страстям, как говорится. Не давал в этом отношении и не дам, пока сил хватит!»
14 ноября с благодарностью за состоявшийся праздник «великой музыки для великолучан» (так назвали гнесинские концерты авторы статей о филармоническом проекте) участники третьей серии мероприятий прошли Крестным ходом от Одигитриевской часовни д. Наумово до Музея-усадьбы М. П. Мусоргского. В этот раз пели не гнесинцы, а ученики Воскресной школы «Ковчег» при Великолукской епархии и солисты ансамбля «Заряница» под управлением М. Амирханян.
Для концерта в Музее-усадьбе М. П. Мусоргского были приглашены музыканты из Севастополя — педагоги и ученица ДМШ № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова. По задумке автора проекта, концертная программа была направлена «Навстречу 150-летнему юбилею концертов М. П. Мусоргского в Крыму (1879)». Основание первой в Севастополе музыкальной школы, по некоторым историческим сведениям, связана с впечатлениями от концертов М. П. Мусоргского. Надеемся, что музыкальные встречи продолжатся по маршруту путешествия М. П. Мусоргского на благодатных берегах Тавриды, видевших и слышавших вдохновенное музицирование композитора.
В усадебном концерте была сохранена жанровая направленность гастрольных выступлений Модеста Петровича — звучание голоса и фортепиано. В этой части программы блистали Надежда Ионова (сопрано) и Татьяна Дубина (фортепиано), как некогда в Севастополе, Ялте, Гурзуфе — Дарья Леонова (сопрано) и Модест Мусоргский (фортепиано). Пели произведения М. Мусоргского и М. Балакирева, Р. Глиера и С. Рахманинова, Н. Мясковского и В. Азарашвили. С чувством и умением «петь» на рояле исполнила «Мимолетности» С. Прокофьева Алиса Кулешова, ученица той же школы, класс Жанны Черкашиной. Выступление подхватили гнесинские солисты — чемпион России по аккордеону Василий Добрин (аккордеон), класс заслуженного работника Московской области А. Сысоева, и Иван Андриашин (баян), класс заслуженного деятеля искусств России Сергея Мещерякова. Они сыграли «Донскую рапсодию» В. Семенова, а В. Добрин солировал на аккордеоне с «Осенней песнью» из «Времен года» П. Чайковского.
Песнями Псковщины приветствовали слушателей ансамбли под управлением заслуженного работника культуры Псковской области М. Амирханян. Так на Филармонических концертах в связи с именем М. П. Мусоргского встретились Таврида, Жижица и Москва, пробудившая в свое время в композиторе — воспитаннике своего времени, — как он сам запишет, «любовь ко всему русскому». О «вызревании» авторского стиля М. П. Мусоргского в связи с юношеским увлечением романтической поэзией рассказала профессор Воронежского государственного института искусств, член Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения Ольга Скрынникова. Лекция Ольги Анатольевны опиралась на внимание композитора к внутренней жизни человека, как она показана в его творчестве разного времени, но неизменно с признаками романтического мышления и звучания, с течением времени, вбиравшего в себя все новые и новые смыслы и краски.
Отметим, что все три лекции просветительского проекта «Филармонические концерты», прочитанные сначала доцентом РАМ имени Гнесиных С. Павловой «Творческий подвиг композитора», затем доцентом СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова, научным сотрудником ГИИ группы подготовки к изданию Полного собрания сочинений М. Мусоргского В. Горячих «Модест Мусоргский: личность и время», О. Скрынниковой «Мусорсгкий и романтизм», сложились во внимании к духовным истокам творчества композитора, обнаружить их перед слушателем — в этом и состояла, как принято говорить в области драматургии, сверхзадача просветительского проекта РАМ имени Гнесиных.
Светлана Павлова