RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Рякина Ольга Руфовна

Заведующая кафедрой языковой коммуникации

Рякина Ольга Руфовна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Русский язык как иностранный, Профессиональное общение на иностранном языке, Организация научного текста, Музыкально-педагогические системы
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.05 Дирижирование, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады, 53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Русский язык и литература, Военная педагогика и военная психология
Квалификация
Филолог
Ученая степень
доктор педагогических наук, кандидат филологических наук
Ученое звание
профессор
Стаж работы
Общий стаж работы
44 года
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
31 год

Биография

Закончила философский факультет Тартуского университета по специальности филолог-русист и Тартуское музыкальное училище по классу фортепиано. В 1998 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 10.02.01 — русский язык на тему «Структурно-семантическая и функциональная специфика военной авиационной инженерной терминологии»; в 2007 году защитила докторскую диссертацию по специальности 20.02.02 — военная педагогика и военная психология на тему «Интенсификация обучения иностранных военнослужащих специальной военной речи в авиационных вузах ВС РФ». Ученое звание доцента по кафедре русского языка присвоено в 2012 году, ученое звание профессора по специальности «Теория и методика профессионального образования» присвоено в 2016 году.

В 1991—2010 гг. преподавала лингвистические дисциплины на кафедре русского языка в ВВИА им. профессора Н. Е. Жуковского.

С 2011 года работает на кафедре языковой коммуникации в РАМ имени Гнесиных. Преподает дисциплины лингвистического и педагогического циклов.

Автор более 100 научных работ, в том числе 2 монографий, учебников, учебно-методических комплексов, учебных пособий и научных статей по вопросам формирования профессиональной коммуникативной компетенции иностранных студентов:

  • учебники по профессионально ориентированному русскому языку для иностранных студентов «Крылья» (2011), «Увертюра» (2012, 2014);
  • учебно-методические пособия:
  • Русский язык как иностранный. Готовимся к профессиональному речевому общению. Дорога в космос. — М., 2011;
  • Из воспоминаний Юрия Гагарина. — СПб., 2011 (грант издательства Златоуст);
  • Русский язык как иностранный. Готовимся к профессиональному речевому общению. Им покоряется небо. — М., 2011;
  • Читаем мировую классику. Пигмалион (по Д. Б. Шоу). (Учебное пособие по практической лексикологии). — М., 2015;
  • Готовимся к профессиональному общению. О русской музыке, Гнесиных, Гнесинке, гнесинцах. — М., 2015
  • Изучаем музыкальные термины. — М., 2015
  • научные статьи.

Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ — 7. Суммарное число цитирований из публикаций на elibrary.ru — 103.

Сфера профессиональных интересов: лингводидактика; методика формирования коммуникативной компетенции в сфере языка специальности; профессионально ориентированная межкультурная коммуникация, инновационные лингводидактические технологии обучения русскому как иностранному; функциональная грамматика, терминология.

Является научным руководителем аспирантов в области музыкально-педагогических исследований.

Входит в состав Рабочей группы по координации работ подготовительных отделений, факультетов федеральных государственных образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, обеспечивающие подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке при Минобрнауки России.

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»