RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Павлова Светлана Анатольевна

Доцент кафедры истории музыки

Павлова Светлана Анатольевна
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
История музыки (зарубежной, отечественной), Научно-исследовательская работа, Преддипломная практика
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.01 Музыкальное искусство эстрады 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.03.03 Вокальное искусство, 53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство, 53.04.02 Вокальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства, 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Музыковедение, Музыкальное искусство
Квалификация
Музыковед, преподаватель, исследователь, критик, редактор
Ученая степень
кандидат искусствоведения
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
17 лет
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
17 лет

Биография

Образование:
С. А. Павлова (Черкасова) с отличием окончила фортепианное и теоретическое отделения I-го Московского областного музыкального училища (ныне колледж) в г. Коломна. Училась по классу специального фортепиано у Елены Дмитриевны Латыш, выпускницы проф. РАМ им. Гнесиных, канд. иск. Лины Борисовны Булатовой.  Уроки Е. Дм. оставляют впечатление сопричастности большому искусству, «в котором есть все: честность, интеллект, душа, доброта, свет» (А.Цыбулева). Запомнилась работа над медленными частями сонат В. Моцарта и Й. Гайдна, вариациями Л. Бетховена, ноктюрнами Ф. Листа, ансамблями Ф. Шуберта, сонатами Н. Метнера, конечно, над полифонией И. Баха и мн. др. Под руководством Е. Дм. – первая победа на областном фортепианном конкурсе. Камерным ансамблем занималась в классе Юрия Николаевича Михеева. Ю. Н. предлагал увидеть общие черты между учеником, который здесь и сейчас работает в классе, и композитором – автором разучиваемого произведения, его возможными чувствами и мыслями. Такое сближение рождало в нас – студентах дерзновение. Выпускалась с гимном «Христос Воскрес!» С. Рахманинова (для удобства иллюстратора Ю.Н. переложил произведение в пяти-бемольную тональность) и «Большим секстетом» М. Глинки. Музыкальную литературу изучала в классе Заслуженного работника культуры России Наталии Михайловны Кочетковой. Соученица Ю. Н. Холопова по музыкальному училищу в Рязани, Н. М. окончила консерваторию в «прекрасном древнем Киеве». В Коломне занималась музыкальным просвещением, выступая в качестве преподавателя, организатора и ведущей концертных программ, музыкального критика и публициста. Творческая деятельность Н. М. – важная веха культурной жизни города, училища и многих ее воспитанников. Н. М. подарила возможность первой большой публикации в литературном журнале «Коломенский альманах».

В 1996 году С.А. Павлова поступила в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных и студенткой второго курса застала превращение Института в Академию. Превращение совершилось, в том числе, на основании разработанных на гнесинской кафедре «Современных проблем музыкального образования, науки и культуры» программ, заведующей кафедрой и в свое время организатором ее была Юлия Константиновна Евдокимова. Выдающийся ученый и педагог, яркая творческая личность, автор фундаментальных учебников и книг, составляющих основу вузовских курсов полифонии, – Ю. К. была ученым равновеликим во многих областях музыкознания. Она молитвенно осмыслила и проработала до уровня научных открытий насущные вопросы европейской и отечественной медиевистики, в том числе вопрос о генезисе многоголосного пения; о специфике перевода на нотолинейную нотацию путно-демественного многоголосия; о содержании гимнографии и др. Ю. К. Евдокимова обладала удивительной способностью формировать мировоззрение ученика и, вместе с тем, доверять его таланту. Всегда оставаясь ученым академической традиции, она умела вдохновить и, преодолевая рамки возможного, вывести научную деятельность на уровень творчества. Занятия в индивидуальном классе Ю.К. представлялись нам – ее ученикам обменом достижениями, на самом деле происходило бережное вскармливание «птенцов» из открытого педагогом научно-творческого источника. В индивидуальном классе Ю. К. Евдокимовой С. А. Черкасова (Павлова) выполнила дипломную работу, а затем – кандидатскую диссертацию «Теория и практика пения на подобен (на примере гимнографии святителю Николаю)». Материал исследования – духовное творчество в честь свт. Николая и основная проблема – пение на подобен были предложены Ю. К. Евдокимовой. Концепция исследования, по замечанию научного руководителя на защите диссертации, сформирована автором самостоятельно.

По рекомендации научного руководителя С. А. Черкасова (Павлова) принята на кафедру истории музыки при заведующей кафедрой Татьяне Юрьевне Масловской и ректоре РАМ им. Гнесиных Михаиле Николаевиче Саямове (2007). С. А. читает курсы лекций по учебным дисциплинам: история западноевропейской музыки (с 2007 г.), музыкальная критика (в 2013/2014 гг. в МУ им. Гнесиных), история отечественной музыки (с 2017 г. по поручению Т. Ю. Масловской). В 2020 году С. А. Павловой присвоено ученое звание доцента, опубликованы авторская хрестоматия «Духовная музыка западноевропейского Средневековья в рукописных источниках III-XIII веков» и учебно-методическое пособие «Пение на подобен в русской музыке XI-XVIII веков». С 2022 года С. А. начала публикацию материалов авторского курса лекций по истории русской оперы XIX века (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский) с апробацией материала на научных конференциях в ведущих музыкальных вузах РФ (РАМ им. Гнесиных, СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, МГК им. П. И. Чайковского, НГК им. М. И. Глинки и др.). С 2001 г. С. А. Павлова – участник международных конференций по вопросам музыкознания и эортологии. Как исследователь гимнографии свт. Николаю, участвовала в комплексных научных изданиях, посвященных памяти Святителя в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. Также, в 2001 году в журнале «Музыкальная академия» статьей С. А. «Слава на Руси святителя Николая: праздники и гимнография» открылась научная рубрика «Духовная культура Отечества», инициатором создания и куратором которой была проф., докт.иск. Ю. К. Евдокимова; в 2007 г. по благословению архим. Макария (Веретенникова) в журнале «Альфа и Омега» напечатана статья «Русские службы Рождеству свт. Николая с публикацией гимнографии праздника (рукописные тексты XVII-XVIII вв. опубликованы впервые); в 2020 г. в журнале «Пространство культуры» издан единственный нотированный тропарь на Рождество свт. Николая «Чудное и славное Рождество твое» (XVII в.) в переводе С. А. Павловой со знаменной на пятилинейную нотацию.

В 2009 году по просьбе соученика Ю.К. Евдокимовой по МГК им. П. И. Чайковского медиевиста, проф. Божидара Петровича Карастоянова С. А. выступила организатором его научно-практических семинаров по знаменному распеву и знаменной нотации в РАМ имени Гнесиных. Просветительская деятельность С. А. также связана с научной аннотацией и выступлением в качестве ведущей международных фестивалей Союза композиторов РФ к 80-летию М. С. Вайнберга, «Музыка друзей», «Московская осень» и др.; юбилейных концертов В. Н. Левко, А. А. Муравлева, А. Л. Ларина, Ю. Н. Семашко, международного симпозиума «Орган в XXI веке», фестивалей памяти А. А. Юрлова, С. З. Трубачева и «Звучащий мир Древней Руси» Научно-археографического совета РАМ им. Гнесиных; концертных программ НАОНИР им. Осипова в Московской государственной филармонии им. П. И. Чайковского. В 1997 году концертные аннотации С. А. привлекли внимание главного редактора журнала «Советская музыка» (ныне – «Музыкальная Академия») музыкального публициста, чл. Союза композиторов СССР Юрия Семеновича Корева, по его приглашению началось сотрудничество в качестве музыкального критика и исследователя с ведущим отечественным музыковедческим журналом, для которого было составлено интервью с председателем СК РФ Владиславом Игоревичем Казениным. Статьи С. А. вошли в сборник Музыкальной Академии «40-летнему юбилею Союза композиторов России посвящается». Как музыкальный критик выступала также в периодических изданиях: «Музыка и время», «Российская музыкальная газета», «Литературная газета» и др. Программы о музыке подготовлены С. А. на радио «Благо» (Коломна) и «Радонеж» (Москва). В 2023/2024 гг. к 150-летию Е. Ф. Гнесиной слушателям «Радио Радонеж» представлен авторский цикл передач С. А. Павловой «Евангелие в пятниках русской оперы: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский».

Свою деятельность С. А. рассматривает как продолжение школы, которую прошла под руководством своих родителей – музыкантов Анатолия Валентиновича и Ольги Владимировны Черкасовых, учителей и старших коллег – проф., докт. иск.: Ю. К. Евдокимовой (класс специальности, полифония), М. А. Енговатовой (фольклористика), Н. С. Гуляницкой (гармония, становление тональной системы), Ю. В. Васильева (история русской музыки, источниковедение, архивная практика), Т. Ю. Масловской (история русской музыки, серебряный век русской культуры), И. П. Сусидко (анализ музыкальной формы, история барочной оперы), Т. В. Цареградской (современные музыкальные системы), И. С. Стогний (сольфеджио, элементарная теория музыки), М. И. Дубровина (английский язык), Т. М. Джани-Заде (внеевропейская музыкальная культура), И. П. Шеховцовой (византийская музыка). Своим учителем также считает палеографа, докт. ист. наук, проф., зав. сектором рукописных книг НИОР РГБ И. В. Левочкина. Исполняя заветы учителей, С. А. Павлова соединяет в лекционном курсе исследовательскую и просветительскую составляющие, опираясь на собственный анализ музыкальных первоисточников, соотнесенный со сложившейся научной традицией. Это позволяет открывать новые стороны музыкознания, требующие актуальных и вместе с тем имеющих вневременное значение ответов.

Сфера научных интересов:

Литургическое музыковедение; эортология и гимнография; историософия музыкального искусства; история и теория жанра оперы в Европе и России; история ранней инструментальной музыки в Европе и России; творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. С. Вайнберга, Г. В. Свиридова, В. А. Гаврилина.

Научно-педагогическая деятельность:

Научный сотрудник Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ (заведующий сектором рукописных книг палеограф, докт. ист. наук, проф. И. В. Левочкин), 2003-2005.

Редактор БСО им. П.И. Чайковского в юбилейный сезон 75-летия оркестра (художественный руководитель и дирижер В. И. Федосеев, заместитель художественного руководителя – О. И. Доброхотова), 2005-2006.

Доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных (зав. кафедрой – Т. Ю. Масловская, Д. К. Кирнарская), с 2007 года по настоящее время.

Список публикаций

Сведения о повышении квалификации

2019
  • курсы по теме: «Охрана труда»