RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Илларионов Дмитрий Николаевич

Доцент кафедры гитары, домры, балалайки

Илларионов Дмитрий Николаевич
Образовательная деятельность
Преподаваемые дисциплины:
Специальный инструмент, Ансамбль
Реализация дисциплин в рамках образовательных программ:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство, 53.05.01 Искусство концертного исполнительства
Образование
Уровень образования
Высшее образование
Наименование направления подготовки/специальности, в том числе научной
Гитара
Квалификация
Концертный исполнитель, преподаватель, дирижер оркестровых народных инструментов
Ученая степень
нет
Ученое звание
доцент
Стаж работы
Общий стаж работы
21 год
Опыт работы в профессиональной сфере, соответствующей образовательной деятельности по реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
21 год

Биография

Один из наиболее талантливых современных российских гитаристов, которого несмотря на молодость уже называют «виртуозом экстра класса».
Родился 19 ноября 1979 года в Кишиневе, куда незадолго до рождения Дмитрия приехали на работу из Москвы его родители. В возрасте семи лет начал заниматься классической гитарой. По его словам, увлечение это пришло «само собой», поскольку в семье музыкантов никогда не было. Первоначально учился у педагогов Валерия Михайловича Емельянова и Елены Анатольевны Бондаренко в Кишиневе, а затем, после возвращения в 1991 году семьи в Москву, занимался под руководством Олега Витальевича Назаренко (ученика А.М.Иванова-Крамского). В 1993 году, с отличием окончив музыкальную школу, Дмитрий поступил в Академическое музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории им.П.И.Чайковского в класс гитары Натальи Николаевны Дмитриевой. В 1997 году Дмитрий Илларионов окончил училище с красным дипломом и поступил (набрав на вступительных экзаменах максимально возможный балл) в Российскую академию музыки им.Гнесиных в класс профессора, заслуженного артиста России Александра Камилловича Фраучи.
В 2001-2002 учебном году некоторое время занимался у Никиты Арнольдовича Кошкина.
В 2002 году окончил РАМ им.Гнесиных (красный диплом с отличием) и в октябре того же года поступил в ассистентуру-стажировку (творческий руководитель – профессор А.К.Фраучи). Дмитрий Илларионов является лауреатом многих международных конкурсов. В 1997 году он становится победителем конкурса «Гитарная Москва» и лауреатом Международного конкурса «Классическое наследие» (г. Москва). В 1999 году Дмитрий побеждает на VI Международном конкурсе гитаристов в г. Гданьске (Польша), получив все специальные призы, и становится обладателем Гран-при – гитары известного японского мастера Масайи Нобе. Жюри конкурса от имени фестиваля «X Гданьские встречи гитаристов» (в рамках которого проводился конкурс) торжественно присвоило Дмитрию Илларионову звание «Величайшая надежда». На этом конкурсе представитель российской гитарной школы такого успеха добился впервые. В 2000 году Д.Илларионов становится лауреатом престижного VII Международного Королевского конкурса «Весна гитары 2000» (Шарлеруа-Сенеф, Бельгия). В том же году он стал лауреатом II-ой премии на III Международном конкурсе музыкальных индивидуальностей им.А.Тансмана в Лодзи (Польша). Особую весомость этому достижению придает тот факт, что гитара здесь непосредственно соперничала с фортепиано, виолончелью и скрипкой. Никогда ранее на этом конкурсе гитара не поднималась на столь высокое место.

В конце 2000 года Д.Илларионов побеждает на самом престижном гитарном конкурсе, проводимом в РФ – Международном конкурсе «Гитара в России» (г. Воронеж). Тогда же Дмитрий был отмечен Ассоциацией Российских вузов (музыканту торжественно были вручены премия и диплом «За отличную учебу и музыкальную индивидуальность»). В 2002 году Дмитрий Илларионов завоевал звание Лауреата Международного гитарного конкурса в Кутна Горе (Чехия).
Помимо этого он является лауреатом конкурса дирижеров, посвященного 100-летию А.С. Илюхина (г. Москва, 2000) и лауреатом X республиканского конкурса юных композиторов МССР (г. Кишинев, 1990). В 2002 году Дмитрий Илларионов стал победителем Международного сольного конкурса гитарной ассоциации Америки (Guitar Foundation of America Competition 2002), который проходил с 15 по 20 октября 2002 года в г. Майами, Флорида, США. Эта победа, безусловно, войдет в число важнейших достижений современной российской гитарной школы.

Начиная с 1996 года, Дмитрий является постоянным участником фестивалей гитарной музыки, проводимых Н.А. Ивановой-Крамской в г. Москве. С большим успехом музыкант выступал на фестивалях: «Дни мандолины и гитары» (Москва, 1999), «Tabula Rasa» (Волгоград, 1999), «Мир гитары» (Калуга, 2000 и 2002), на фестивале классической гитары в Польше (Лодзь, 2000), «XI Гданьские встречи гитаристов» (Гданьск, Польша, 2001), «Ренессанс гитары» (Гомель, 2001), «Возвращение» (Москва, 2002), в Международной школе гитаристов (Санкт-Петербург, 2002), «Весна гитары» (Саратов, 2000 г., 2002). В 2002 году Дмитрий Илларионов дебютировал в Германии.
28 июля в рамках Международного гитарного фестиваля в Нюртингене с успехом прошел сольный концерт российского гитариста. В большом отзыве на концерт, опубликованном в газете «Нюртинген цайтунг» от 30.07.2002 г., Хайнц Бёлер отметил, что молодому русскому гитаристу вполне удалось покорить публику своим искусством – задача далеко не простая и не каждому по силам, если учесть, что накануне в этом же зале выступали такие знаменитые мастера как Дэвид Рассел и Мануэль Барруэко. Дмитрий Илларионов великолепно исполнил «Гранд-увертюру» (ор.61) Мауро Джулиани, «Каватину» Александра Тансмана, 6 частей (№ 5-10) из «24 прелюдий и фуг для гитары соло» Игоря Рехина, «Ex ovo» Душана Богдановича, «Дьявольское каприччио» Марио Кастельнуово-Тедеско и «Венецианский карнавал» Франсиско Тарреги. Исполнением последнего Илларионов продемонстрировал еще и «здоровую самоуверенность» (gesunde Selbstvertrauen): не побоявшись сравнения с мастерской интерпретацией «Венецианского карнавала» Дэвидом Расселом на открытии фестиваля, он блестяще показал себя в этом «поединке». Свое выступление Дм.Илларионов закончил исполнением на «бис» вальса Роланда Диенса и был заслуженно награжден публикой бурными аплодисментами.
Репертуар гитариста обширен, включает в себя оригинальные сочинения для гитары различных эпох и стилей, лютневую музыку, произведения для гитары с оркестром, редко исполняемые произведения для гитары. В активе гитариста старинная музыка (Л.Милан, А.Мударра, Д.Дауленд), произведения композиторов XIX—нач.XX в. (Ф.Сор, М.Джулиани, Х.Турина, Ф.Таррега); современная российская и зарубежная музыка (А.Тансман, М.Понсе, Х.Родриго, А.Барриос, М.Кастельнуово-Тедеско, И.Рехин, С.Ассад, Р.Диенс, Ф.Мартен, У.Уолтон, Д.Богданович и др.).
Дмитрий Илларионов одинаково много выступает как с сольными программами, так и в составе камерных ансамблей. Гитарист выступал в качестве солиста с различными коллективами, в том числе с Губернаторским симфоническим оркестром (г. Иркутск), Государственным симфоническим оркестром Татарстана (г. Казань), Национальным камерным оркестром Республики Молдова (г. Кишинев), камерным оркестром «Времена года» (г. Москва).

В числе произведений, исполняемых Д.Илларионовым в сопровождении оркестра, в первую очередь следует отметить знаменитые «Аранхуэсский концерт» и «Фантазии для джентльмена» Хоакина Родриго, его же «Андалузский концерт» для 4-х гитар с оркестром ( 1-ая и 2-ая партии), а также Концерт Вила-Лобоса для гитары с оркестром и Двойные концерты – Вивальди и Кастельнуово-Тедеско.

Известный итальянский гитарист Карло Маркионе отмечает в игре Д.Илларионова очень ясное, необычайно глубокое исполнение и вместе с тем виртуозное владение инструментом. Известный югославский композитор Душан Богданович, присутствовавший на одном из концертов, сказал об игре молодого гитариста: «Это был один из наиболее вдохновенных гитарных концертов, которые я когда-либо слышал». Д.Илларионов записал 4 компакт-диска, в том числе в дуэте с одним из ведущих российских виолончелистов Бори-сом Андриановым (лауреатом многих международных конкурсов, включая конкурс им.П.И.Чайковского).

Сведения о повышении квалификации

16 - 21 мая 2022
  • РАМ имени Гнесиных, курсы по теме «Развитие исполнительства на струнных народных инструментах в настоящее время»