Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Вокальный факультет
Научно-методический совет по вокальному искусству федерального учебно-методического объединения
в системе высшего образования
по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство
Всероссийская научно-практическая конференция
«Вопросы вокального образования»
03-04 апреля 2025 г.
Москва, ул. Поварская, 30-36
Совет по вокальному искусству
и научно-практические конференции РФ
В 1968 году по инициативе заместителя министра культуры РСФСР В. В. Кочеткова был организован Совет по музыкальному образованию, куда вошла и научно-методическая секция по вокальному образованию. Позже, переименованная в Совет по вокальному искусству, успешно функционирует уже 52 года!
Председателями Совета были: заслуженный артист РСФСР, заведующий кафедрой сольного пения Ленинградской консерватории, профессор Е. Г. Ольховский, народная артистка РСФСР, профессор Н. Д. Шпиллер, народный артист РФ, заведующий кафедрой сольного пения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, профессор П. И. Скусниченко, народная артистка СССР, заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, профессор И. П. Богачева. С 2022 Совет возглавил народный артист РФ, заведующий кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, профессор В. Б. Ванеев. С 1980 года ответственным секретарем Совета стал работать заслуженный деятель искусств РФ, профессор М. С. Агин (с 2022 года он является также и сопредседателем Совета).
В состав Совета входили выдающиеся деятели вокального искусства, заведующие кафедрами сольного пения и деятели науки в области певческого голоса (Ю. А. Барсов, Ленинград; Л. Б. Дмитриев, ГМПИ имени Гнесиных, Москва, А. П. Зданович, Ростов-на-Дону; В. Морозов, МГК им. П. И. Чайковского; М. С. Агин, РАМ имени Гнесиных; А. Н. Киселев, Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова).
Основная цель Совета — совершенствование профессионального вокального образования и развитие отечественной культуры во всех регионах России. Поэтому в 1972 году Научно-методическим советом по вокальному образованию было принято принципиальное решение — проводить конференции и смотры выпускников на базе музыкальных вузов разных городов РСФСР. Это давало возможность увидеть уровень подготовки молодых певческих кадров, познакомиться с работой кафедр сольного пения принимающей консерватории; установить обмен опытом между педагогами-вокалистами и кафедрами сольного пения, возможность познакомиться с новейшими научно-исследовательскими и методическими достижениями в области вокального образования. С просветительской точки зрения смотры («ярмарки» певцов) были призваны повысить интерес молодежи разных городов России к академическому пению. И надо сказать, что Смотры вокалистов всегда проводились на высоком профессиональном уровне.
Первые 30 смотров вокалистов – выпускников музыкальных вузов были проведены в 12 городах Российской Федерации. По предложению ректора Г. С. Дамбаева первый Смотр провели в Горьковской консерватории в 1968 году. Затем на базе этой консерватории Смотры прошли в 1968, 1975, 1985, 1986, 1992 годах. Столько же раз они проходили и в Саратове (1970, 1976, 1982, 1991, 1995); четыре раза — в Ростове-на-Дону (1972, 1977, 1990, 1994), трижды — в Екатеринбурге (1969, 1978, 1987) и Воронеже (1973, 1980, 2011), по два раза в Казани (1971, 1979), Уфе (1974, 1980) и Астрахани (1981, 1989). В 1983 Смотр прошел в Красноярске (1983), в 1984 — в Новосибирске. Один раз, в виде исключения Смотр был проведен в 1983 году на базе музыкального училища в Чебоксарах. С 2002 года Смотры (за исключением 2011 - Воронеж и 2015 - Петрозаводск) проходят в Санкт-Петербурге.
В рамках Смотров вокалистов приняло участие более 3500 выпускников России. Многие из них стали солистами оперных и музыкальных театров, филармоний и концертных организаций, получили различные почетные звания, стали лауреатами всевозможных конкурсов, доцентами и профессорами, одним словом — гордостью отечественной вокальной культуры. Среди них: Сергей Лейферкус, Владимир Мальченко, Нина Раутио (Санкт-Петербург), Владимир Галузин (Новосибирск), Олег Биктимиров (Астрахань), Дмитрий Хворостовский (Красноярск), Владимир Маторин, Марина Шутова, Владимир Чернов, Любовь Казарновская, Сергей Байков, Елена Заремба, Анатолий Лошак, Елена Иванова, Анна Викторова, Бадрал Чулуумбатор (Москва), Алексей Волжанин, Нурлан Бекмухамбетов (Саратов), Валерий Алиев (Горький), Ирина Лунгу (Воронеж) и многие другие.
Основными задачами совета являлись: налаживание тесных практических контактов между вокальными факультетами музыкальных вузов России, установление прочных связей между учебными заведениями и работодателями (представителями театров, филармоний и концертных организаций), осуществление при необходимости методической помощи вокальным факультетам вузов и отделениям музыкальных училищ.
На повестке дня стояли вопросы, связанные с уровнем подготовки наших певцов в области изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, теория музыки) и, особенно, иностранных языков. Совет обращал внимание и на подготовку специалистов для проведения лекционных курсов по таким дисциплинам, как, например, «Принципы Станиславского на оперной сцене», «Орфоэпия в пении», «История современного театра», «Изучение оперных партий» и др. Эти дисциплины безусловно нужны, но проблема в том, где брать необходимых специалистов?
Вопросы, касающиеся всех областей вокального искусства и образования, рассматривались в ходе проводимых ежегодных научно-практических конференций, где главную роль в их организации на этапе становления сыграла энергичная деятельность крупного ученого, доктора искусствоведения, профессора Л. Б. Дмитриева.
С 1980 года по инициативе заместителя председателя Научно-методического совета, доктора искусствоведения, профессора Л. Б. Дмитриева, методические сообщения и доклады стала издаваться как «Методические указания научно-методического совета по вокальному образованию», затем публиковаться как — «Вопросы вокального образования» (с 1996 года редактором-составителем сборников научных трудов является профессор М. С. Агин).
Всего за прошедший период издан 41 сборник, куда вошло более 750 научно-методических работ. Это позволило многим педагогам-вокалистам, получив определенный запас научных знаний, повысить свое педагогическое и научно-методическое мастерство, получить ученые звания.
В ходе конференций, помимо выступлений докладчиков, на высоком профессиональном уровне было проведено около 70 открытых уроков и мастер-классов.
С 2022 года Совет по вокальному искусству (председатель – заведующий кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, профессор В. Б. Ванеев, сопредседатель —заведующий кафедрой сольного пения РАМ имени Гнесиных, профессор М. С. Агин) вошел в Федеральное Учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство и научно-методические конференции стали проводиться в Санкт-Петербургской консерватории и в РАМ имени Гнесиных. Сборники материалов конференций издаются (как и положено) под грифом двух музыкальных вузов.
Сегодня в ходе конференций рассматриваются актуальные вопросы вокального образования, которые ждут своего решения. Это и история развития вокального образования в нашей стране и за рубежом, становление и совершенствование вокальной методологии; обновление и пересмотр учебных планов, программ, разработка новых лекционных курсов; вопросы оптимизации учебного процесса, освоения музыкального языка и его интерпретаций при исполнении современных вокальных произведений; ознакомление с результатами последних научных исследований в области вокального искусства; обобщение опыта ведущих педагогов-вокалистов.
Постоянно рассматривается одна из жгучих и непреходящих проблем — бесконтрольный выпуск вокальной литературы: мемуарной и, особенно, научно-методической. К сожалению, после 90-х годов издавать все что угодно стало очень легко — главное, чтобы были деньги. К сожалению, появились авторы, которые стали издавать свои так называемые “труды”, где описывали вокально-методические установки и работу голосового аппарата таким образом, что иногда становилось стыдно и за автора, и за издателя.
Еще одна проблема, которая по-прежнему актуальна — воссоздание профессионального исследовательского центра по изучению певческого голоса. Решить ее достаточно сложно. Такая работа в свое время проводилась в ГМПИ имени Гнесиных (лабораторией физиологии голоса руководили поэтапно профессор Л. Б. Дмитриев, В. Л. Чаплин) и на базе сначала Ленинградской, а затем Московской консерваторий (руководитель — профессор В. П. Морозов). Сегодня такая работа, к сожалению, приостановленная, требует продолжения.
В ходе последних конференций звучали, например, такие темы: «Певческий голос как барометр духовной и психической жизни человека» (М. Агин, Москва), «Природа сценического волнения в вокальном исполнительстве: теоретический аспект» (Е. Романова, Ростов-на-Дону), «Психофизиологические факторы освоения вокальной техники» (М. Яненко, Москва), «Проблемы обучения по специальным вокальным дисциплинам» (Г. Смирнова, Петрозаводск), «Об образном мышлении вокалиста и воплощении художественного образа» (Е. Зеленская, Москва), «Роль ощущений в нахождении верной мышечной координации при пении» (Н. Полякова, Москва), «Фонетические параллели и сравнительная орфоэпия в практике обучения академическому пению» (З. Берёзова, Москва), «Особенности жанра комической оперы» (Е. Дядянова, Москва), «Фонетические аспекты постановки произношения в русскоязычном вокальном репертуаре для студентов из КНР» (Гао Бейчень), «К проблеме формирования умений и навыков совместной исполнительской деятельности певца и пианиста-концертмейстера» (А. Филиппов, Саратов), «Солирующие струнные инструменты в оперных ариях: скрипка, альт» (Т. Литвинова, Санкт-Петербург), «Вопросы гигиены детского голоса и профилактика нарушений звукоизвлечения» (О. Подлесная, Краснодар) и другие.