RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Музыка и музыканты в годы Великой Отечественной войны. Очерк 8.

О проекте

Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики
Кафедра теории музыки
проект
«МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Очерк 8. Отрывок из книги «Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. 1941–1945»
(с. 187–197)

Татьяна Науменко

АРТИСТЫ – КРАСНОЙ АРМИИ
(фрагмент 1)

Растерянность первых дней войны, отсутствие решений и указаний внесли беспокойство и тревогу в работу советских учреждений. Отовсюду звонили с вопросом: что делать? Важных распоряжений ждали везде – в музеях, театрах, концертных организациях.

Ждали их и в Комитете. Но и бездействовать было невозможно. Как уже отмечалось, 22 июня, сразу после митинга в Союзе писателей, у Храпченко прошла встреча с поэтами и композиторами, на которой было решено срочно создавать новый репертуар – песни, одноактные пьесы, скетчи, монологи, стихотворения. Практически сразу начала работу специальная репертуарная комиссия, объявившая отбор произведений на патриотические темы и занявшаяся его немедленным распространением. В течение первых двух дней войны были рассмотрены несколько сот новых произведений малых форм, лучшие отправлялись в издательства, составлялись репертуарные списки. С полным основанием можно сказать, что деятельность Комитета в условиях начавшейся войны началась с перестройки репертуара.

Однако это не отменяло общего замешательства. Интеллигенция не вполне понимала, в чем может состоять ее вклад в оборону страны. Многие деятели искусства стали записываться в народное ополчение, в Красную Армию, в команды противовоздушной обороны. Казалось, что только так можно принести реальную пользу стране.

Война и музыка... Как эти понятия безмерно далеки одно от другого! Кто из нас, артистов, в первые дни не подумал о том, что сегодня труд солдата больше нужен, чем труд артиста? Искусство прекрасно. Но можно ли работать только в искусстве, не помогая вот сейчас, неотложно своей стране, фронту? – много лет спустя писал народный артист СССР С. Я. Лемешев [3, с. 14].

Похожие размышления о военных событиях описывала и О. В. Лепешинская, народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра:

Танцевать я отказалась. Первый и, правда, последний раз в моей жизни балетные туфли были заброшены за шкаф, и мы пошли в райком комсомола Свердловского района не просить, а требовать, чтобы нас отправили на фронт [3, с. 35].

Газета «Ленинградская правда» опубликовала письмо Д. Д. Шостаковича, который вместе с Д. Б. Шафраном и П. Н. Армандом записались в народное ополчение:

До этих дней я знал лишь мирный труд. Ныне я готов взять в руки оружие. Я знаю, что фашизм и конец культуры, конец цивилизации – однозначны. Исторически победа фашизма нелепа и невозможна, но я знаю, что спасти человечество от гибели можно только сражаясь [6, с. 10].

В это время еще никто не говорил о фронтовых артистических бригадах. Как вспоминал Б. М. Филиппов¹, многие артисты горели желанием идти на фронт, сменить оружие искусства на автоматы и винтовки [20, с. 385]. Все вдруг стало казаться неуместным – спектакли на бытовые темы, комедии, водевили – все, о чем так бурно спорили еще вчера…

Лемешев в своих мемуарах писал, что после объявления войны «вся наша работа показалась просто ненужной». В первый день войны он пел долгожданную партию Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно.

Надо ли говорить, – вспоминал артист, – как трудно было выйти на сцену, сколько нужно было усилий, чтобы хоть немного отвлечься от действительности и почувствовать себя шекспировскими героями. Мы все словно раздвоились в этот вечер <…> как только падал занавес, мы все мчались к репродукторам, чтобы узнать, что происходит на фронте, с тайной надеждой услышать о контрударе советских войск. Сейчас я даже не могу вспомнить своего поведения, творческого ощущения на этом спектакле. Все поглотила мысль о начавшейся войне, о беде, которая свалилась на всех нас... [9, с. 257].

Однако все менялось стремительно. Выдающийся певец М. Д. Михайлов, выступая на митинге в Большом театре, попросил записать его в бригаду по обслуживанию призывных пунктов. «Этих бригад еще нет, – сказал артист, – но они должны быть» [3, с. 53]. Всего месяц спустя Храпченко уже говорил, что в Комитет поступают десятки писем и телеграмм от артистов с просьбой включить их в состав фронтовых концертных бригад.

Формирование бригад началось в те же дни. Это было почти самое первое, с чего Комитет начал деятельность по перестройке учреждений культуры на военный лад, – наряду с созданием военного репертуара.

Утром 24 июня Храпченко направил телефонограмму во все театры Москвы с просьбой представить списки артистов для комплектования концертных бригад. Опыт у театральных работников уже был: традиция шефства над воинскими частями существовала с Гражданской войны, и многие московские театры еще не утратили наработанных связей с Красной Армией.

Комитет по делам искусств при СНК СССР предлагает Вам сегодня, 24 июня с. г., к 10 часам вечера представить списки артистов, могущих быть использованы в концертных бригадах для обслуживания Красной Армии с указанием:
Фамилии, имени, отчества, концертного репертуара артиста,
места и года рождения,
национальности, партийности и местожительства.
Списки представить на имя тов. Сурина (ул. Куйбышева, 21, ком. 401), которому поручается эта работа.
Председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР
М. Храпченко
[17].

Накануне отправки телефонограммы, 23 июня, на IV пленуме ЦК профсоюзов работников искусства было решено не только сформировать артистические фронтовые бригады, но и основать народный фонд, куда деятели искусства могли вносить средства в помощь Красной Армии. Не дожидаясь указаний, творческие люди всеми доступными силами стремились приблизить Победу.

На протяжении военных лет артисты, писатели, музыканты, художники, архитекторы жертвовали в дело будущей Победы все, что могли: и заработную плату, и доходы от спектаклей и концертов, и личные ценные вещи. Многие лауреаты, удостоенные Сталинской премии, целиком отдавали полученные средства в помощь фронту, на строительство танков, самолетов и «катюш». В газетах стали печатать информацию о сотнях тысяч пожертвований, поступивших от деятелей искусства. О перечисленных суммах писали поименно: так, в газете «Советское искусство» указывалось, что уже в первые недели войны народные артисты СССР М. О. Рейзен и М. Д. Михайлов внесли по 10 000 руб., народная артистка СССР А. А. Яблочкина – 5 000 руб., В. В. Барсова – 15 000 руб., Т. Н. Хренников – 10 000 руб., А. И. Хачатурян и Д. Б. Кабалевский – по 6 000 руб., В. И. Мурадели – 3000 руб. Академики архитектуры К. С. Алабян и А. В. Щусев внесли по 5000 руб., писатель М. А. Шолохов – 100 000 руб., В. И. Лебедев-Кумач и Н. Ф. Погодин – по 50 000 руб.… Помимо денежных средств, в фонд передавали золотые браслеты и портсигары, чайные сервизы и горный хрусталь [2]. Народная артистка СССР Е. П. Корчагина-Александровская, работавшая в Ленинградском театре имени А. С. Пушкина, свою Госпремию полностью передала на строительство истребителя... Во многих газетах отчеты в рубрике «В фонд обороны» печатались периодически на протяжении всех военных лет.

Следует упомянуть и гражданские патриотические инициативы театральных коллективов. В начале декабря 1941 года А. В. Солодовников от имени Комитета разослал письмо во все управления и отделы искусств, а также театры, концертные организации и цирки. В нем сообщалось, что Театр имени Евг. Вахтангова начал сбор средств на постройку противотанковой эскадрильи самолетов «Советский артист», а также содержался призыв присоединиться к инициативе:

Комитет по делам искусств при СНК СССР всячески одобряет и поддерживает это движение, начатое по инициативе Театра им. Вахтангова, и предлагает директорам всех театров в 2-дневный срок, по получении настоящего письма, обсудить обращение коллектива театра им. Вахтангова на общем собрании всех работников театра [12].

Призыв был поддержан – в фонд постройки эскадрильи «Советский артист» театральные и концертные учреждения перечисляли сотни тысяч рублей.

У вахтанговцев был свой собственный счет к гитлеровским захватчикам: в ночь на 24 июля 1941 года во время вражеского авианалета было разрушено здание театра на Арбате, погибли артисты и сотрудники, дежурившие в ту ночь. Помимо средств на строительство эскадрильи, артисты перечислили деньги на постройку четырех самолетов «Вахтанговец».

Подобные инициативы охватили всю страну. Сбор средств на строительство самолетов и танков объявили Большой театр и Свердловский театр музыкальной комедии, МХАТ имени А. М. Горького и Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, Московский театр Революции и цыганский театр «Ромэн», Куйбышевский театр оперы, балета и музкомедии и музыкальный театр Ростова-на-Дону… Джаз-оркестр под руководством Л. О. Утесова внес средства на постройку двух самолетов; Л. А. Русланова подарила 1-му Белорусскому фронту две установки «Катюша»; А. Н. Толстой передал средства на строительство танка Т-34 «Грозный»… Более миллиона рублей на постройку истребительной авиационной эскадрильи собрал Малый театр. В 1944 году двенадцать сверкающих истребителей с надписью «Малый театр – фронту» поднялись в небо с Тушинского аэродрома Москвы.

С земли и воздуха фашистов громили не только «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», но также «Александр Пушкин» и «Владимир Маяковский», «Вахтанговцы» и «Веселые ребята»… Танк «Беспощадный», построенный на средства Кукрыниксов, а также В. М. Гусева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и Н. С. Тихонова, в составе 23-й отдельной гвардейской танковой бригады воевал до самой Победы.

Среди инициатив, поддержанных Комитетом, следует отметить и призыв к восстановлению театров в освобожденных городах. 1 мая 1943 г. Храпченко и председатель ЦК РАБИС А. В. Покровский разослали письмо «Ко всем работникам искусств СССР». В нем сообщалось, что артисты Куйбышевского театра оперы, балета и музкомедии приняли обращение ко всем работникам искусств Советского Союза с призывом начать сбор средств и имущества в фонд помощи искусству освобожденных районов: «Комитет по делам искусств при СНК СССР и ЦК Союза РАБИС горячо приветствуют патриотический почин ...» [18, с. 317] При Комитете был открыт текущий счет на восстановление театров: в числе первых были театральные учреждения освобожденного Сталинграда [2, с. 1].

6 июля 1941 года газета «Советское искусство» открыла цикл публикаций о работе фронтовых бригад. Еще до отправки на фронт артисты начали выступления на сборных пунктах. Перед бойцами, отправляющимися на фронт, выступил С. Я. Лемешев:

На мобилизационный пункт люди являются в точно назначенное время. Непрерывно на сборный пункт приходят сотни людей, чтобы сдать повестки, получить назначение и уехать в армию – на фронт <…> Начинается концерт. В большой комнате тесным кольцом окружили нас бойцы. Сохраняя абсолютную тишину, они внимательно слушают наши выступления. Какая прекрасная, чуткая, отзывчивая аудитория. Я исполняю «Письмо пограничника в Москву» Н. Богословского, песню Леньки из оперы «В бурю» Т. Хренникова, русские народные песни. Бойцы просят спеть им еще любимые арии из опер русских композиторов. И кажется, никогда не будет окончен этот памятный для всех нас концерт <…> Последние объятия, дружеские рукопожатия. Бойцы тепло благодарят нас и на прощание заявляют: «Враг будет разбит, выполним долг перед родиной, защитим свою страну… Спасибо, товарищи артисты».

– До скорого свидания на фронте, – отвечаем им мы [8, с. 4].

К этому времени в стране уже поднималась волна концертной активности: в тот же день газета «Советское искусство» писала о создании в ЦДРИ Московского штаба по художественному обслуживанию агитационных и сборных пунктов. Большой театр, Малый драматический, МХАТ, театры имени В. И. Немировича-Данченко, Моссовета, Театр сатиры, Мосэстрада, филармония, цирк – эти и многие другие организации представили свыше 2000 исполнителей. Актриса Малого театра Е. Н. Гоголева вспоминала, что на призывных пунктах и в госпиталях артисты не только выступали, но и вели задушевные беседы с бойцами, помогали писать письма их родным [4, с. 144].

Организация военно-шефской работы предписывалась и в директивном письме, какое Храпченко в начале июля направил республиканским управлениям, краевым и областным отделам:

Наряду с созданием новых спектаклей, театры должны считать своей важной задачей концертное обслуживание частей Красной Армии, мобилизационных пунктов и населения, проводя эту работу в общественном порядке. Руководство театров должно всячески помочь актерам в подготовке концертно-эстрадного репертуара.

Руководству театров, по согласованию с местными организациями, необходимо развернуть массово-агитационную работу со зрителями (выступления перед спектаклями с интермедиями и патриотическими стихами, устройство выставок, живых плакатов, лозунгов; перед оперными спектаклями – исполнять патриотические песни и музыкальные интермедии на актуальные темы).

Надо подготовить мероприятия по работе театров в передвижных, походных условиях с минимальным составом исполнителей, портативным оформлением и репертуаром из одноактных пьес и интермедий. Каждый театр должен быть готов разбиться на несколько групп для работы в походных условиях [10, с. 20].

30 июля Б. М. Филиппов, руководитель первой концертной бригады, записал в своем дневнике:

Сегодня мне уже ясен состав группы: В. Хенкин, Л. Русланова, М. Гаркави, артисты оперетты Е. Калашникова и И. Гейдройц, артист радио певец Г. Кипиани, иллюзионист Е. Шукевич со своей женой — ассистенткой его программы, артистка балета Большого театра Т. Ткаченко, дуэт баянистов в составе М. Борисенко и В. Жерехова и аккомпаниатор Руслановой — виртуоз на казанской гармошке В. Максаков. Мне сообщили в ПУРККА², что выезд состоится на днях, но еще не решено, на какой фронт [20, с. 387-388].

4 августа в ЦДРИ Храпченко собрал совещание участников бригад, которым предстояло выехать на передовую. Это был разговор о трудностях и рисках фронтовых условий, которые пока еще мало кто представлял. Последующие события показали и то, в каких опасных условиях пришлось выступать актерам, и то, насколько желанной и необходимой оказалась их работа.

Группа выехала 9 августа. К зданию Центрального дома Красной Армии пришли провожающие – родные, друзья, корреспонденты и фоторепортеры, артисты московских театров. Среди них был руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров и режиссер Центрального театра Красной Армии А. Л. Шапс: он стал руководителем второй бригады. Поехали на обычном грузовике со скамейками в кузове – под дождем, от которого укрывались раскрытыми зонтиками. В дороге узнали, что едут на Западный фронт, в район Вязьмы.

С 21 августа газета «Советское искусство» еженедельно начала печатать отчеты Филиппова о работе его бригады. Это был важный материал, в котором рассказывалось не только о выступлениях артистов, но и о настроениях бойцов и мирных жителей, находившихся всего в 50 км от фронта.

В городе В. мы выступаем для пограничников и обслуживаем раненых бойцов в госпиталях. Во время одного из концертов встречаемся с ранеными немецкими пленными. Гаркави разговаривает с ними на немецком языке. В соседней палате слышится полное широты и раздолья пение Руслановой и залп аплодисментов восторженных слушателей.

– Что это там происходит? – спрашивает немец.

– Это известные московские артисты выступают для раненых бойцов Красной Армии. – А у вас в Германии артисты выступают для бойцов?

– Нет, – признается немец, – у нас этого нет… Немецкий солдат знает только своего фельдфебеля.

Утром трехтонный грузовик, на котором мы уже исколесили свыше 1500 километров, везет нас в новом направлении. Наблюдаем незабываемые моменты воздушных боев. Наши славные летчики – подлинные хозяева воздуха. Они быстро рассеивают и повергают в бегство вражеские самолеты <…> Среди бойцов встречаем старых друзей – работников искусства. Вот перед нами артист Госета Лурье – ныне пулеметчик Н-ского полка. В другом подразделении нас приветствует духовой оркестр, которым руководит концертмейстер Московского театра оперетты Макс Нейд. Оркестр репетирует и выступает в часы досуга. В обычное время все оркестранты – бойцы своего полка.

Шумом и гамом бодрых молодых голосов встречают нас студенты Московского изоинститута тт. Рубан, Чащарин, Плотнов, Нечитайлов, Глебов, Вознесенский и др.

– Передайте привет Игорю Грабарю! Привет Герасимовым – Александру и Сергею! [21, с. 2]

Вязьма была назначена базой концертной бригады Филиппова – в тот период там находился штаб фронта. Туда же переехал и Смоленский драматический театр, по приказу Комитета 7 июля 1941 года реорганизованный в Театр Западного фронта.

Вернувшись из первой поездки, которая длилась 16 дней, Филиппов внес долгожданные предложения по репертуару фронтовых бригад. Помимо жанров – героики, лирики, политической сатиры, – он обратил внимание на необходимость учитывать род войск:

В репертуаре чтецов и вокалистов должны быть специальные рассказы, стихи и песни, посвященные летчикам, танкистам, артиллеристам, кавалеристам, военным морякам и основе нашей армии — героической пехоте. Разумеется, не следует делать вывода, что весь репертуар должен быть «военизирован». На войне особенно приятно вспомнить родной дом, все то, что так близко и что еще недавно составляло круговорот мирной жизни. Необходимо иметь в репертуаре и лирические песни [20, с. 405-406].

Это было важное наблюдение артиста, получившего первый опыт непосредственной работы в военно-полевых условиях. В тот период практически все жанры подвергались не только оценке художественного качества, но и политической цензуре. Как ранее отмечалось, запрещение песни А. Суркова «В землянке», стихотворения К. Симонова «Жди меня» и многих других произведений, полюбившихся бойцам, основывалось на представлении об упадническом характере, слабых агитационных возможностях фронтовой лирики. Храпченко вынужден был следовать этим установкам. Однако благодаря артистам, делившимся своими фронтовыми впечатлениями, ситуация стала постепенно меняться, репертуар становился более интересным и многообразным.

Говоря о непосредственном руководстве фронтовыми бригадами, нельзя не упомянуть 1-ю фронтовую бригаду Комитета по делам искусств, созданную уже через неделю после начала войны – 1 июля 1941 года. Руководство Храпченко поручил С. А. Пищику, выдающемуся организатору, занимавшему должность директора Концертного зала имени Чайковского, открытого в 1940 году. В состав вошли артисты, многих из которых Храпченко лично знал и поддерживал, – например, П. Г. Лисициан, которого незадолго до войны перевели из Еревана в Большой театр СССР³. Не забыл Храпченко и многих лауреатов Всесоюзного конкурса мастеров эстрады, который Комитет провел в июле 1939 года. Председатель Комитета входил в состав жюри и лично участвовал в судьбе некоторых артистов. Именно тогда взошли звезды Аркадия Райкина, которого Храпченко лично пригласил принять участие в конкурсе, и Клавдии Шульженко, а также танцевального дуэта Анны Редель и Михаила Хрусталева. Теперь все эти артисты включились в работу фронтовых бригад.

Бригада Пищика с первых дней войны находилась в действующей армии, обслуживая Западный фронт. Однако в ноябре это подразделение было откомандировано Комитетом на Северный флот. Предполагалось, что она пробудет там один месяц, но получилось значительно дольше – почти три месяца, после чего бригада была направлена на Карельский фронт. В общей сложности коллективом было дано более полутора тысяч концертов.

По данным Военно-морского архива, бригада состояла из 13 артистов: Е. П. Дарского, Л. Б. Мирова, В. А. Дыховичного, О. А. Голубевой, М. Б. Раскатова, Э. М. Назаровой, Т. Н. Леман, З. С. Арсеньевой, И. М. Гуревич, А. Д. Орлова, М. М. Даровского, Р. А. Симановской, Д. Н. Васильева, а также руководителя бригады – С. А. Пищика [16]. Однако сам Пищик на начало военных событий (лето 1941) называет несколько иной состав. Согласно публикации в газете «Челябинский рабочий», бригада включала солиста Большого театра СССР П. Г. Лисициана, солиста Большого театра СССР И. З. Долгого, лауреатов Всесоюзного конкурса мастеров эстрады Анну Редель и Михаила Хрусталева, заслуженного артиста РСФСР А. М. Бонди, артистов московской эстрады Н. А. Нури, М. Б. Раскатова и Р. А. Симановскую (соло на ксилофонах, гавайской гитаре и аккордеоне), В. А. Дыховичного (художественное слово), О. А. Голубеву (жанровые песни, арии из оперетт), Виталия Спевака (жонглер), Зинаиду Ариньеву и Георгия Орлика (цыганские пляски), Э. М. Назарову (песни народов СССР, цыганские романсы), А. Н. Орлова и Д. Н. Васильева (соло на гармониках), артистов С. Н. Дарского и Л. Б. Мирова (конферанс, интермедии), пианиста А. П. Долуханова [13].

Неслучайно театровед Е. Д. Уварова называет бригаду Пищика, как и коллектив Филиппова, «своего рода маленьким эстрадным театром, выступающим со сборной программой». В этом ряду исследователь также называет Ленинградский фронтовой джаз-ансамбль, в состав которого входили В. Ф. Коралли и К. И. Шульженко, самоотверженно работавшие в условиях блокадного Ленинграда. Ансамбль выступал в своем довоенном составе – его участники отказались эвакуироваться. Лишь известное на эстраде акробатическое «Трио Кастелио» (Алла Ким, Анатолий Кастелио, Владимир Плисецкий) превратилось в дуэт: Плисецкий ушел на фронт разведчиком и погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза [19, с. 274].

В марте 1943 года Пищик направил в Комитет Докладную записку о работе артистов на кораблях Военно-Морского Флота.

С первых дней войны наша бригада связала свою жизнь с фронтом.

Нести славным воинам нашей страны свое искусство, свои фронтовые песни, волнующую героическую поэзию, музыку, веселые шутки, задорный смех, принести с собой бойцам минуты задушевного отдыха от тяжелых боев, вселяя в них бодрую зарядку, вдохновляя бойцов и командиров на новые героические подвиги в борьбе с рагом — вот те благородные задачи, которые с большой любовью выполняют артисты первой Военно-Морской бригады, совершая в течение 15-ти месяцев непрерывный марш по обслуживанию бойцов, командиров передовой линии фронта Великой Отечественной войны <…>

В тяжелых и суровых условиях военной обстановки бригада совершила длительный рейс от Баренцева моря до Черного и Азовского морей, от правого фланга фронта Великой Отечественной войны к левому флангу фронта, от Черного моря к Каспийскому морю и оттуда теперь на Балтику для обслуживания Краснознаменного Балтийского флота <…>

Обслуживая части флота, бригада одновременно с проведением концертов, по мере сил и возможности, оказывала помощь краснофлотской художественной самодеятельности. И ознакомившись с постановкой дела развития художественной самодеятельности во флоте, бригада пришла к выводу, что художественная самодеятельность во флоте могла и должна быть организована лучше, к этому имеются все возможности. На большинстве кораблей имеются коллективы художественной самодеятельности, но нет квалифицированных руководителей, нет хорошего свежего, злободневного репертуара <…>

Необходимо при Домах флота создавать актив, привлекая композиторов, писателей, журналистов, артистов в помощь коллективам самодеятельности в подготовке репертуара и т. д. Необходимо, чтобы Дома флота и политотделы частей лучше использовали концертные бригады артистов, направляемых Гл[авным] политуправлением, Комитетом искусств, максимально используя их помощь коллективам художественной самодеятельности.

Всего для краснофлотцев, командиров Военно-Морского Флота бригада артистов дала 600 концертов, обслужив сотни тысяч краснофлотцев. А вместе с обслуживанием бригадой действующих частей Красной Армии на Западном, Карельском и Южном фронтах за период Отечественной войны бригадой дано свыше 800 концертов.

Руководитель Первой Военно-Морской бригады артистов Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР А. С. Пищик [7].

Храпченко лично знакомился с работой бригад. Дважды – в декабре 1941 и июне 1942 года он выезжал на Западный фронт, в расположение Второго кавалерийского гвардейского корпуса. После гибели генерала Л. М. Доватора (декабрь 1941) командующим кавалерийского корпуса стал генерал В. В. Крюков. Именно туда, в Спас-Нудель под Волоколамском, незадолго до того была направлена бригада Б. М. Филиппова. (В ее составе выступала Л. А. Русланова, летом 1942 года ставшая женой генерала Крюкова.)

В целом организация военно-шефской работы к началу 1942 года была полностью налажена. Стихийное формирование концертных бригад, характеризующее первые месяцы войны, сменилось четко налаженной работой. Бригады отправлялись в действующую армию по заявкам политуправлений фронтов. Главное политическое управление РККА рассчитывало нужное количество концертных бригад и устанавливало для них маршруты: все это направлялось затем в Комитет по делам искусств. Театры и творческие коллективы, получавшие из Комитета эти запросы, в ответ направляли данные о бригадах. Смотровая комиссия, сформированная из представителей Комитета, ЦДКА имени М. В. Фрунзе, Главного политуправления РККА и ЦК Союза работников искусства, оценивала художественный уровень репертуара и его актуальность, после чего бригады отправлялись на фронт [15].

Не осталось без ответа и июльское Директивное письмо Комитета. Среди первых, кто откликнулся на него, были театры, находившиеся на летних гастролях, – в их числе две военно-шефских бригады Малого театра, практически сразу оказавшиеся на передовой [11, с. 13]. Огромную часть работы взяло на себя Всероссийское театральное общество (ВТО), возглавляемое народной артисткой СССР А. А. Яблочкиной, – в те годы его называли его «актерским военкоматом». Практически в каждом театре в короткий срок появился специальный отдел, отвечавший за работу концертных бригад. В него входили, как правило, начальник, заведующий организационной и литературной частью и диспетчер по связи с другими организациями [5, с. 105]. С. Амент указывает, что «ВТО осенью 1941 года сформировало на базе московских театров не менее пяти бригад, в каждую входили драматические артисты, певцы, музыканты, жонглер и кукольный театр с музыкальным сопровождением» [1, с. 109].

Говоря будущим бойцам «До встречи на фронте», Лемешев не ошибся: начиная с июля уже речь шла об отправке бригад на передовую.

Бригада артистов Всесоюзной студии эстрады перед отъездом на фронт. В центре – артист эстрады Н.М.Смирнов-Сокольский, 1941 г. (Фото из архива Российского государственного архива кинофотодокументов))
Выступление струнного оркестра бригады Ленинградского театра оперы и балета перед бойцами Калининского фронта, 1942 г. (Фото из архива Российского государственного архива кинофотодокументов)
Композитор Д.Д.Шостакович и музыканты Московской областной филармонии в группе раненых бойцов в госпитале после концерта, 1942 г. (Фото из архива Российского государственного архива кинофотодокументов)

Примечания

¹ Филиппов Борис Михайлович (1903-1991) – советский театральный деятель, директор Центрального дома работников искусств (ЦДРИ). В годы войны стал одним из активных организаторов военно-шефской работы, возглавил первую артистическую фронтовую бригаду.

² ПУРККА – Политическое управление Рабоче-крестьянской Красной Армии.

³ Об этом упоминается в разделе, посвященном Декаде бурят-монгольского искусства.

Список литературы:

1. Амент С. Допеть до победы! Роль песни в советском обществе во время Второй мировой войны. Бостон – СПб.: Academic Studies Press / БиблиоРоссика, 2021. – 414 с.

2. В фонд обороны // Советское искусство. 7 августа 1941 года.

3. Война и музыка. 1945–2005 / авт. идеи и сост. Л. Д. Рыбакова; консультант С. Н. Звягина. Владимир: Фолиант, 2005. – 260 с.

4. Гоголева Е. Н. На сцене и в жизни. М.: Искусство, 1989.

5. Голуб Ю. Г., Баринов Д. Б. Судьбы российской художественной интеллигенции в условиях сталинского режима. Саратов: Издательство Саратовского университета имени Н. Г. Чернышевского, 2002.

6. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах. Книга 2. Л.: Советский композитор, 1986.

7. Докладная записка руководителя концертной фронтовой бригады С. А. Пищика в Комитет по делам искусств при СНК СССР. РГАЛИ. Ф. 962. On. 3. Д. 1082. Л. 23-26.

8. Лемешев С. Я. На сборном пункте // Советское искусство. 1941. 6 июля 1941 года.

9. Лемешев С. Я. Путь к искусству. М.: Искусство, 1974. – 384 с.

10. Музы в шинелях: Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. Документы, тексты, воспоминания. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. – 400 с.

11. Нам дороги эти позабыть нельзя: Статьи, воспоминания, дневники / сост. А. В. Эренберг. М.: Всероссийское театральное общество, 1985.

12. Письмо КПДИ с обращением к работникам советских театров о сборе денежных средств на строительство эскадрильи «Советский артист». Ноябрь 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. On. 3. Д. 951. Л. 1-1 об., 11.

13. Пищик С. А. Гастроли московских артистов // Челябинский рабочий. 1941. 8 августа.

14. Пищик С. А. Концерты московских артистов // Челябинский рабочий. 1941. 10 августа.

15. Попова В. В. Фронтовые и артистические бригады московских театров на фронте и в тылу // Universum: общественные науки. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frontovye-i-artisticheskie-brigady-moskovskih-teatrov-na-fronte-i-v-tylu (дата обращения: 09.08.2023).

16. Роль художественной самодеятельности и организации культурного отдыха личного состава Северного флота в укреплении морального духа краснофлотцев // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-samodeyatelnosti-i-organizatsii-kulturnogo-otdyha-lichnogo-sostava-severnogo-flota-v-ukreplenii-moralnogo-duha (дата обращения: 09.08.2023).

17. Телефонограмма председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР М. Б. Храпченко директорам всех театров г. Москвы с просьбой представить списки артистов для комплектования концертных бригад к 10.00 24 июня 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР. Оп. 3. Ед. хр. 951. Л. 12.

18. Тузова О. В. Музыкальная культура Поволжья в конце 1930-х – первой половине 1940-х гг. / Научный редактор Е. Л. Храмкова. Самара: Самарский государственный технический университет, 2020. – 348 с.

19. Уварова Е. Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы, (1917-1945). М.: Искусство, 1983.

20. Филиппов Б. М. Записки «Домового». М.: Советская Россия, 1983. С. 387–388.

21. Филлипов Б. М. Фронтовые заметки (письмо второе) // Советское искусство. 28 августа 1941.

Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. 1941-1945. М.: ИстЛит, 2025. С. 187-207.