Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики
Кафедра теории музыки
проект
«МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Министерство культуры Российской Федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Центр современных технологий в области науки, образования и педагогики
Кафедра теории музыки
проект
«МУЗЫКА И МУЗЫКАНТЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
НУЖНЫ ПЕСНИ!
(фрагмент 3)
В августе 1943 года в Союзе советских писателей состоялось совещание поэтов: к 25-летию Комсомола был объявлен конкурс на лучшую комсомольскую песню [6]. В это же время велась работа над созданием нового гимна СССР, что не могло не повлиять на общий пафос конкурса. Председателем Оргкомитета был назначен В. Н. Сурин – начальник Управления музыкальных учреждений Комитета, председателем жюри – Д. Д. Шостакович. По условиям конкурса нужны были песни о героях-комсомольцах Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Викторе Талалихине, о девушках-бойцах, об артиллеристах и зенитчиках, о защитниках Ленинграда и Сталинграда, о фронтовой дружбе и взаимной выручке в бою, о смекалке и находчивости.
В конце октября были подведены итоги: газета «Литература и искусство» сообщила, что присуждены только 2-е и 3-и места: бесспорных песен-лидеров жюри не определило. Список победителей, особенно с позиции нынешнего дня, довольно красноречив. Второе место получили песни «Над рекой Днепром» (музыка М. Коваля, стихи М. Левашова), «День пройдет и ночь пройдет» (музыка В. Белого, стихи А. Малышко), «Сирень цветет» (музыка С. Каца, стихи А. Суркова). Третье место было присуждено песням «Две подруги» (музыка И. Дунаевского, стихи О. Фадеевой), «Полюбила я парнишку» (музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского), «В лесу прифронтовом» (музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского), «Флотский борщ» (музыка К. Листова, стихи А. Софронова).
Это еще раз подтвердило, что, с одной стороны, к 1943 году очевидно преобладал запрос не на героическую тему, а на песенную лирику; с другой – что проблема песни гораздо глубже и сложнее, чем представляли себе заказчики конкурса.
В сентябре 1944 года в Союзе советских писателей состоялось еще одно совещание: его главной темой стало обсуждение песен будущей победы. «Песни, написанные в первые дни войны, сделали свое дело, послужили народу, – сказал В. И. Лебедев-Кумач. – Но война вступила в новую фазу, наступают новые времена, а новых песен для этих новых времен у нас нет» [7, л. 5].
На совещании песня была рассмотрена с самых разных сторон. М. В. Исаковский говорил о феномене плохой песни (речь шла о стихотворном тексте): обилие примеров с разборами напоминало привычную для многих «литературную учебу». И. О. Дунаевский – о песенной сущности поэзии, о необходимости содружества поэта и композитора. Проблему, поставленную Исаковским, Дунаевский видел в отсутствии полноценного, авторитетного Союза композиторов ¹ – без этой организации песни принимаются, издаются и, главное, оплачиваются совершенно бесконтрольно: «Еще много добрых дядюшек сидит в разных учреждениях, ведающих песней» [7, л. 5]. Критик О. С. Резник охарактеризовал положение в области песни как тревожное. Он продолжил критическую линию, начатую Исаковским: досталось даже С. С. Прокофьеву с его «пошлой песенкой» на стихи М. А. Мендельсон («Фриц на русском фронте / Немножко ранен был… / В немецкий тыл, желанный тыл / Поспешно Фриц отбыл») [5, с. 257].
А. А. Сурков предложил исторический ракурс, рассмотрев взлет и падение советской массовой песни: ее упадок, по мнению поэта, никак не может быть восполнен набирающими силу монументальными симфоническими произведениями.
Без симфонического творчества Шостаковича, Хачатуряна и других симфонистов, без больших форм народная музыка существовать не может, и, очевидно, она определяет историческую значимость музыки в будущем. Но возьмите даже замечательную 7-ю симфонию Шостаковича. Ее исполняли 5 раз в Москве, еще 5 раз на периферии, где имеются большие оркестры <…> Потом это ставится в нотных библиотеках на полку, а народ хочет хлеба… он хочет петь себя в трагическую минуту своей жизни, петь себя в подъемные минуты своей жизни <…> Я прошу только об одном: ежели заботиться о музыкальном вкусе народа, надо вопросами песни заниматься с такой же заботливостью, с такой же душевной чуткостью, как и монументальными формами музыки…>…> [7, л. 30–31].
Настойчивые попытки поэтов и композиторов обратить внимание на проблему массовой песни, а также споры и дискуссии, то и дело вспыхивающие вокруг этого жанра, действительно, обнажали реальную проблему. Незадолго до совещания (в 1943 году) Комиссия по обследованию репертуара Всесоюзного гастрольно-концертного объединения, созданная Комитетом, обследовала 87 концертных бригад, работающих в действующей армии. Это был первый результат с начала войны, полученный в ходе изучения фронтового репертуара.
Среди советских композиторов, представленных в репертуаре артистов-фронтовиков, – говорилось в отчете, – на первом месте стоит В. Соловьев (В. П. Соловьев-Седой – Т. Н. ), произведения которого исполняются 42 раза (больше всего – «Вечер на рейде» – 28 раз и «Играй, мой баян» – 12 раз). – отмечалось в Докладной записке Комиссии. – На втором месте стоит «Морячка» Бакалова, встречающаяся 15 раз. Дальше идут «У колодца» Бакалова (11 раз), «Синий платочек» Петербургского, «Давай закурим» Каца и Морозова, «Все равно» Милютина (по 8 раз), «Дороги» Бакалова (7 раз) и «Моя любимая» Блантера (6 раз). По поводу этих данных нельзя не отметить, что если произведения Соловьева-Седого, «У колодца» Блантера и некоторые другие заслуженно стоят в центре внимания исполнителей, то «Морячка» Бакалова, вышедшая на второе место, явно не имеет на это права, точно также, как ненормален успех слащавых и музыкально неинтересных песенок Бакалова «Дороги» и Милютина «Все равно». Вообще, анализируя репертуар певцов, выступавших на фронте, нельзя не заметить, что тенденция к легкому жанру, стремление отобрать из всего многообразия советского и классического репертуара наименее сложные по своей музыкальной фактуре произведения — чрезвычайно существенный и симптоматичный момент в художественной деятельности ВГКО на фронтах [1, л. 14–15].
Композитор А. Г. Новиков предложил все-таки вспомнить хорошие песни и даже провел их первоначальную классификацию. Это была одна из первых попыток охватить все песенное множество исходя из обстоятельств их сочинения. Новиков выделяет песни начала войны – мобилизационные («Священная война»); затем – «провожальные песни, прощальные, отъезд на фронт» («До свиданья, города и хаты», «Прощай, любимый город»). Далее начинается «окопный быт, период отступления Красной Армии, раненые, госпитали» («Синий платочек», «Давай закурим», «Темная ночь»). Песни следующего раздела – партизанские («Ой туманы мои, растуманы», «Шумел сурово Брянский лес»), за которыми следуют наступательные («Ни шагу назад!», «Смерть за смерть»). Самые маленькие разделы – песни о героях и о героических городах («Баллада об Александре Матросове», «Песня о Гастелло», «Заветный камень») и песни оружия, родов войск («Артиллерийская», «Марш артиллеристов»). Последний раздел образует «лирика нового качества, лирика наступления, патриотические песни» («Как за Камой за рекой», «Есть на севере хороший городок») [7, с. 35–39].
Это было весьма содержательное выступление. Новиков не только предложил обоснованный подход к песне как жанру, всецело рожденному самой жизнью, но и выделил песенные образцы, которые стали безусловным достижением советских авторов-песенников. Пережив свое время, многие из них не утратили своей художественной ценности, навсегда войдя в историю страны.
В годы испытаний песня спасала и дарила надежду, вселяла бодрость и возвращала силы. В ней отражалось все, чем жил народ: вера в победу и горечь потерь, окопные будни и солдатская дружба, любовь к родному дому и сокровенные мысли о близких.
Прошли годы, и у этого жанра появились свои серьезные исследователи. Изучая огромный массив советского песенного наследия, они пришли к тому, о чем впервые было сказано в докладе композитора Новикова в далеком 1944 году. В песне, писали они, нашел отражение огромный пласт содержания, определивший ее небывалое жанровое богатство: не только «мобилизационные песни», но и «песни гнева», «песни мести», «песни о воинах отдельных видов оружия», «песни, связанные с бытом фронтовиков», «песни наступления и побед», «гимнические песни, посвященные прославлению Советской Родины», «именные песни отдельных дивизий», «песни-“славы”, воспевшие величие народа-победителя», «песни, говорившие о пребывании советских воинов за рубежом», наконец, особая область лирических песен [2, с. 309–310].
«Песня, пожалуй, главная заслуга наших работников искусства, лучшая иллюстрация того, что искусство у нас не замерло во время войны, а наоборот, быстро перестроилось, переменило тему и посвятило себя главному – завоеванию победы», – писал Маршал Советского Союза И. X. Баграмян [3, с. 127].
Однако сказано это было позже. А тогда, в самом начале войны, Комитет по делам искусств одним из первых понял стоявшую перед ним задачу. Все начинается с песни! Уже 22 июня, взволнованные услышанным на митингах, поэты и композиторы со всей Москвы шли в кабинет Храпченко.
Через несколько дней призыв к деятелям искусств был направлен во все уголки страны. Комитет обратился ко всем республиканским управлениям, краевым и областным отделам с Директивным письмом, в котором были намечены конкретные меры по перестройке их работы. В этом письме, подписанном Храпченко, впервые был сформулирован официальный запрос на создание «нового боевого, антифашистского, оборонного репертуара». Среди музыкальных жанров песня была поставлена на первое место [4, с. 21]. Тем самым уже в первые дни Великой Отечественной был дан старт на создание песенной летописи будущей Победы.
Примечания
¹ Союз композиторов с его полноценной структурой и функциями будет создан в 1948 году.
Список литературы:
1. Докладные записки, отчеты, копии приказов, вырезки из газет и другие материалы о деятельности фронтовых театров. 3 января – 10 июля 1945 года. Том I. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 573.
2. Глушаков, Я. В. Песни военных лет : жизнь и память / Я. В. Глушаков // Двадцатый век. Музыка войны и мира. Материалы международной научной конференции. — М. : Прогресс-Традиция, 2015. — С. 309–314.
3. Когда пушки гремели... 1941–1945: воспоминания, очерки, дневники, письма, репортажи, документы / ред.-сост.: П. С. Дариенко, А. А. Мирошниченко, И. М. Пекерман, М. А. Смирнова; под общ. ред. П. С. Дариенко. М.: Искусство, 1978.
4. Музы в шинелях: Советская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. Документы, тексты, воспоминания. М.: РОССПЭН, 2006. – 400 с.
5. Песни войны и мира: Материалы международной научной конференции / ред.-сост. Е. С. Власова, К. В. Зенкин, М. А. Карачевская. М.: Прогресс-Традиция, 2016.
6. Совещание по вопросу о песне к 25-летию комсомола. 21 августа 1943. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Ед. хр. 749.
7. Стенограмма творческого совещания на тему «Песня в дни Отечественной войны». РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 15. Ед. хр. 681.