RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2012»

О проекте

Составители:

Акопян Л.О. – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник , зав. сектором теории музыки ГИИ

Валькова В.Б. – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки РАМ им.Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ

Материалы публикуются на условиях лицензии Сreative Сommons.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемый читателю коллективный научный труд составили статьи, написанные по материалам «Музыковедческого форума 2012» — масштабной международной научной конференции, организованной совместно РАМ имени Гнесиных и Государственным институтом искусствознания (проходившей 19—22 ноября 2012 года).

Первый форум состоялся в 2010 году и вызвал заметный отклик среди коллег-музыкантов. Материалы этого форума были размещены на сайте РАМ им. Гнесиных. «Музыковедческий форум 2012» был продолжением и развитием идей, ставших основой первой подобной конференции.

По мысли организаторов, каждый форум представляет собой соединение нескольких тематических блоков. Они должны охватывать разные, казалось бы, ничем не связанные проблемные направления, дающие (именно благодаря их контрастному сопоставлению) максимально широкую панораму актуальных музыковедческих исследований. Один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, а в третьем сосредоточены исследования по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов. «Музыковедческий форум 2012» представил эти направления следующим образом: первый тематический блок — Проблемы и перспективы музыкальной науки; второй — Дебюсси и Скрябин сегодня (к 150-летию Дебюсси и 140-летию Скрябина); третий — Неуслышанная музыка. Эти блоки стали рубриками в предлагаемом сборнике. (Напомним, что первый форум 2010 года состоял из следующих блоков: «Памяти М. Г. Арановского», «Забытое музыковедение» (блок, представлявший одновременно традиционные «Келдышевские чтения» ГИИ) , «Неуслышанная музыка»).

В рамках первого блока обсуждались такие актуальнейшие темы, как статус музыкознания в современной культурной ситуации, поиск новых стратегий и разработка новых концепций в музыкознании, новые подходы к решению старых проблем. Второй блок был посвящен рассмотрению новых аспектов в изучении наследия Дебюсси и Скрябина, выявлению общих черт и художественных истоков творчества обоих композиторов, исследованию малоизвестных биографических документов, анализу влияния идей Дебюсси и Скрябина на музыку XX—XXI веков. Наконец, в третьем блоке речь шла о незаслуженно забытых или недооцененных явлениях музыкальной культуры (отдельных опусах, театральных постановках, концертных интерпретациях), о композиторах, по тем или иным причинам причисляемых (не всегда справедливо) ко «второму ряду», о «неуслышанных» аспектах знакомой музыки.

Публикуемая в нашем электронном издании подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях Форума (включая ряд стендовых докладов участников «заочной сессии»). Составители сочли целесообразным сохранить авторские редакции всех статей, не унифицируя их оформление и не вмешиваясь в индивидуальные особенности текстов, со свойственными им порой шероховатостями устного изложения. Такое решение дает возможность ярче представить преимущества профессионального общения на конференции: атмосферу живого слова, дискуссионности, смелых «проблемных прорывов».

Часть материалов «Музыковедческого форума 2012» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2013 год. Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: в первую очередь проректору по научной работе профессору Т. Ю. Масловской, дирекции Государственного института искусствознания, кандидату искусствоведения М. А. Букринской, ответственному секретарю журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» А. С. Ройзен, главному редактору сайта РАМ им. Гнесиных кандидату искуствоведения Ю. В. Артамоновой, главному редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения Ю. С. Бочарову, студентам РАМ им. Гнесиных А.Гаврюсевой, В.Мавриной, В. Порошенкову и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов. Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и размышления можно направлять по адресу: muzforum@https://gnesin-academy.ru.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
Букина Т.В. (Санкт-Петербург). Музыковедение в постсоветском гуманитарном пространстве: дилеммы и перспективы
Ссылка
Шип С. В. (Одесса). Ищем логику музыкально-исторического процесса
Ссылка
Валькова В.Б. (Москва) Летопись жизни и творчества музыканта: к проблеме научных ресурсов жанра
Ссылка
Переверзева М.В. (Москва) Бермудский треугольник алеаторных форм
Ссылка
Фролов С.В. (Санкт-Петербург.) К проблеме «скрытых» или «забытых» эпизодов биографий великих музыкантов: Глинка в Москве весной 1828 года
Ссылка
Крейнина Ю. В. (Иерусалим) Выбор влияния, или тест Роршаха (Иоганн Себастьян Бах и композиторы ХХ века)
Ссылка
ДЕБЮССИ И СКРЯБИН СЕГОДНЯ
(К 150-ЛЕТИЮ ДЕБЮССИ И 140-ЛЕТИЮ СКРЯБИНА)
Раку М.Г. (Москва) Александр Скрябин в конкурсе «композиторов-революционеров»: триумф и поражение
Ссылка
Вискова И.В. (Москва) Тембровое пространство Клода Дебюсси
Ссылка
Чащина С.В. (Киров). Инструментальное творчество Клода Дебюсси: от звука-атома к звуку-процессу
Ссылка
Рамазанова В.Р. (Уфа) Музыка Дебюсси к инсценировке «Песен Билитис» Пьера Луиса: отражение композиторской концепции творчества
Ссылка
Лобанкова Е.В. (Ключникова) (Москва). Образ Скрябина в современной отечественной культуре: от романтика к эротическому безумцу
Ссылка
Левая Т.Н. (Нижний Новгород). Рождение серийности из духа синестезии: Скрябин, Шенберг, Хауэр
Ссылка
Нилова В.И. (Петрозаводск). Французские отражения в финском зеркале (Сибелиус и Дебюсси)
Ссылка
Новичкова И.В. (Москва). К. Дебюсси, А. Скрябин и Э. Денисов: тембро-звуковые пути будущего
Ссылка
Твердовская Т.И. (Санкт-Петербург). Четыре цветопоэмы для фортепиано Вяйнё Райтио: отражения идей Дебюсси и Скрябина в поэтике финского модернизма
Ссылка
Катунян М.И. (Москва). Переписка Дебюсси и Стравинского
Ссылка
Кривицкая Е.Д. (Москва). Клод Дебюсси и Виктор Сегалан: страницы дружбы
Ссылка
НЕУСЛЫШАННАЯ МУЗЫКА
Колесников А.А. (Москва). Ян Ладислав Дуссек (1760—1812): особенности фортепианного письма. К проблеме расширения репертуара
Ссылка
Ковалёва Е.А. (Москва) «Золотой мир сказок» Генриха Берте
Ссылка
Агишева Ю.И. (Москва) Неизвестные страницы музыкального модерна (композитор Фредерик Дилиус)
Ссылка
Соломонова О.Б. Пародия В. Дорошевича на оперу «Добрыня Никитич» Александра Гречанинова в контексте русской эпической традиции
Ссылка
Шелудякова О.Е. (Екатеринбург) Кантаты к 300-летию династии Романовых в культурно-историческом контексте эпохи
Ссылка
Векслер Ю.С. (Нижний Новгород) Другой «Воццек»: о неизвестной опере Манфреда Гурлитта
Ссылка
Остапенко А. Г. (Санкт-Петербург). Из истории «возрождения Гейрра Твейтта» на рубеже XX и XXI веков
Ссылка
Корабельникова Л.З. (Москва). Музыкальная культура российской эмиграции, неуслышанная и неизученная
Ссылка
Зинькевич Е.С. (Киев) Неформат: о «человекоявлении» Святославе Крутикове
Ссылка
Хилько Н.П. (Петрозаводск) “Auletica” Э. Патлаенко: полифонические игры для гобоя соло
Ссылка
Окунева Е.Г. (Петрозаводск) «Романтический» сериализм: о Сонате для фортепиано Жана Барраке
Ссылка
Рыжинский А.С. (Москва) “Ein Gespenst geht um in der Welt” как апофеоз политической ангажированности в творчестве Луиджи Ноно
Ссылка
Собакина О.В. (Москва) Между традицией и авангардом: фортепианное творчество Романа Палестера
Ссылка
Берак О.Л. (Москва) Пространство-время в произведении Николая Корндорфа «…si muove» («…она вертится!»)
Ссылка
Копосова И.В. (Петрозаводск). «Где море жизни нам даровало берег…»: Замысел и его реализация в Седьмой симфонии Пера Хенрика Нурдгрена
Ссылка
Гаврилова Л.В. (Красноярск) Опера Ацио Корги «Татьяна»: итальянская версия малоизвестной пьесы А.Чехова
Ссылка
Черная М.Р. (Санкт-Петербург). «Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров
Ссылка
ЗАОЧНАЯ СЕССИЯ
Крыловская И.И. (Владивосток) Известный музыковед – неизвестный композитор?
Ссылка
Конорева Е.В. (Москва) Симфонические произведения Клода Дебюсси: взгляд дирижера
Ссылка
Мироненко Я.П.(Краснодар) Творчество К.Дебюсси как концепция художественного воплощения мира
Ссылка
Нилова В.И.(Петрозаводск) Французские отражения в финском зеркале (Сибелиус и Дебюсси)
Ссылка
Сахибуллина Т.А. (Казань) Эпистолярное наследие К.Дебюсси – штрихи к творческому портрету композитора
Ссылка
Твердовская Т.И. (Санкт-Петербург) Четыре цветопоэмы для фортепиано (1922) Вяйнё Райтио: отражения идей Дебюсси и Скрябина в поэтике финского модернизма
Ссылка
Толкачёва Е.А. (Петрозаводск) Музыкальный соцреализм как неоклассицизм (к проблеме композиторской техники Б.Асафьева)
Ссылка
Черная М.Р.(Санкт-Петербург) «Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров
Ссылка
Остапенко А.Г. (Санкт-Петербург) Из истории «возрождения Гейрра Твейтта» на рубеже XX и XXI веков
Ссылка
Ковалева Е.А.(Москва) «Золотой мир сказок» Генриха Берте
Ссылка
Купец Л.А. (Петрозаводск) Дебюсси и Италия: история нелюбви…
Ссылка
Букина Т.В. (Санкт-Петербург) Музыковедение в постсоветском гуманитарном пространстве: дилеммы и перспективы
Ссылка