Акопян Л.О. – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник , зав. сектором теории музыки ГИИ
Валькова В.Б. – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки РАМ им.Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ
Материалы публикуются на условиях лицензии Сreative Сommons.
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Предлагаемый читателю коллективный научный труд составили статьи, написанные по материалам «Музыковедческого форума 2012» — масштабной международной научной конференции, организованной совместно РАМ имени Гнесиных и Государственным институтом искусствознания (проходившей 19—22 ноября 2012 года).
Первый форум состоялся в 2010 году и вызвал заметный отклик среди коллег-музыкантов. Материалы этого форума были размещены на сайте РАМ им. Гнесиных. «Музыковедческий форум 2012» был продолжением и развитием идей, ставших основой первой подобной конференции.
По мысли организаторов, каждый форум представляет собой соединение нескольких тематических блоков. Они должны охватывать разные, казалось бы, ничем не связанные проблемные направления, дающие (именно благодаря их контрастному сопоставлению) максимально широкую панораму актуальных музыковедческих исследований. Один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, а в третьем сосредоточены исследования по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов. «Музыковедческий форум 2012» представил эти направления следующим образом: первый тематический блок — Проблемы и перспективы музыкальной науки; второй — Дебюсси и Скрябин сегодня (к 150-летию Дебюсси и 140-летию Скрябина); третий — Неуслышанная музыка. Эти блоки стали рубриками в предлагаемом сборнике. (Напомним, что первый форум 2010 года состоял из следующих блоков: «Памяти М. Г. Арановского», «Забытое музыковедение» (блок, представлявший одновременно традиционные «Келдышевские чтения» ГИИ) , «Неуслышанная музыка»).
В рамках первого блока обсуждались такие актуальнейшие темы, как статус музыкознания в современной культурной ситуации, поиск новых стратегий и разработка новых концепций в музыкознании, новые подходы к решению старых проблем. Второй блок был посвящен рассмотрению новых аспектов в изучении наследия Дебюсси и Скрябина, выявлению общих черт и художественных истоков творчества обоих композиторов, исследованию малоизвестных биографических документов, анализу влияния идей Дебюсси и Скрябина на музыку XX—XXI веков. Наконец, в третьем блоке речь шла о незаслуженно забытых или недооцененных явлениях музыкальной культуры (отдельных опусах, театральных постановках, концертных интерпретациях), о композиторах, по тем или иным причинам причисляемых (не всегда справедливо) ко «второму ряду», о «неуслышанных» аспектах знакомой музыки.
Публикуемая в нашем электронном издании подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях Форума (включая ряд стендовых докладов участников «заочной сессии»). Составители сочли целесообразным сохранить авторские редакции всех статей, не унифицируя их оформление и не вмешиваясь в индивидуальные особенности текстов, со свойственными им порой шероховатостями устного изложения. Такое решение дает возможность ярче представить преимущества профессионального общения на конференции: атмосферу живого слова, дискуссионности, смелых «проблемных прорывов».
Часть материалов «Музыковедческого форума 2012» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2013 год. Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: в первую очередь проректору по научной работе профессору Т. Ю. Масловской, дирекции Государственного института искусствознания, кандидату искусствоведения М. А. Букринской, ответственному секретарю журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» А. С. Ройзен, главному редактору сайта РАМ им. Гнесиных кандидату искуствоведения Ю. В. Артамоновой, главному редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения Ю. С. Бочарову, студентам РАМ им. Гнесиных А.Гаврюсевой, В.Мавриной, В. Порошенкову и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов. Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и размышления можно направлять по адресу: muzforum@https://gnesin-academy.ru.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ
Букина Т.В. (Санкт-Петербург). Музыковедение в постсоветском гуманитарном пространстве: дилеммы и перспективы
Твердовская Т.И. (Санкт-Петербург) Четыре цветопоэмы для фортепиано (1922) Вяйнё Райтио: отражения идей Дебюсси и Скрябина в поэтике финского модернизма
Сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества работы сайта РАМ имени Гнесиных. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с политикой использования cookies. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании данных технологий.