RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

ПРИОРИТЕТ 2030: Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»

О проекте
Архив

Конкурс оперных рецензий в рамках
Шестой международной научной конференции
«Опера в музыкальном театре: история и современность»

К 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной

Российская академия музыки имени Гнесиных
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова
Академия русского балета имени А. Я. Вагановой
Российский институт истории искусств
Государственный институт искусствознания

Тезисы Международной научной конференции

Материалы Круглого стола по проблемам работы оперных студий вузов

Программа конференции

Информация для публики:

Для того, чтобы принять участие в конференции в качестве слушателя, Вам необходимо отправить заявку по электронной почте d.nagina@gnesin-academy.ru с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта, а также предполагаемой даты посещения конференции.

При себе нужно будет иметь паспорт.


Конференция, посвященная проблемам музыкального театра, проводится в шестой раз. Пять предыдущих (2013, 2015, 2017, 2019, 2021) вызвали широкий резонанс у театроведов, музыковедов, критиков, режиссеров, специалистов по изобразительному и декорационному искусству. По материалам конференций были выпущены сборники статей (2016, 2018, 2019. 2023). Шестая конференция посвящена 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Тематика докладов связана с историей и современным состоянием музыкального театра Конференция будет проводиться в смешанном очно-дистанционном формате. Допускается заочное участие со стендовыми докладами.

Основные проблемные направления:

  • Опера как синтетический жанр
  • Опера в исследованиях ученых гнесинской школы
  • Старинная опера: жанры, стиль, культурный контекст
  • Музыкальный театр XIX века: общее и особенное
  • Отечественная опера: диалоги и пересечения
  • Оперная классика XX века
  • Новейшие тенденции в музыкальном театре XXI века
  • Национальные оперные школы – «свое» и «чужое»
  • Опера в социокультурном контексте
  • Либретто и литературные источники: от dramma per musica к литературной опере
  • Балет и опера
  • Декорационное искусство и сценография
  • Певец в опере: вопросы исполнительской интерпретации
  • Певцы гнесинской школы в оперном репертуаре
  • Опера в руках режиссера
  • Музыка и драматический театр
  • Оперные мастера: юбилеи

Оргкомитет конференции:

Председатель: Рыжинский Александр Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных

Заместитель председателя: Сусидко Ирина Петровна, доктор искусствоведения, зав. кафедрой аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных, руководитель НТЦ по изучению проблем музыкального театра, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

Программный комитет конференции:

Председатель: Маяровская Галина Владимировна, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат педагогических наук, профессор, президент Российской академии музыки имени Гнесиных

Члены программного комитета:

Науменко Татьяна Ивановна, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Российской академии музыки имени Гнесиных

Твердовская Тамара Игоревна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Хайрутдинова Дилия Флюровна, кандидат искусствоведения, директор Департамента науки, информационных технологий и просветительской деятельности Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова

Лаврова Светлана Витальевна, доктор искусствоведения, проректор по научной работе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой

Петрова Галина Владимировна, кандидат искусствоведения, ученый секретарь Российского института истории искусств

Лукина Галима Ураловна, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Государственного института искусствознания по научной работе

Члены оргкомитета:

Енукидзе Натэла Исидоровна, кандидат искусствоведения, доцент, декан историко-теоретико-композиторского факультета Российской академии музыки имени Гнесиных, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания

Луцкер Павел Валерьевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

Нагина Дана Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных

Пилипенко Нина Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных, научный сотрудник НТЦ по изучению проблем музыкального театра

Порошенков Валерий Сергеевич, старший преподаватель кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных

Цареградская Татьяна Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания, зав. международным отделом Российской академии музыки имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания

Ответственный секретарь Маслова Анастасия Ивановна, преподаватель кафедры аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных

Регламент докладов – 20 минут + 5 минут для дискуссии. Предусмотрена возможность показа музыкальных и видео иллюстраций. Всем докладчикам выдается сертификат участника конференции. Аннотации докладов, включенных в программу, будут опубликованы и индексированы в РИНЦ.

Заявка должна содержать:

  • название и аннотацию доклада объемом не менее 1800 знаков на русском и английском языках; caps lock в названии недопустим; аннотация оформляется в формате .doc или .docх (14 кегль, Times New Roman, выравнивание по ширине страницы, без переносов, отступ абзаца 1,25, без подзаголовков. В аннотации излагаются основные идеи и выводы доклада;
  • ключевые слова на русском и английском языках;
  • фото участника конференции крупным планом в формате TIFF или JPG (разрешение от 300 до 600 dpi);
  • сведения об авторе на русском и английском языках (ученая степень, ученое звание, место работы / учебы, должность, контактная информация (телефон, адрес электронной почты).

Заявки присылайте, пожалуйста, по адресам:

i.susidko@gnesin-academy.ru (Сусидко Ирина Петровна).

n_pilipenko@mail.ru (Нина Владимировна Пилипенко)

Прием заявок – до 15 января 2024 г.

Участие в конференции бесплатное.

Статьи по докладам на конференции после рецензирования могут быть опубликованы в журналах «Современные проблемы музыкознания» или «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных», входящих в перечень рецензируемых изданий ВАК. Планируется к изданию сборник статей по материалам докладов.

Требования к публикации:

Текст статьи для публикации в сборнике предоставляется не позднее 30 мая 2024 года. Объем до 40 000 знаков. Шрифт Times New Roman, 14, в сносках – 10, интервал одинарный, выравнивание по ширине страницы, без переносов, отступ абзаца 1,25, выделение курсивом, разрядка исключена. Ссылки на источники – в квадратных скобках, список литературы оформляется строго по ГОСТу 2008, правила оформления References опубликованы в журнале «Современные проблемы музыкознания» даны на сайте. ФИО автора статьи дается полностью, перед текстом статьи (выравнивание по правому краю), заглавие статьи жирным шрифтом (выравнивание по середине), caps lock недопустим. Нотные примеры и иллюстрации высылаются отдельными файлами в формате .jpg, .tif, ссылки на них в тексте статьи обязательны.

Приглашаем принять участие в конференции ученых, музыкантов-исполнителей, критиков, аспирантов, студентов старших курсов (совместно с преподавателями). Доклады (кроме ученых, получивших индивидуальное приглашение) отбираются на после рецензирования заявок. Список участников конференции будет вывешен на сайте РАМ имени Гнесиных не позднее 15 февраля 2024 года. Из-за отсутствия материальных возможностей поддержать гостей и участников из других городов, вынуждены просить докладчиков расходы на приезд и пребывание взять на себя. Особые случаи будут обсуждаться индивидуально. Оргкомитет готов предоставить, если необходимо, официальные письма с приглашением.

По всем вопросам можно обращаться в орг. комитет по эл. почте:

n_pilipenko@mail.ru – Нина Владимировна Пилипенко
nastena_maslova_23@gnesin-academy.ru – Анастасия Ивановна Маслова


ENGLISH

6 th International Conference

“Opera in Musical Theater: History and Present Time”

Moscow March 11 –15, 2024

Department of Music Analysis (https://gnesin-academy.ru) and electronic peer-reviewed «Contemporary musicology ” (http://gnesinsjournal.ru) (Gnesins Russian Academy of Music) invite to an international conference «Opera in Musical Theater: History and Present Time» in Moscow, Russia, March 11-15, 2024.

The conference will be held in online and offline formats

Call for Papers

Future event is going to be the 6th conference within the framework of the continuing scientific project. The aim of this project: evaluation of present-day musical theater and its research, сonsideration of opera as a theatrical phenomenon.The theme of the conference relates to the following areas:

  • opera as the synthetic genre
  • opera genres in historical and cultural context
  • opera librettos and literary sources: the word and music – from dramma per musica to Literaturoper
  • issues of the opera performance: decorative art and staging
  • baroque opera : history of production, new interpretations
  • operatic works of contemporary composers: from the score to the performance
  • opera perception
  • opera score: textual criticism, editing and edition
  • the latest trends in the musical theater: the new word-gesture-sound syncretism,
  • music in the drama theater.
  • opera composers, singers, artists: anniversaries

We encourage applications from within the academy at all levels but also independent researchers, writers and artists.

We have the intention to sel ect papers for a conference. Please send each abstract both in anonymized and unanonymized forms

Submission process

Please send proposals to i.susidko@gnesin-academy.ru no late then Febrary 15, 2024

Emails should include:

  • photo close-up in TIFF or JPG format (fr om 300 to 600 dpi);
  • brief CV of each participant, including academic degree, academic title, place of work (position) or study, contact information (phone, e-mail).
  • title of presentation.
  • Abstracts should be ca. 300 words long (without any subheadings) and clearly present a research question/aim, critical review of the literature, methodology, results and conclusions. Abstracts should be submitted in pdf or docх.

Presentations should be 20 minutes in length, and will be followed by an additional 5 minutes for questions and discussion.

Official languages: English, Russian, German

Full audiovisual support will be offered. For all enquiries please contact the organising team at lspriv@mail.ru

Registration: Free. Рarticipants pay their own travel and accommodation expenses

Proceedings:

Selected revised papers will be published in a special issue of online scientific journal “Contemporary musicology” (included into Russian Science Citation Index)

For more information about manuscript preparation visit the magazine’s website: http://gnesinsjournal.ru

Пилипенко Нина Владимировна
Куратор проекта
доктор искусствоведения, доцент
ПРИОРИТЕТ 2030: V Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»
ПРИОРИТЕТ 2030: IV Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»
ПРИОРИТЕТ 2030: III Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»
ПРИОРИТЕТ 2030: II Международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность»