В Российской академии музыки имени Гнесиных прошла интеллектуальная игра в дебаты, организованная Студенческим научно-творческим обществом.
Новый формат интеллектуального взаимодействия возник как альтернатива успешной и регулярной «Игре в бисер». В этот раз участникам было предложено состязаться в умении убеждать и аргументированно спорить. Предполагая, что дебаты – конфликтная ситуация, организаторы предложили острую тему «Цифровой формат музыки ликвидирует акустический».
Для участия в дискуссии были набраны две команды, одна из которых в результате жеребьевки выступила за цифровой формат: Елизавета Бекетова, Дмитрий Павликов и Роман Малявкин. Их оппоненты защищали акустическую форму: Наталья Федорук, Мария Оганова и Аркадий Пикунов.
Состав команд был известен задолго до самих дебатов, поэтому участники готовились заранее. «Мы встретились за день до дебатов на 2 часа. Посидели и пообсуждали эту тему, пока все дискутировали, что-то подмечали и записывали. У нас с ребятами собрался какой-то набор аргументов для обеих сторон дискуссии», – поделилась Наталья Федорук. Другая команда готовилась на протяжении недели в различных форматах – очно и дистанционно.
Любопытно, что ранее участники не имели опыта в подобных проектах. «Это очень интересный формат, я никогда в подобном участия не принимала. Никогда даже не смотрела и не читала такого, поэтому подготовка была сложной. Ребята меня все время успокаивали. Я решила, что это повод и возможность попробовать себя в том, что по моему мнению, мне хуже всего дается – говорить, формулировать мысли, делать это на ходу. Поэтому я согласилась участвовать».
Еще одной немаловажной командой было жюри: заведующая кафедрой аналитического музыкознания, доктор искусствоведения Ирина Петровна Сусидко, доктор искусствоведения Павел Валерьевич Луцкер, старший преподаватель кафедры менеджмента музыкального искусства Татьяна Олеговна Яковлева, доцент кафедры современной музыки и инструментовки МГК Ольга Евгеньевна Бочихина. Они оценивали содержательность, структурность, логичность, проблемность, культуру общения, убедительность аргументов и свободное владение материалом.
Ирина Петровна после распределения тем спросила имеют ли значение в дискуссии личные убеждения, ведь стало ясно, что некоторые участники рассчитывали на иное распределение сторон. «Софисты вы!» – назвала она участников дебатов, получив отрицательный ответ.
Далее команды в течение часа должны были, следуя жесткому регламенту, выступать с речами, отстаивая свои позиции, и отвечать на аргументы и вопросы оппонентов и жюри. В качестве доказательств правоты с обеих сторон приводились личный опыт, существующая общепринятая практика, статистические данные и многие другие аргументы. Чувствовалась общая заинтересованность, но при этом сохранялось взаимное уважение и всеобщий интерес к процессу игры. Победителями в итоге стала команда, выступающая за акустический формат, однако нельзя сказать, что какая-то из сторон была значительно сильнее.
В конце дебатов и во время обсуждения жюри с импровизацией выступил Аркадий Пикунов, который уже не первый год практикует электроакустические импровизации и перформансы на саксофоне и электронике. Это оценила Ольга Евгеньевна Бочихина: «Я необыкновенно рада, что вы пользовались вербальными средствами и невербальными, расширив тем самым текст до пределов и это можно было совершить только в акустическом формате».
После игры своими впечатлениями поделились сами участники.
Роман Малявкин: «Впечатления в основном положительные. Очень интересны кооперации команд до самих дебатов, потому что начинаешь копать тему как можно глубже. И все равно, поговорив с членами жюри, мы осознали, что можно было еще копать, по-другому смотреть».
Дмитрий Павликов: «Замечательный формат, который позволяет, во-первых, показать себя с новой стороны, как человека, который обладает широким кругозором. Хотя сегодня мы говорили про музыку, но присутствовали продюсеры, исполнители, музыковеды, музыка их всех объединяет и позволяет взглянуть на проблему с разных сторон. Во-вторых, сама идея дебатов тоже очень интересная, ведь говорят же, что в споре рождается истина. Мы все живем в эпоху цифровизации, но не можем определиться хорошо это или плохо. Желаем понять, как это работает, как происходит, а дебаты, возможно, позволили найти точки соприкосновения и понять болевые точки».
Текст: Анастасия Петровская,
студентка кафедры музыкальной журналистики