В течение недели более 160 исследователей из 11 стран – России, Италии, Китая, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Нидерландов, Вьетнама, Киргизской Республики, Германии и США – выступали очно и дистанционно с докладами, представляя свое видение проблем музыкального театра. Географический охват конференции сопровождался широким спектром представленных тем. Исследования касались как старинной и классической оперы, так и современных жанров, в том числе созданных с применением искусственного интеллекта и дополненной реальности.
В организации конференции, приуроченной в этом году к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной, участвовали сразу несколько вузов: Российская академия музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Российский институт истории искусств и Государственный институт искусствознания. Мероприятия реализовались в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Заседания разделили на 12 тематических секций. Большая часть выступлений проходила в Российской академии музыки имени Гнесиных, секция «Балет и опера» в очном формате проводилась в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а проблемы национальных оперных школ обсуждали в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. С докладами выступили ученые, преподаватели, музыканты-исполнители, критики, аспиранты и студенты старших курсов различных учебных заведений.
«Наша конференция наглядно демонстрирует, как научная школа обрастает событиями и людьми, — размышляла на открытии доктор искусствоведения, проректор по научной работе РАМ имени Гнесиных, профессор Татьяна Ивановна Науменко. — По итогам если не шестой, то, может быть, седьмой конференции пора бы уже начать изучать ее саму. Проект становится показательным музыковедческим мероприятием, беспрецедентным в нашей стране».
«Эта конференция для нас имеет основополагающее значение, — поделилась доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежной музыки МГК имени П. И. Чайковского Лариса Валентиновна Кириллина, — самый крупный в нашей стране научный форум по проблемам музыкального театра. Теперь это превратилось в событие международного масштаба».
Конференция существует с 2013 года. Среди нововведений этого года – круглый стол, посвященный работе оперных студий, на котором выступили директора оперных студий разных вузов России. В рамках конференции в закрытом формате прошел премьерный показ оперы «Ливьетта и Тракколо» Дж. Перголези, осуществленный Оперным театром-студией имени Ю. А. Сперанского РАМ имени Гнесиных. Помимо представителей конференции, постановку оценивали молодые критики – участники конкурса оперных рецензий. Студенческое состязание также стало частью программы конференции.
В этом году слушателям также предложили новый формат докладов – «Золотые лекции», которым отводилось не 20 минут (по регламенту для докладов), а полтора часа.
«Золотые лекции – не просто метафора. Организаторы обратились к ведущим специалистам, которые многие годы занимаются определенной темой и могут поделиться своими научными открытиями, — объяснила руководитель Научно-творческого центра по изучению проблем музыкального театра, заведующая кафедрой аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор Ирина Петровна Сусидко. — Их темы – не частный вопрос, а скорее обобщение длительного исследовательского периода».
С «золотыми лекциями» выступили 7 докладчиков — именитые ученые в мире музыкальной науки и постоянные спикеры оперной конференции. Тему «Старинная итальянская опера: в поисках утраченного смысла» представили доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Павел Валерьевич Луцкер и Ирина Петровна Сусидко. О «Музыкальном театре Харрисона Бертвистла как зеркале европейского музыкального театра конца XX – начала XXI века» рассказала доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Татьяна Владимировна Цареградская. С лекцией «Великолепная Джудитта Паста и ее русское fiasco, или история о том, как отечественные меломаны стали опасны для императорской власти» выступила доктор искусствоведения, заведующая сектором истории музыки ГИИ Светлана Константиновна Лащенко. Доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных Нина Владимировна Пилипенко поделилась исследованием на тему «Отцы романтической оперы: неизвестный XIX век». Доктор искусствоведения, профессор, заведующий сектором классического искусства Запада ГИИ Дмитрий Владимирович Трубочкин представил доклад о «Классической комедии как театральной системе: старые проблемы в новом контексте». Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки МГК имени П. И. Чайковского Анна Валентиновна Булычева раскрыла тему «Опера французского барокко: взгляд сквозь призму историзма, неоклассицизма и постмодернизма». Цикл «золотых лекций» завершился выступлением кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой истории зарубежной музыки СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова Наталии Александровны Брагинской на тему «Игорь Стравинский в диалоге с антиоперой XVIII века: «Похождения Повесы» и «Опера нищего».
Подробнее о том, как проходили дни конференции можно узнать, посмотрев ролики видеоредакции «БезФальши»:
Пятый деньФото: Анна Бобрик