RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

В Гнесинке завершилась весенняя часть фестиваля современной музыки «Gnesin Week. Дискурс»

4 апреля 2024

Основная тема дискуссий, встреч и концертных программ, прошедших 29 и 30 марта, была посвящена концептуальными явлениями в музыке, а также знакомству с творчеством различных композиторов. 

В первый день музыкальный куратор Сергей Зыков и композитор Ольга Бочихина представили произведения немецкого композитора Якоба Ульмана, показали его графические и открытые партитуры, а также провели показ часового видео-интервью. 

Вторым гостем фестиваля стал композитор Сергей Загний, подробно рассказавший о своих музыкальных таблицах «Магические звезды», а также микротоновых ладах. День завершился концертом «Исчезающая музыка» в Малом зале РАМ имени Гнесиных. Произведения Якоба Ульмана и Оливера Турли были впервые исполнены в России, а дополнила программу пьеса Сергея Загния. Концерт прошел в приглушенном освещении, а зрители располагались в непривычной для этого академического пространства круговой рассадке.

Второй день был более полностью посвящен концептуализму. Музыковед, профессор Светлана Ильинична Савенко и композитор, музыковед, пианист Иван Глебович Соколов задали ностальгический тон беседе, поделившись историями о перформансах прошлого, впечатлениями о встречах с Джоном Кейджем, а также обсудили специфику концептуализма в 80-е и 90-е годы, обозначив рамку этого понятия.

Их сменила молодежная секция композиторов Вадима Генина и Лукаса Сухарева, музыковеда Кристины Агаронян и искусствоведа Ольги Беляковой, развернувших подробную дискуссию о концептуализме в XXI веке. Темами разговора стали сложности терминологии в этой области, манифест нового концептуализма Иоханнеса Крайдлера, сочинения Вадима Генина и других современных авторов.

Завершила дневную часть встреча с австралийским композитором Мэттью Шломовицем, рассказавшем о своих лекциях-пьесах, одна из которых прозвучала на вечернем концерте в “ГРАУНД. Солянка”. Музыковед Марат Ингельдеев выступил модератором этой беседы, выяснив детали о сочинении «Minor Characters», прозвучавшей на Летних международных курсах новой музыки в Дармштадте.

Российская премьера «Лекции о плохой музыке» Шломовица завершила весеннюю часть фестиваля. Рассуждения о восприятии музыки и о том, что ее делает «плохой» от лица композитора озвучил Андрей Серов, выступивший не только в роли чтеца, но и дирижера.

Кураторами проекта выступили Татьяна Яковлева и Ирина Севастьянова. Проект проходит при поддержке НТЦ современной музыки РАМ имени Гнесиных и программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Партнер - Школа дизайна НИУ ВШЭ.

Фото: Анна Бобрик