26 ноября 2022 года в РАМ им. Гнесиных состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Гнесинские традиции в аспекте задач курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей». Мероприятие, приуроченное к 60-летию кафедры фортепиано, привлекло внимание преподавателей различных звеньев музыкального образования России и Беларуси.
Со времени реорганизации отдела общего фортепиано в кафедру (1962 г.) коллективом преподавателей был пройден большой путь, отмеченный созданием научно-методических трудов, школ, сборников, озвученных пособий, программ по курсу фортепиано для учащихся разных специальностей. Одной из задач конференции стало осмысление этого многообразного опыта, а также применение его в современных условиях. В ходе конференции был затронут также широкий спектр вопросов, касающихся просветительских традиций кафедры, преемственности фортепианного обучения, репертуара и особенностей работы с учащимися различных профилей. Отдельное внимание было уделено проблемам фортепианного развития студентов, обучающихся по новым специальностям.
Практическим завершением конференции стал концерт учащихся, подготовленный преподавателями всех звеньев гнесинской системы музыкального образования – Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, Российской академии музыки имени Гнесиных и ее структурных подразделений – Музыкальной школы и Музыкального училища имени Гнесиных.
Заседание вела кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепиано РАМ имени Гнесиных Якупова Ольга Александровна
Якупова Ольга Александровна, зав. кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, профессор: «Курс фортепиано для учащихся разных специальностей в контексте гнесинского концепта музыкального образования»
Говар Наталья Алексеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных: «Эстафета поколений: ценности и смыслы»
Толстикова Татьяна Львовна, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Педагоги-основатели гнесинской традиции преподавания фортепиано для разных специальностей»
Гарипова Нинель Федоровна, доктор искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств имени З.Г. Исмагилова: «Значение гнесинских традиций в становлении музыкального образования в Уфе» (онлайн)
Куинджи Марьяна Юрьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Просветительская деятельность сестёр Гнесиных: продолжение традиций»
Рождественская Зинаида Владимировна, заведующий кафедрой фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, профессор: «Подвижническая деятельность В.Д. Нырковой в контексте межвузовских творческих связей»
Жаров Михаил Александрович, преподаватель Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: «Выдающиеся музыканты о развитии профессиональных пианистических качеств» (онлайн)
Мухина Наталия Владимировна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «О педагогических принципах Берты Львовны Кременштейн»
Маслова Ольга Геннадьевна, заведующая отделом общего фортепиано, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «О работе над художественным образом в классе Бориса Моисеевича Берлина»
Рязанцева Татьяна Александровна, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Педагогический портрет Марины Анатольевны Дроздовой»
Дубинина Елена Борисовна, преподаватель Знаменской школы искусств при АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери “Знамение” в Ховрине» г. Москва: «”Увлечь музыкой”: о воспитании образного мышления на уроках фортепиано»
Квитковская Елена Николаевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы ДМШ им. Л. Бетховена: «Формирование ценностных ориентаций в детской музыкальной педагогике. Из опыта работы»
Диденко Диана Леонидовна, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Методы обучения в классе фортепиано для учащихся разных специальностей»
Фролова Юлия Витальевна, преподаватель МБУ ДО г. Саратова «ДШИ № 11»: «Работа над ансамблем как форма развития интереса в музыкальном обучении детей» (онлайн)
Клокова Светлана Алексеевна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Факторы, способствующие техническому развитию пианиста»
Воробьёва Елена Вячеславовна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Об особенностях технического развития студентов в современном курсе фортепиано»
Корепина Наталья Александровна, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова: «К вопросу о воспитании интонационно-гармонического мышления вокалиста в классе фортепиано» (онлайн)
Зарецкая Ульяна Владимировна, преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Аккомпанемент на уроках фортепиано у вокалиста как одно из средств воспитания музыканта-профессионала»
Резник Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Специфика освоения предмета фортепиано в программе подготовки исполнителей на национальных инструментах»
Пак Анна Григорьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Особенности работы в классе фортепиано со студентами специальности “Мюзикл, шоу-программы”»
Сухорукова Дарья Юрьевна, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Формирование подходов к фортепианному обучению студентов эстрадного факультета»
Гатауллина Нелли Ахметовна, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Психофизические предпосылки восприятия музыки на уроках фортепиано»
Трубицына Татьяна Валерьевна, преподаватель музыкального колледжа при Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки: «Проблема развития исполнительского мышления в свете психологической терапии формирования сложных действий» (онлайн)
Фролова Татьяна Валентиновна, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств: «Специфика работы с незрячими учащимися в классе фортепиано» (онлайн)
Чалышева Оксана Анатольевна, преподаватель, заведующая секцией специализированного фортепиано музыкальной школы-лицея Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки: «Образовательный проект как одна из форм развития творческого потенциала ученика» (онлайн)
Григоров Николай Олегович, заведующий ПЦК общего фортепиано Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: «Об изучении полифонии и сочинений старых мастеров в классе общего фортепиано»
Гапоненко Татьяна Николаевна, Заслуженная артистка РФ, профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова: «Некоторые аспекты стиля В.А. Моцарта в клавирных сонатах»
Берлизова Екатерина Семёновна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Тембровая палитра “фортепианной партитуры” П.И. Чайковского в цикле “Времена года”»
Бухтояров Андрей Алексеевич, Заслуженный артист РФ, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Сочинения М.М. Ипполитова-Иванова в свете традиций русской фортепианной музыки»
Сазанович Наталья Валентиновна, доцент кафедры фортепиано, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной академии музыки, г. Минск: «Фортепианная миниатюра в творчестве белорусских композиторов ХХ-ХХI вв.»
Пушина Наталия Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент Московского педагогического государственного института, профессор Международного славянского института: «Сочинения А.А. Ильинского в фортепианно-педагогическом репертуаре»
Миронова Екатерина Владимировна, преподаватель ДМШ им. В.И. Сафонова структурного подразделения ГБУДО г. Москвы «Московской городской объединенной детской школы искусств “Измайлово”»: «”Пять прелюдий для фортепиано” (1936 г.) Бориса Чайковского в репертуаре курса фортепиано»