RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Звучит фортепиано: наука и педагогика

4 декабря 2022

26 ноября 2022 года в РАМ им. Гнесиных состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Гнесинские традиции в аспекте задач курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей». Мероприятие, приуроченное к 60-летию кафедры фортепиано, привлекло внимание преподавателей различных звеньев музыкального образования России и Беларуси.

Со времени реорганизации отдела общего фортепиано в кафедру (1962 г.) коллективом преподавателей был пройден большой путь, отмеченный созданием научно-методических трудов, школ, сборников, озвученных пособий, программ по курсу фортепиано для учащихся разных специальностей. Одной из задач конференции стало осмысление этого многообразного опыта, а также применение его в современных условиях. В ходе конференции был затронут также широкий спектр вопросов, касающихся просветительских традиций кафедры, преемственности фортепианного обучения, репертуара и особенностей работы с учащимися различных профилей. Отдельное внимание было уделено проблемам фортепианного развития студентов, обучающихся по новым специальностям.

Практическим завершением конференции стал концерт учащихся, подготовленный преподавателями всех звеньев гнесинской системы музыкального образования – Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, Российской академии музыки имени Гнесиных и ее структурных подразделений – Музыкальной школы и Музыкального училища имени Гнесиных.  

Программа конференции:

Заседание вела кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепиано РАМ имени Гнесиных Якупова Ольга Александровна

Якупова Ольга Александровна, зав. кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, профессор: «Курс фортепиано для учащихся разных специальностей в контексте гнесинского концепта музыкального образования»

Говар Наталья Алексеевна, кандидат искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных: «Эстафета поколений: ценности и смыслы»

Толстикова Татьяна Львовна, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Педагоги-основатели гнесинской традиции преподавания фортепиано для разных специальностей»

Гарипова Нинель Федоровна, доктор искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств имени З.Г. Исмагилова: «Значение гнесинских традиций в становлении музыкального образования в Уфе» (онлайн)

Куинджи Марьяна Юрьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Просветительская деятельность сестёр Гнесиных: продолжение традиций»

Рождественская Зинаида Владимировна, заведующий кафедрой фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, профессор: «Подвижническая деятельность В.Д. Нырковой в контексте межвузовских творческих связей»

Жаров Михаил Александрович, преподаватель Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: «Выдающиеся музыканты о развитии профессиональных пианистических качеств» (онлайн)

Мухина Наталия Владимировна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «О педагогических принципах Берты Львовны Кременштейн»

Маслова Ольга Геннадьевна, заведующая отделом общего фортепиано, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «О работе над художественным образом в классе Бориса Моисеевича Берлина»

Рязанцева Татьяна Александровна, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Педагогический портрет Марины Анатольевны Дроздовой»

Дубинина Елена Борисовна, преподаватель Знаменской школы искусств при АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери “Знамение” в Ховрине» г. Москва: «”Увлечь музыкой”: о воспитании образного мышления на уроках фортепиано»

Квитковская Елена Николаевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы ДМШ им. Л. Бетховена: «Формирование ценностных ориентаций в детской музыкальной педагогике. Из опыта работы»

Диденко Диана Леонидовна, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Методы обучения в классе фортепиано для учащихся разных специальностей»

Фролова Юлия Витальевна, преподаватель МБУ ДО г. Саратова «ДШИ № 11»: «Работа над ансамблем как форма развития интереса в музыкальном обучении детей» (онлайн)

Клокова Светлана Алексеевна, Заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Факторы, способствующие техническому развитию пианиста»

Воробьёва Елена Вячеславовна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Об особенностях технического развития студентов в современном курсе фортепиано»

Корепина Наталья Александровна, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова: «К вопросу о воспитании интонационно-гармонического мышления вокалиста в классе фортепиано» (онлайн)

Зарецкая Ульяна Владимировна, преподаватель Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Аккомпанемент на уроках фортепиано у вокалиста как одно из средств воспитания музыканта-профессионала»

Резник Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Специфика освоения предмета фортепиано в программе подготовки исполнителей на национальных инструментах»

Пак Анна Григорьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Особенности работы в классе фортепиано со студентами специальности “Мюзикл, шоу-программы”»

Сухорукова Дарья Юрьевна, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Формирование подходов к фортепианному обучению студентов эстрадного факультета»

Гатауллина Нелли Ахметовна, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Психофизические предпосылки восприятия музыки на уроках фортепиано»

Трубицына Татьяна Валерьевна, преподаватель музыкального колледжа при Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки: «Проблема развития исполнительского мышления в свете психологической терапии формирования сложных действий» (онлайн)

Фролова Татьяна Валентиновна, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств: «Специфика работы с незрячими учащимися в классе фортепиано» (онлайн)

Чалышева Оксана Анатольевна, преподаватель, заведующая секцией специализированного фортепиано музыкальной школы-лицея Магнитогорской государственной консерватории имени М.И. Глинки: «Образовательный проект как одна из форм развития творческого потенциала ученика» (онлайн)

Григоров Николай Олегович, заведующий ПЦК общего фортепиано Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: «Об изучении полифонии и сочинений старых мастеров в классе общего фортепиано»

Гапоненко Татьяна Николаевна, Заслуженная артистка РФ, профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова: «Некоторые аспекты стиля В.А. Моцарта в клавирных сонатах»

Берлизова Екатерина Семёновна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Тембровая палитра “фортепианной партитуры” П.И. Чайковского в цикле “Времена года”»

Бухтояров Андрей Алексеевич, Заслуженный артист РФ, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Сочинения М.М. Ипполитова-Иванова в свете традиций русской фортепианной музыки»

Сазанович Наталья Валентиновна, доцент кафедры фортепиано, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Белорусской государственной академии музыки, г. Минск: «Фортепианная миниатюра в творчестве белорусских композиторов ХХ-ХХI вв.»

Пушина Наталия Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент Московского педагогического государственного института, профессор Международного славянского института: «Сочинения А.А. Ильинского в фортепианно-педагогическом репертуаре»

Миронова Екатерина Владимировна, преподаватель ДМШ им. В.И. Сафонова структурного подразделения ГБУДО г. Москвы «Московской городской объединенной детской школы искусств “Измайлово”»: «”Пять прелюдий для фортепиано” (1936 г.) Бориса Чайковского в репертуаре курса фортепиано»