RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

«Самая большая моя ошибка – это упущенная возможность»: Александр Соколов о жизни, творчестве и консерватории

26 мая 2023

В Зале Шуваловской гостиной 23 мая состоялся очередной «экзамен» для ректора. В этот раз Российскую академию музыки имени Гнесиных посетил доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александр Сергеевич Соколов.

«Я рад, что человек, чье имя сегодня не нуждается в представлении, радует нас своим визитом», – открыл встречу ректор Академии Александр Рыжинский. По традиции «экзамен» представлял собой коллективное интервью с ответами на самые разные вопросы, подготовленные студентами кафедры музыкальной журналистики.

Первый этап встречи был посвящен вопросам, касающимся ректорства в Московской консерватории. Слушателям было любопытно узнать, как музыканту удается столько работать в режиме многозадачности и совмещать, казалось бы, несовместимое: курировать многочисленные творческие и научные проекты в консерватории и за ее пределами, оказывать влияние на важнейшие процессы развития культуры и искусства в нашей стране.

«Вы знаете, ректор – далеко не профессия. Это должность, которая назначается путем выборов. Мало того – она временная. Необходимо быть абсолютным профессионалом в своей сфере и иметь готовую рабочую программу. Ко всему этому следует добавить простые человеческие качества, что является далеко немаловажным аспектом», – отметил Соколов. Александр Сергеевич также указал на важность наличия энциклопедических знаний в своей профессиональной направленности.

Для студентов Гнесинки любопытными стали и ответы на вопросы о дальнейших планах и целях Московской консерватории. Ни для кого не секрет, что два музыкальных вуза с мировым именем постоянно конкурируют между собой. «Вечный поединок между Гнесинкой и Консерваторией оправдан. Это конкуренция в школах, конкуренция в научной деятельности. Мы, в свою очередь, стараемся сохранить лучшие педагогические традиции. Оба вуза плодотворны, нацелены на выпуск наилучших кадров, и наши задачи в этом схожи», – подчеркнул Александр Сергеевич.

Как известно, консерватория тоже выпускает музыкальных журналистов. Студентам было интересно узнать, какие возможности дает диплом по данной специальности. «Я считаю, что нам катастрофически не хватает профессионалов, пишущих просто и внятно о музыке и искусстве в целом», – с досадой сказал ректор. Александр Сергеевич добавил, что диплом и рекомендательные письма, подписанные профессорами Московской консерватории, открывают дороги молодым специалистам для творчества.

Второй этап интервью с ректором охватил студенческие годы Александра Сергеевича, профессиональное определение и педагогов, которые повлияли на дальнейший творческий путь музыканта. Будучи хорошим скрипачом, впоследствии альтистом, большую роль в жизни признанного теоретика-музыковеда сыграли педагоги: «Мне посчастливилось обучаться у мэтров, начиная еще со времен музыкальной школы».

В завершение встречи от студента третьего курса Сергея Августовского был задан поистине интересный и даже щепетильный вопрос: «Представим, что у Вас есть возможность исправить три своих ошибки: одну – как ректора, вторую – как человека, третью – как музыканта. Какие это ошибки?».

«Самая большая моя ошибка – это упущенная возможность», – недолго думая, ответил Соколов. «Во всех трех ситуациях я жалею, что не воспользовался привилегиями, которые имел. Как ректор – я мог повлиять на то, чтобы из названия Центральной музыкальной школы не пропала фраза “при Московской консерватории”. Как человек я мало общался с родственниками и спрашивал о своем духовном наследии. Как музыкант в студенчестве я выбрал всего один факультатив – дирижирование, хотя мог бы на этом не останавливаться», – подытожил Соколов.

Александр Сергеевич поблагодарил публику за интересный диалог и призвал всех студентов никогда не сдаваться, не останавливаться на достигнутом, четко следовать своей цели и пользоваться всеми предоставленными возможностями.