RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Приобщение к джазовым традициям

11 марта 2022

19 февраля в Концертном зале РАМ имени Гнесиных продолжился марафон «Джазовый век России». Эстафету принял заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства Всеволод Константинович Тимофеев.

В этом году российский джаз отмечает своё первое столетие. Это очень мало в масштабе истории европейской музыки, однако за это время «музыка темнокожих» стала довольно популярна в России. С каждым годом всё больше учебных заведений запускают образовательные программы в джазовом направлении. В стенах Российской академии музыки им. Гнесиных джаз появился в восьмидесятые годы. Сейчас деканом факультета музыкального искусства эстрады является Валерий Александрович Гроховский.

Именно ему принадлежала идея создания проекта, в программе которого около ста концертов, лекций, мастер-классов и творческих встреч. Одна из них была посвящена исключительно джазовой фортепианной музыке.

Всеволод Константинович Тимофеев — лауреат международных конкурсов, доцент, заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства РАМ имени Гнесиных. Он успешно соединяет в своей жизни педагогическую деятельность с исполнительством и делает это с большим энтузиазмом: записывает альбомы, выступает как член жюри на многочисленных конкурсах и фестивалях, даёт концерты. В последнее время Всеволод Тимофеев играет в собственном ансамбле на Hammond органе, а также сам пишет музыку.

В начале концерта Валерий Гроховский выступил со вступительным словом и проанонсировал предстоящие мероприятия «Джазового века России». После этого на сцену вышел Всеволод Тимофеев.

Он сам объявлял программу концерта и рассказывал о каждом произведении.

«Сегодня мы с вами приобщимся к традициям, на которых я вырос», – так начал концерт Всеволод Тимофеев.

Как выяснилось, рос музыкант под музыку Коула Портера, Гарольда Арлена, Жозефа Косма и других корифеев джазовой музыки. В исполнении Всеволода Тимофеева мелодии, многие из которых со временем стали джазовыми стандартами (такие как «Autumn Leaves» и «Running Wild»), звучали свежо, иногда с оттенками импрессионизма. Помимо зарубежных произведений, музыкант сыграл несколько собственных сочинений. Его «Примирение» соединило в себе черты российского и американского джаза. В реальном времени, в присутствии слушателей, развернулась целая история с неразрешённым конфликтом. Органный бас держал интригу и напряжение до самого конца. Заключительные две пьесы концерта тоже были авторскими. «Причитание» и «Как русский мужик в Америку ездил» связаны с русским фольклором. Удивительным образом Всеволод Тимофеев показал, как в джазе могут сочетаться элементы американской, европейской и русской музыки.

За 100 лет российский джаз прошел большой путь и ассимилировал всё лучшее из истории не только американской «музыки темнокожих», но и из многовековой истории музыки европейской. Не потеряв при этом и свою народную музыкальную первооснову.

Текст: Анна Суворина,
студентка кафедры музыкальной журналистики