23 ноября в Российской академии музыки имени Гнесиных в рамках научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялись заседания трех секций. Чтения докладов проходили в Музыкальной гостиной дома Шуваловой и конференц-зале академии.
Второй день конференции получился очень насыщенным и охватил большой диапазон исследований в области оперного искусства. Выступления, длившиеся с утра и до самого вечера, позволили слушателям глубже и осознанней погрузиться в мир театра.
Секция l «Старинная опера: жанры, стиль, культурный контекст» включила в себя объёмные темы, посвящённые старинной опере. Докладчики рассказывали об оперных жанрах Жана Батиста Люлли, музыкальных интермедиях в комедиях Макиавелли, московской редакции «Фраскатанки» и др. С сообщением на тему «Малые оперные жанры в Вене после «Орфея и Эвридики» К.В. Глюка: адаптация или полемика?» выступила Ирина Сусидко, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных. В докладе исследователь сопоставила две оперы — «Амур и Психея» Ф. Л. Гассмана и «Пирам и Фисба» И. А. Хассе — с «Орфеем и Эвридикой» К.В. Глюка. Можно ли говорить о влиянии глюковского «Орфея» на оперы схожего жанра? Почему экспериментальные опыты Гассмана и Хассе остались единичными? Эти и другие вопросы в своём докладе раскрыла Ирина Сусидко.
Выступление Ларисы Кириллиной, доктора искусствоведения, профессора МГК имени П.И. Чайковского было посвящено опере Моцарта «Идоменей» и ее бытованию в музыкальной культуре конца XVIII — начала XIX века. Сегодня «Идоменей» — одно из самых популярных произведений Моцарта, однако при жизни композитора опера была исполнена лишь один раз. Тем не менее, «Идоменей» жил в музыкальной культуре 1791 — начала 1810-х годов на разных уровнях и в разных вариантах. Несмотря на редкие постановки, опера не была забыта – отдельные номера часто звучали на сценах музыкальных театров, использовались в театральных постановках на другие сюжеты.
Продолжили секцию доклады Марии Моисеевой, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГИИ; Юрия Бочарова, доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника МГК имени Чайковского и многих других авторитетных исследователей.
Участники секции XI – «Опера на сцене» – рассмотрели различные трактовки опер в театрах мира и в интернет-пространстве.
На заседаниях секции выступили, в частности, Анна Виноградова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГИИ, которая рассказала о подготовке первых постановок опер П. И. Чайковского в Москве; Светлана Надлер, кандидат искусствоведения, преподаватель Таганрогского музыкального колледжа, которая поделилась исследованиями о полифоническом нарративе оперы Д. Шостаковича «Нос».
Людмила Гаврилова, доктор искусствоведения, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, представила доклад «”Из бездны мрачной на краю”: некоторые размышления над оперой “Пир во время чумы” А. П. Маноцкова». Слушатели узнали об особенностях авторской композиторской техники, связанной с темпоральной тональностью и специфическими приемами вокализации и проговаривания текста. Сквозной мыслью доклада стал вопрос: «Есть ли пир в этой опере?», ответ на который слушатели получили в конце выступления.
Ряд сообщений был представлен в онлайн-режиме. В частности, в дистанционном формате выступили иностранные исследователи. Свои доклады представили Марианна Берглёф, соискатель, исследователь Норвежской академии музыки, а также доктора искусствоведения Моника Кардашевска и Моника Федык-Климашевска (Академия Станислава Монюшко в Гданьске, Польша).
Заседания секции XII – «Опера в социокультурном контексте» – завершили второй день конференции. Первым в этой секции выступил Феликс Хаутцингер, магистрант университета музыки и театра Граца. Он представил весьма необычный доклад: «Флирт в театре. Опера как брачный рынок в Вене и Париже XIX века». В нём рассказывалось о том, что публика XIX века посещала оперу не только ради эстетического удовольствия, но и по «социальным причинам», а именно – для поиска невест.
Любовь Купец, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыки финно-угорских народов Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова выступила с сообщением «”Жизнь за царя” М. И. Глинки в школьных учебниках сегодня: уроки “музыкального патриотизма”?». Предметом исследования стали российские учебники по музыкальной литературе для ДМШ, в которых рассматриваются оперы М. И. Глинки.
Также на заседаниях секции прозвучали доклады молодых исследователей на темы «Оперный фестиваль и идея синтеза искусств» (Наталия Антропова, магистрант философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), «Интерпретация античности в теории музыкального чтения М. Гнесина и ее применимость в современной театральной педагогике» (Елена Голодяевская, студентка 3 курса ГИТИСа).
Текст: Мария Старобинец
Фото: Дарья Кинякина
студенты кафедры музыкальной журналистики