RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Оперный дом открывает свои двери

25 апреля 2022

Знаковое событие в жизни двух вузов состоялось в конце января – Российская академия музыки имени Гнесиных и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Среди множества поставленных задач большое место уделено творческим процессам взаимодействия обучающихся. Так появился проект «Оперный дом: Санкт-Петербург-Москва», благодаря которому студенты из северной столицы приехали к гнесинцам и сейчас вместе работают над постановкой зингшпиля Вольфанга Амадея Моцарта «Директор театра». Ее премьера состоится 29 апреля в 15:00 в Музыкальной гостиной дома Шуваловой.

Вот уже три недели участники проекта ведут интенсивную подготовку спектакля. От Гнесинки в «Оперном доме» – студенты-вокалисты II-IV-х курсов Валерия Алипова, Иван Горин, Андрей Карпов, Валерия Лимонова и Полина Лялина. От Петербургской консерватории – ассистент-стажер факультета композиции и дирижирования Иван Франциско Педраса-Гомес, а также студенты вокально-режиссерского факультета Ивета Симонян, Тимофей Соколов и Леонид Шувалов.

И. Горин, О. Иванова, П. Лялина, А. Карпов

Наставники проекта – видные деятели культуры и искусства Ольга Иванова, Федор Сухарников, Зарема Березова, Ирина Долженко, Михаил Казаков, Юлия Моисеева, Иркин Габитов, Юрий Лебедев, Ольга Кондина и Сергей Никульшин. Кураторы «Оперного дома» – руководитель Оперного театра-студии имени Ю. А. Сперанского Александр Бутвиловский и начальник театрально-концертного управления и международных связей Виктор Хапров.

О том, какой будет опера «Директор театра», рассказал режиссер Тимофей Соколов: «Это будет традиционная академическая постановка. Костюмы, декорации и реквизит будут соответствовать эпохе. Но вместе с тем в структуру оперы пришлось внести некоторые изменения: так, например, мы исключили персонажей без вокальных номеров и скомпоновали текст. Идея произведения осталась та же — это конфликт между корыстью и преданностью своей профессии, что в наше время по-прежнему актуально».

Поставить Моцартовский зингшпиль предложила оперная студия академии. По словам Тимофея, это отличный вариант для артистов – материал удобен и хорош для обучения актерскому мастерству. Для молодого режиссера этот спектакль не менее важен – в этом году Тимофей оканчивает консерваторию, и «Директор театра» стал его дипломной работой.

Совместная работа студентов Гнесинки и Петербургской консерватории складывается удачно. «Нам было легко найти общий язык, к тому же все мы одного поколения, одного возраста. Мы понимаем друг друга, и наши ценности совпадают. Думаю, у нас получится замечательный спектакль», – комментирует режиссер.

Об организации «Оперного дома» Тимофей так же отзывается с любовью и благодарностью: «Мне предоставили отличные условия. Здесь не приходится искать концертмейстера, оркестр или что-то отдельно покупать. Я сконцентрирован именно на своей режиссерской работе, на художественной части. Это огромная помощь, поскольку мне не нужно тратить свою энергию и внимание на организационные моменты. За все это я благодарен оперной студии».

«Директор театра» – первый спектакль проекта «Оперный дом: Санкт-Петербург-Москва». В планах у организаторов ставить новые оперы каждые полгода. Предпочтение будут отдавать камерному репертуару – таким постановкам требуется не так много времени, что очень удобно для студентов. Какая опера будет следующей – пока не разглашается, однако Александр Бутвиловский считает, что скорее всего она будет из классического репертуара. «Важно, чтобы эти произведения вошли в творческий багаж наших вокалистов. “Директор театра” или, к примеру, “Тайный брак”, “Служанка-госпожа”, “Брачный вексель” – очень востребованные оперы. Также хотелось бы обратиться и к русской классике. Возможно, в будущем возьмем что-то из камерного наследия Римского-Корсакова, Рахманинова или Стравинского» – рассказал Александр Ричардович. В заключении наставник проекта отметил, что подготовленная опера войдет в репертуар самого театра-студии.