Три дня мастер-классов, два масштабных концерта, пять ректоров ведущих творческих вузов России – таков впечатляющий контекст форума, ставшего нерядовым событием в финале уходящего года.
В течение нескольких лет складывалась тенденция, оформившаяся теперь в тренд: на наших глазах сложилась творческая коалиция ведущих дирижеров страны, представляющая поколение хормейстеров XXI века, тех, кому в силу возраста и при благосклонности судьбы предстоит определять художественную повестку нескольких грядущих десятилетий. Отнюдь не умаляя вклад и достоинства наших корифеев, отметим, что в данном содружестве главное – коллегиальность, активный интерес к творчеству коллег, желание общаться, кооперироваться и черпать опыт друг у друга.
Отметим еще одну важную черту руководителей музыкальных вузов поколения миллениалов: все они активно действующие артисты высокого класса, совмещающие успешное администрирование с творчеством. Эта позиция – стремление не быть «только чиновником» – заслуживает особого уважения, кроме того, очевидны плюсы: гораздо более человечный подход в руководстве, ориентация на реалии артистической жизни, к которой должны готовиться студенты.
Нынешний форум лишь один, но весьма показательный пример из ряда состоявшихся за прошедшую пятилетку акций. В их числе – Всероссийская конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов, которую провел на базе Тульской филармонии ректор Академии хорового искусства Александр Соловьёв, и его же проект «Хормейстеры XXI века». Второй год при участии Камерного хора МГК и Altro coro РАМ имени Гнесиных проходит мощный хоровой департамент в рамках Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи. Событиями стали Всероссийская молодежная хоровая ассамблея, состоявшаяся в сентябре при поддержке Министерства культуры РФ в Московской и Нижегородской консерваториях, и мастер-классы в октябре во время фестиваля «Международная неделя консерваторий» в Санкт-Петербургской консерватории.
Главное в этих проектах – опыт, который получают студенческие хоровые коллективы, когда к ним приходят дирижеры топ-класса, знакомят с новым репертуаром, готовят с ними программы. Два завершающих концерта форума в Гнесинке стали наглядной иллюстрацией нового тренда.
В формате гала-концерта к Академическому хору РАМ имени Гнесиных выходили его руководитель Денис Морозов, ректора – Александр Занорин (Саратовская консерватория), Александр Рыжинский (РАМ имени Гнесиных), Александр Соловьёв (Академия хорового искусства). Неизменно в это хоровое братство входит декан Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов – его амплуа композитора-дирижера вносит свою интересную краску. Весомая фигура в этой панораме – доцент Нижегородской консерватории Иван Стольников, руководитель муниципального камерного хора «Нижний Новгород». Уже стало традицией привлекать в хоровые концерты харизматичных солистов. В этот раз насыщенный график не позволил присутствовать виолончелисту Алексею Васильеву – ректору Санкт-Петербургской консерватории, но в исполнении мировой премьеры цикла Сергея Екимова на стихи Расула Гамзатова (к 100-летию поэта) принял участие Юрий Гуревич, ректор Нижегородской консерватории. Баян в его руках звучал то как ансамбль духовых, то как небольшой орган, оттеняя романсовую лирику этих хоровых миниатюр. Конечно, то, что перед хором был автор, придало событию особую аутентичность.
Каждый дирижер выбирал репертуар на свой вкус, а гнесинские певцы демонстрировали завидную выучку, техническую подготовку и открытость любым дирижерским интерпретациям. Конечно, в таких «сборных» концертах есть соблазн расставить рейтинг, но в данном случае более правильно рассмотреть каждого как самоценную творческую индивидуальность. Денис Морозов на правах хозяина выстроил программу как антологию музыки второй половины XX – начала XXI столетия. Патриотические и лирические произведения Шостаковича, Свиридова, Фертельмейстера дали ему возможность «поиграть» красками, хоровой звукописью, а популярная пьеса «Мирончарня» Неске показала свободное владение современными приемами звукоизвлечения. Александр Занорин увлек экспрессией, темпераментом, умением разогнать амплитуду звучания от тончайшего пиано до мощнейшего тутти в сочинениях Фалика, Евграфова и Королева. Иван Стольников познакомил публику с фрагментами цикла «Шесть новелл на стихи Евтушенко» Фельтермейстера – корифея нижегородской композиторской школы. А Александр Соловьёв поразил скрупулезной проработкой партитуры «Русских пословиц» Щедрина, открыв для многих коллег истинную красоту и философскую идею цикла.
Александр Рыжинский, знаток авангарда, выбрал в этот раз композиторов, представляющих либо «новую простоту», как Пярт, либо приверженцев демократичного академизма, таких как Эшенвалдс и Рунестад. Дирижер бережно, с любовью погружал зал в магические волны мелодических и гармонических красот этих композиций.
Зал, как-то сразу ощутив историческую значимость концерта, встречал и провожал каждого героя программы практически как рок-звезду – горячими, долгими овациями и возгласами восхищения. Так что финальная песня Baba Yetu (солист Артемий Меньщиков), прозвучавшая в открыто-эстрадной манере, довела градус кипения эмоций до высшей точки.
А на следующий день за дирижерский пульт Симфонического оркестра студентов РАМ и сводного хора трех вузов – Московской (Камерный хор МГК), Санкт-Петербургской консерваторий и Академии Гнесиных – заступил ректор Петрозаводской консерватории Алексей Кубышкин. Выбор поэмы «Колокола» Рахманинова, с одной стороны, очевиден в свете юбилейных торжеств к 150-летию композитора, с другой – амбициозен, ведь собрать почти триста молодых музыкантов на сцене Концертного зала РАМ – это определенный вызов. Для того чтобы эта без преувеличения армия артистов разместилась, было снято несколько рядов кресел партера и поставлена вторая сцена-подиум. Алексей Кубышкин, выпускник РАМ, имеющий дипломы и хорового и симфонического дирижеров, умело выстраивал баланс между хором, оркестром и солистами. Концептуально здесь важно понимать текст, и увеличенный состав хора, наконец, позволил добиться ясной подачи слов не в ущерб яркости звучания. Импульсивность, чувственность и живописность рахманиновской музыки («сани мчатся в ряд, колокольчики звенят»), контрастность картин-настроений (бодрая энергичность, нежное блаженство, воющие стоны, завершающиеся трагическим монологом баса и почти голливудским просветлением в коде) – все было передано музыкантами и воспринято слушателями.
То, насколько качественно все было спето и сыграно, дает основания для оптимистических прогнозов и перспектив. А ректор Рыжинский подчеркнул: «Именно такие события остаются надолго в памяти студентов, дают импульс для дальнейшего профессионального развития. То, что мы не противопоставляем школы Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, а наоборот – сближаем, глубже знакомимся с разными традициями, – новый вектор в образовании, в концертной практике. И мы и дальше будем идти по этому пути, вовлекая в процесс синергии и другие вузы».
Автор фото: Анна Бобрик
Автор текста: Евгения Кривицкая
Источник: журнал «Музыкальная жизнь»