Восьмого ноября в Шуваловской гостиной прошла первая встреча из цикла «Экзамен для ректора». Гостем стал Борис Николаевич Любимов – театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина.
«Экзамен для ректора» ― это цикл встреч учащихся Академии с руководителями творческих вузов. Встречи, организованные кафедрой музыкальной журналистики, проводятся в формате коллективного интервью: вопросы гостям задают студенты-журналисты.
Цикл открыл «экзамен» для Бориса Николаевича Любимова. Представляя гостя, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский отметил, что такая встреча – непростое испытание, попросил студентов не слишком усердно расспрашивать Бориса Николаевича и «оставить его в таком состоянии, в котором он и дальше сможет продолжать работать».
За полтора часа беседы, которую модерировал студент 1 курса магистратуры Вадим Симонов, прозвучали вопросы о различных аспектах театральной и околотеатральной жизни, о биографии гостя и о перспективах отечественной культуры, и, конечно, об особенностях обучения актерскому ремеслу.
Так, отвечая на вопрос о том, кому стоит поступать в театральный вуз, Борис Николаевич подчеркнул, что для артиста важно желание быть на сцене, выходить даже на самые небольшие роли, а завистливость и обидчивость станут помехой: «Это типичная ситуация – вы хотели играть Гамлета, а получили роль Фортинбраса. И если вы не сможете спокойно играть эту роль, то, наверное, вам стоит избрать другой профессиональный путь».
Была затронута и тема педагогической этики. Прозвучал вопрос о том, что делать, если понимаешь: твой студент ― бесталанный человек. На это Любимов ответил, что ему, к счастью, ни разу не приходилось говорить студентам горькую правду ― как ректор он старается не вмешиваться в тонкости учебного процесса.
Говоря о трудоустройстве выпускников Щепкинского училища, Борис Любимов отметил, что старается помочь студентам в первую очередь тем, что организует максимально продуктивный учебный процесс. Однако, посетовал Борис Николаевич, бывает, что студенты не пользуются возможностями, которые им дает вуз: опаздывают, прогуливают занятия с интереснейшими педагогами. Тем не менее, многие выпускники служат в труппах ведущих московских театров, некоторые студенты попадают на прослушивания благодаря рекомендации Бориса Николаевича.
Разговор зашел и о театроведении. По мнению Бориса Любимова, главная задача театроведа состоит в том, чтобы найти интересные пьесы, образы, художественные материалы, которые позволят актеру открыть для себя новую роль или по-новому взглянуть на уже известную.
Следующая тема «экзамена» ― театральная критика. Какими качествами должен обладать критик и чему он должен учиться, какую роль играет критика в театральном искусстве? Эти животрепещущие темы были очень интересны студентам кафедры музыкальной журналистики, многим из которых предстоит писать о музыкальном театре. «Для меня критика всегда была передовой частью театроведения. Как критик ты должен быть замечательным историком ― и тогда все, что ты видишь, становится историей, ― рассказал Борис Любимов о своем понимании этого ремесла. ― Критик должен быть как опытный дегустатор, который всегда может отличить хорошее вино от подделки. Критика ― важнейшая составляющая современного театрального процесса».
Заключительная тема встречи ― будущее театрального искусства и культуры в целом. «Думаю, пандемию мы победим, ― успокоил студентов Борис Николаевич. – Допускаю, что уже в середине двадцатых годов XXI века ― к тому времени, когда вам, нынешним студентам, предстоит выйти на авансцену культуры, ― жить будет очень интересно: нас ожидает новый расцвет искусства».
Текст: Сергей Августовский
Фото: Нина Минченок