В Гнесинке продолжается марафон «Джазовый век России». 13 марта в Академии состоялся мастер-класс контрабасистки Дарьи Чернаковой, а вечером в этот же день в зале Музыкального училища – концерт Чернаковой с народным артистом России, пианистом Даниилом Крамером.
В честь столетия российского джаза идейный вдохновитель марафона – пианист и директор Училища Валерий Гроховский – задался целью провести сто джазовых мероприятий в течение года, приглашая востребованных музыкантов и устраивая их творческое взаимодействие со студентами и слушателями. Пока этот план безукоризненно соблюдается.
Один из таких востребованных музыкантов – Дарья Чернакова. Она неоднократно побеждала на престижных конкурсах и была участником проекта «Большой джаз» телеканала «Россия-Культура». Музыкант имеет большой опыт творческой работы за рубежом – например, в Бразилии: там был записан ее дебютный альбом Maracuja, а недавно Чернакова выиграла грант на запись нового диска в Бразилии. Контрабасистка получила большой опыт концертной практики с локальными исполнителями и освоила редкие стили игры, разбору которых, в частности, был посвящен мастер-класс. «Есть много грувов, стилей, танцев – о них можно говорить бесконечно. Басистам нужно взять на заметку стиль байау», – считает Чернакова.
Гости мастер-класса познакомились и с другими стилями бразильской музыки – маракату, парчидуальту, тумбал, афошель. Спикер рассказала о регионах, в которых зародились эти стили, о предпосылках их появления, о связи с религией и африканской культурой, особенностях ритмического рисунка. Также студенты познакомились с примерами аранжировок и инструментовки, которые используются в современной музыкальной практике – услышали музыку Антонио Карлоса Жобима, Эрмето Паскуаля.
Дарья Чернакова объяснила отличия бразильской музыки от более привычных нам джаза и свинга, продемонстрировала на своем инструменте необычные грувы и дала возможность участникам зафиксировать эти ритмические рисунки для дальнейшей отработки дома. «В бразильской музыке грув не привязан к метроному, это, в основном, затриоленность», – отметила Чернакова. Она посоветовала заниматься музыкантам и под метроном, играть грув только на слабые доли.
Еще один участник мастер-класса – заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства РАМ имени Гнесиных Всеволод Тимофеев: он аккомпанировал Чернаковой на рояле. Тимофеев задал Дарье несколько вопросов – например, о том, как именно российский музыкант может знакомиться с этим аутентичным материалом. Чернакова посоветовала слушать больше новой музыки, ведь многое есть в Интернете, а также изучать португальский язык – без этого невозможно общение и сотрудничество с музыкантами. «Когда приехала в Рио-де-Жанейро в первый раз, я не знала язык, и было очень тяжело…» – вспоминала Чернакова.
На мероприятии присутствовал и Валерий Гроховский – он предложил Дарье Чернаковой дать еще один мастер-класс, ведь за такой короткий промежуток времени трудно охватить весь объем информации.
Вечером в Большом зале Училища состоялся концерт джазового пианиста Даниила Крамера и Дарьи Чернаковой. За время продолжительной студийной и концертной совместной работы у Крамера и Чернаковой сложился тандем, они понимают друг друга с полуслова. Каждый их концерт – изысканный дуэт фортепиано и контрабаса.
В этот вечер звучали сочинения, как выразился Крамер, «не очень известных джазовых композиторов» – Чайковского, Шопена, Моцарта. Публику позабавила джазовая обработка Турецкого марша Моцарта, в которую Крамер вкраплял лейтмотив из Пятой симфонии Бетховена. Этюд Шопена op. 10 пианист объявил так: «Сейчас я исполню для вас этюд Шопена ми мажор, но мне нравится в ми-бемоль мажоре», – и зал засмеялся.
Крамер легко общался и с партнером по сцене. Так, однажды он прекратил играть, повернулся к Чернаковой и спросил: «А теперь на полтона выше, сможешь?» На сцену поднялся и Валерий Александрович Гроховский, блестяще исполнив на мелодике соло для The Nearness of You Хоги Кармайкла. «Именно такой директор и должен быть у училища!» – отметил Даниил Крамер.
Текст и фото: Алиса Алексеева,
студентка кафедры музыкальной журналистики