Проведение ежегодной «Акции грамотности» на кафедре Языковой коммуникации нашей Академии уже стало традицией, поэтому и в этом году в шестьдесят третьей аудитории Гнесинки собрались люди, которые с уважением относятся к русскому языку. Студенты и преподаватели нашей Академии, конечно, не только хотели проверить свое личное умение грамотно писать, но и утвердить ценность самого понятия «грамотность». Количество пришедших на наш «праздник грамотности» в этом году было как никогда велико, и большой класс был заполнен до предела, люди писали на подоконниках, а кое-кто и на коленках. Можно сказать, что с каждым годом к нам приходит все больше людей, что и понятно: стране нужны грамотные специалисты, а грамотный специалист начинается именно с умения грамотно писать, грамотно излагать свои мысли.
Безграмотность и некомпетентность, которые все мы так не любим, начинаются именно с элементарной школьной неграмотности, и некомпетентность профессиональная также берёт начало с неумения грамотно писать, грамотно излагать свои мысли. Эти простые истины преподаватели не устают повторять студентам на занятиях по культуре речи. Повторяем эти слова мы и сегодня, разбирая результаты диктанта. Диктант, кстати, был приурочен к дню рождения Сергея Рахманинова, у которого в этом году был, можно сказать, юбилей: великий композитор родился чуть более тысячи семисот пятидесяти месяцев назад! Текст диктанта был составлен по воспоминаниям великого русского писателя Ивана Бунина.
Результаты диктанта показали, что с грамотностью у нас не все гладко. Лишь один (!) из писавших смог написать его без единой ошибки. И мы не говорим о том, что русская пунктуация предполагает в ряде случаев так называемые «вариативные» нормы, зависящие от интонации контекста. От контекста зависит иногда и употребление прописной или строчной буквы в начале слова. Такого рода «ошибки» при проверке ни в коем случае не учитывались! Речь идет именно о «настоящих» ошибках, тех, что в школе называют ошибками «грубыми». Особенно трудной темой для некоторых из наших «добровольцев» оказалось обособление определений, обстоятельств и вводных слов. В результате в среднем в одной работе оказалось около трех пунктуационных ошибок и около двух орфографических (кстати, этот результат несколько лучше результата прошлогоднего диктанта). Но это «в среднем». К сожалению, у «чемпиона» нашего диктанта 27 ошибок, из них 10 орфографических. Не очень почетные в данном случае «второе» и «третье» места делят две работы, в каждой из которых более двадцати ошибок.
Конечно, для многих из писавших диктант школа закончилась много лет назад, но все же это недостаточная причина, чтобы Тургенева называть «Тургеньевым», Герцена – «Герциным», а знаменитый романс Рахманинова на стихи Майкова (которого кто-то назвал «Мальковым») начинать строчкой «Я вроде ждал тебя…» («Вроде» – это вместо «в гроте»!)
Остается только сказать: «Уважаемые господа студенты! Повышайте свой культурный уровень!»
Ниже приводится текст диктанта с указанием тех мест, где кем-то из участников диктанта были допущены ошибки. Здесь собраны ошибки всех писавших. Если у кого-то из участников возникнут вопросы (почему здесь должна стоять запятая? А здесь не должна? Почему в этом слове пишется «н», а не «нн»?), приглашаем на кафедру Языковой коммуникации, где интересующимся будет дана подробная консультация. Спрашивайте – отвечаем!