RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

Беседы о джазе и практический опыт: конференция и мастер-классы на Ордынке

25 марта 2022

Два дня – 15 и 16 марта – в Музыкальном училище эстрадного и джазового искусства Российской академии музыки имени Гнесиных проходила IV Международная научно-практическая конференция «Эстрадно-джазовое искусство: теория, история, практика». Форум был проведен в рамках XIX Международного конкурса-фестиваля «Рояль в джазе», приуроченного к марафону «Джазовый век России».

Открывая конференцию, с приветственными словами к ее участникам обратились проректор Академии по научной работе Татьяна Науменко и директор Училища Ирина Казунина. «В этом году география городов и стран, принявших участие в проекте, заметно расширилась. К нам присоединились участники из Луганска, Тюмени, Ростова. Мы получили огромное количество статей из Бразилии, Китая, Казахстана, Латвии и Литвы», ― отметила, в частности, Ирина Казунина.

Доклады участников конференции были посвящены различным «около- и внутриджазовым» темам ― вокалу и поведению на сцене, театру мюзикла, джазовому оркестру и истории отдельных жанров. Так, профессор кафедры эстрадно-джазового искусства МГИК Зинаида Карташева рассказала о возникновении жанра босановы и о своих впечатлениях от поездки в Бразилию. Доцент кафедры эстрадно-джазового искусства МГИК Борис Ривчун ― о формировании стиля биг-бэнд-аранжировки в оркестре Каунта Бейси и у его последователей (вплоть до оркестра Игоря Бутмана), преподаватель кафедры теории музыки Академии Петр Плотников ― о взаимосвязи гармонических стилей фри-джаза и блюза.

Важным пунктом дискуссии стала педагогика на эстрадно-джазовых отделениях. Как организовать курс инструментоведения, и какие при этом возникают материально-технические трудности? Чем сольфеджио может помочь джазмену и как его надо учить? Какие проблемы возникают при работе с иностранцами и как преодолеть культурно-языковой барьер? Эти проблемы затронули преподаватели Академии и Училища Анастасия Прокшева, Анна Руднева и Наталья Казанцева.

В конце каждого дня конференции в стенах Училища проходили мастер-классы признанных звезд эстрады. Вечером первого дня состоялся мастер-класс певицы Этери Бериашвили. Она подробно разобрала характерные для начинающих исполнителей проблемы: плохой русский язык (sic!), подъезды к нотам, неточная интонация. Этери рассказала и о том, насколько важно певцу вызывать эмоции у слушателя: «Та энергия, которую вы получаете на сцене, заставляет вас вновь и вновь выходить сюда, преодолевая и температуру, и усталость, и возможное плохое настроение».

Также Бериашвили сформулировала непреложные правила для начинающих. Эти максимы помогут правильно произносить русский текст в песнях, расставлять акценты в словах и исполнять песни с неправильными музыкальными ударениями.

Второй день конференции завершился мастер-классом выпускника Академии, джазового полиинструменталиста Владимира Нестеренко «Боперы и Билл Эванс: сравниваем, анализируем и играем».

Мастер-класс прошёл в камерной обстановке в виде микса исполнения и беседы. В мероприятии приняли участие студенты младших курсов училища и более опытные студенты эстрадного отделения Академии. Ребята исполнили известные джазовые композиции, продемонстрировали собственные сочинения и даже вступили в джазовую «дуэль» с преподавателем. Замечания и пожелания Владимира Нестеренко оказались полезными для многих слушателей, а иногда ― не совсем обычными. Например, Нестеренко предложил студентам поставить такой эксперимент: в течение нескольких дней записывать своё исполнение на камеру и, что интересно, под метроном! Джазмен пообещал, что результат сильно удивит, учитывая, что в джазовой музыке и так довольно непросто сохранять метроритмическую структуру. Большое внимание было уделено проблемам аккомпанемента, педализации и гармонизации.

Владимир Нестеренко завершил мастер-класс темой взаимосвязи джаза и классики. «Я человек, «испорченный» академическим образованием, но это даже хорошо!» ― подчеркнул музыкант. Он отметил, что именно со знания канонов академической начинается путь в необъятный мир джаза.

Текст: Сергей Августовский, Владлена Почкаева,
студенты кафедры музыкальной журналистики