13 декабря 2021 года Тимофею Александровичу Докшицеру исполнилось 100 лет. С именем замечательного Российского трубача, Народного артиста Р.Ф., профессора Тимофея Докшицера связано развитие современного Российского и мирового исполнительства на духовых инструментах. Огромное число концертов, записей, плодотворная артистическая и педагогическая деятельность – все это выдвинуло его в ряд мировых, выдающихся музыкантов современности. Тимофей Александрович Докшицер – выпускник ГМПИ им. Гнесиных (кл. профессора М. И. Табакова 1950 г.), являлся профессором ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных более 30 лет (1954 – 1990). За время работы из его класса выпустилось более 100 первоклассных трубачей, среди них – солисты лучших оркестров, лауреаты различных исполнительских конкурсов, профессора высших учебных заведений.
Родился на Украине (г. Нежин, Черниговской обл.) в семье музыканта. С девяти лет учился игре на трубе в Москве, став воспитанником оркестра кавалерийского полка. Начался долгий путь совершенствования; сначала – в училище им. Глазунова и Центральной музыкальной школе, затем – в училище и в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Наставниками молодого музыканта были известные советские трубачи М. Табаков и И. Василевский. В феврале 1941 года Докшицер – лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей, а в 1947 году одерживает победу на Международном конкурсе в Праге. В эти годы молодой трубач много концертирует и одновременно работает в оркестре Большого театра СССР. В 1957 году он оканчивает дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. Чайковского по классу профессора Лео Гинзбурга. С 1957 по 1959 – дирижёр оркестра Большого театра.
Тимофей Докшицер – выдающийся музыкант, продвинувший далеко вперед искусство игры на трубе. В его руках этот инструмент приобрел подлинную сольную значимость, соперничая с гибкостью, подвижностью деревянных духовых, экспрессивным звучанием струнных, бельканто вокала. «Докшицер моделирует каждую фразу так искусно, что ему могли бы позавидовать многие известные певцы и инструменталисты», – пишет болгарская газета «Работническо дело», а американец Джон Берроуз на страницах журнала «Брасс Верлд» восклицает: «Его игра положительно превосходит возможности инструмента». Виртуозность Докшицера феноменальна, и гениальный трубач придавал своему инструменту бесконечное число самых разнообразных оттенков. Но не только эти качества делали его игру уникальным явлением. Артистический дар Докшицера – это целый комплекс свойств, окрашенных яркой индивидуальностью, современным мировосприятием художника. «Каждый раз меня глубоко захватывает не только блестящая техника, но и высокоинтеллектуальное внутреннее содержание, а также сама культура игры на этом инструменте, для которой я нахожу только одно название – «вершина мастерства», – говорил о Докшицере известный немецкий дирижер Курт Мазур. Репертуар музыканта огромен и включал в себя практически все, что написано для трубы или может быть на ней исполнено: от классических произведений Баха, Бибера, Гайдна, Гуммеля, Альбинони, Тартини, Вивальди до современных – Мясковского, Шостаковича, Вайнберга, Щедрина, Эшпая, Арутюняна, Гершвина, Тамберга, Пахмутовой. Интерпретация Докшицера всегда стилистически точна, своеобразна и «авторизована»; многие сочинения артист исполнял в собственной редакции и обработке, а концерты Гайдна, Гуммеля, Арутюняна звучали с его каденциями. Часто он включал в программы своих выступлений популярные скрипичные, фортепианные и вокальные миниатюры – пьесы Крейслера, Сарасате, Динику, Дебюсси, Равеля, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Рахманинова. Искусство этого большого мастера способствовало появлению многих интересных музыкальных сочинений для трубы. Специально для Докшицера созданы концерты Вайнберга, Тамберга, Нестерова, Крюкова, Пескина, Красотова, Троцюка и другие, различные по жанру произведения.
Музыкант выступал с симфоническими и камерными оркестрами, играл с органом и духовыми инструментами. Его соло украшали спектакли Большого театра СССР: яркий, сияющий, полетный звук Докшицера можно было слышать в «Лебедином озере», «Щелкунчике» Чайковского, «Войне и мире», «Ромео и Джульетте» Прокофьева, «Спартаке» Хачатуряна… Докшицер записал более 25-ти дисков, сделал огромное количество переложений, издал три книги: «Трубач на коне», «Из записной книжки трубача», «Путь к творчеству» и создал «Систему комплексных упражнений трубача», методическое пособие – «Штрихи на трубе», которые пользуются большой популярностью. Всё это постоянно обновляется и переиздаётся. И огромная заслуга в этом брата Тимофея Александровича – профессора, Владимира Александровича Докшицера, который всё своё время и силы отдаёт на то, чтобы наследие Т. А. Докшицера стало доступным для будущих поколений. Он создал библиотеку Тимофея Докшицера, которая постоянно издаётся и обновляется.
Имя Т.А. Докшицера во все времена было примером для подражания, как в нашей стране, так и за рубежом. В подтверждение этому он был избран пожизненным членом директората «Международной гильдии трубачей». Искусство Тимофея Докшицера получило широкое признание. Он объездил, как солист более пятидесяти стран мира и был участником различных исполнительских семинаров, международных конкурсов и фестивалей. Самое важное – это то, что он сумел совместить работу в одном из лучших оркестров мира с сольной исполнительской деятельностью. Кто играл в оркестре, тот понимает – как трудно сегодня играть балет «Спартак», а завтра выступать в качестве солиста с сольной программой. Много времени Т.А. Докшицер отдавал просветительской и педагогической деятельности. В 1961 году он основал «ДОТ» – добровольное общество трубачей при ЦДРИ, затем это общество переросло в «Ассоциацию музыкантов -духовиков ЦДРИ», которая существует и в настоящее время.
Вся творческая жизнь Тимофея Александровича была тесно связана с гнесинскими учебными заведениями. Он сам окончил музыкальное училище, Государственный музыкально–педагогический институт им.
Гнесиных. Его педагогическая деятельность началась во время войны, когда он в музыкальном училище им.Гнесиных заменял своего профессора М. И. Табакова, который был в эвакуации. Докшицер Т. А. более 30 лет являлся профессором института, училища и МССМШ им. Гнесиных. В силу большой занятости у него всегда был небольшой класс, не больше 5 студентов. Занимался он, как правило, в середине дня. На уроках всегда был с трубой и если студент что-то не понимал, то он брал трубу и показывал, но как это было профессионально и фантастически здорово. После таких уроков хотелось заниматься вдвое больше. Конечно главное, чем он занимался на уроках – это вопросы понимания и интерпретации музыки. Выразительность исполняемой музыки всегда была на первом плане. Он очень любил, когда студент сам предлагал своё понимание того или иного образа. Но главным всегда была музыка. Тимофей Александрович никогда не занимался вопросами постановки губного аппарата. А тех, кто менял постановки своим ученикам всегда называл шарлатанами. Также много времени тратил на наше воспитание. Учил – как быть артистами на сцене, а в жизни – просто хорошими людьми. Он всегда говорил: «Интеллигент не тот, кто хорошо одевается, а тот, кто не делает низких поступков» и сам всю жизнь помогал всем, кто к нему обращался и нас учил любить людей. При всей своей занятости много времени уделял общественной и просветительской деятельности. Ни одно важное событие в духовом исполнительстве не обходилось без него. Каждый год 13 декабря, в день рождения Тимофея Александровича благодарные ученики приходят на Донское кладбище почтить память своего учителя, Величайшего музыканта современности. В Москве его имя носит детская музыкальная школа – «ДМШ имени Т. А. Докшицера» и даже автобусная остановка «ДМШ им. Т. А. Докшицера». В Российской академии музыки имени Гнесиных, при входе в 81 класс, где занимался Тимофей Александрович имеется мемориальная доска с его именем. В РАМ имени Гнесиных прошли 2 профессиональных конкурса, а в ДМШ им. Т. А. Докшицера 2 юношеских конкурса, которые носят имя Тимофея Докшицера.
В связи со 100-летием Тимофея Александровича Докшицера, в знак величайшего уважения и в память о нём Российское духовое общество и всё мировое духовое сообщество объявило 2021 год – годом Тимофея Докшицера. Благодаря активной позиции Президента «Российского духового общества» Михаила Аркадьевича Брызгалова, в Российском национальном музее музыки была организована выставка с подробной экспозицией о жизни и творчестве Т. А. Докшицера, которая затем была представлена в Большом театре, в РАМ имени Гнесиных, и в Мариинском театре. В ТАСС состоялась пресс конференция, посвящённая великому музыканту. Вечера, посвящённые 100-летию со дня рождения Тимофея Александровича Докшицера прошли на сцене Большого театра, Мариинского театра в Санкт – Петербурге, Вильнюсе, Казани, Туле, Белгороде, Екатеринбурге, Кирове, Астрахани, Красноярске, Ереване. несколько концертов прошло в РАМ имени Гнесиных и МГК им. П. И. Чайковского. Во многих городах прошли фестивали и тематические вечера, посвящённые 100-летию выдающегося музыканта современности. В Большом зале РАМ имени Гнесиных 13 декабря 2021 года состоялся грандиозный гала – концерт. В сопровождении Центрального духового оркестра министерства обороны России выступили известные исполнители на духовых инструментах. Несмотря на трудную ситуацию, зал был заполнен полностью и даже в проходах стояли люди. Благодарная публика в зале встречала и провожала исполнителей восторженными аплодисментами. Всего по всей России состоялось около 280 мероприятий. Всё это говорит о том, что творчество и наследие величайшего трубача всех времён и в настоящее время в сердцах современных трубачей, а имя Тимофея Александровича Докшицера будет вечно.
Ученики, окончившие ГМПИ, РАМ им. Гнесиных в разные годы:
Назаренко П., Пукель Б., Дунаев Ю., Коптевский В., Шишков И., Рябчиков В., Гутин Е., Володин В., Прокопов В., Токин Ю., Гончаренко Ю. Аброскин В., Молостов А., Мильштейн С., Певзнер Л., Асташкин В., Хренков Ф., Бродский И., Школьник И., Толкачёв О., Москаленко К., Границкий М., Зверкин С., Ханин М., Веденяпин П., Сазонов И., Орехов А., Янков В., Истомин В., Селянин А., Табак П., Спиридонов В., Сёмкин В., Юсупов С., Потеенко А., Королёв А., Тарарак Ю., Фишер А.
Заведующий кафедрой медных духовых инструментов,
профессор РАМ имени Гнесиных, профессор – Прокопов В. М.