RU
Министерство культуры РФ
Особо ценный объект
культурного наследия РФ
Вход в ЭИОС

В Гнесинке впервые побывал испанский дирижер Борха Кинтас

3 мая 2023

Профессор Арагонской государственной консерватории и Высшей школы музыки Катарины Гурска в Мадриде провел мастер-класс для студентов РАМ имени Гнесиных. После встречи музыкант поделился наблюдениями о работе с испанскими и русскими студентами, переживаниями о современном состоянии культуры и рассказал о первом знакомстве с Гнесинкой.

Это первое ваше взаимодействие с РАМ имени Гнесиных?

С Академией, да. Хотя на самом деле моя история знакомства с Россией началась именно с нее: свое первое музыкальное образование в детстве я получал у выпускника Гнесинки. Он учился у профессора Валентины Яновны Жубинской. И мой первый преподаватель с самого начала говорил: «Рано или поздно ты обязательно должен ехать в Москву».

Как вам гнесинские студенты-дирижеры? Комфортно ли работать с ними?

Очень интересные музыканты. Быстро реагируют на мои замечания, особенно в работе с руками – а это деликатный момент. Обычно, когда человека трогаешь, он тут же напрягается. Гнесинцы быстро перенимают нужные ощущения и, следовательно, быстро развиваются. Мне кажется, они могут стать хорошими профессионалами. Вообще моя методика обучения основывается на подготовке тела. Я могу со своими студентами по полгода работать над самым простым материалом, чтобы научить их расслабляться. И только потом мы берем более сложные произведения.

Отличаются ли друг от друга испанские и российские студенты?

Конечно, отличаются. В России с детства всех воспитывают так, что профессия дирижера - очень серьезная, к занятиям надо подходить ответственно. А в Испании, бывает, встречаешь огромный талант, но без привычки к регулярным занятиям.

К слову, в России заведено, что перед получением дирижерского образования музыкант сначала осваивает какой-либо инструмент. У нас же бывает так, что студент не владеет даже базовыми навыками игры на фортепиано. А для нашей профессии крайне важно иметь представление, как играть на том или ином инструменте. Я советую студентам обязательно щупать инструмент для понимания того, как показать какой-либо штрих, овладеть звуком.

Влияет ли современная политическая ситуация на мировую культуру?

Конечно, сильно влияет. И мне кажется, надо поддерживать наши культурные и образовательные связи. Мы говорим на универсальном языке красоты, и это единственное, что спасет наш мир. Прерывать отношения именно в этом плане - большая ошибка.

Поделюсь своей грустью. Моя коллега в Мадриде отправила студента в книжный магазин за «Мастером и Маргаритой». А букинист сказал, что русскую литературу он не продает. К сожалению, от этого не Булгаков страдает, а наш народ. Такая история, конечно, исключение, особенно в Испании. Но если под удар будет попадать культура, это станет бедой.

Борха Кинтас окончил как пианист Мадридскую королевскую консерваторию (класс профессора Х. Сориано) и аспирантуру в МГК им. П. И. Чайковского (класс профессора В. К. Мержанова), а также основной курс оперного и симфонического дирижирования (класс профессора В. А. Понькина). Возглавляет Мадридский симфонический оркестр и хор WYD (JMJ), Симфонический оркестр UCAM, Молодежный симфонический оркестр Сории и Симфонический оркестр Университета Наварры.

Встреча стала частью программы Первого международного фестиваля «Гнесинка без границ». Организаторы – кафедра оперно-симфонического дирижирования (заведующий – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, профессор Владимир Петрович Зива) и отдел международных связей и творческих проектов.

Фото: Анна Бобрик